Общие сведения
История создания автомобиля ЗИЛ 4331 начинается в 1970-х годах. Тогда в СССР наблюдался серьезный дефицит новой производительной техники с значительными эксплуатационными характеристиками. Ситуацию доверили исправлять специалистам завода имени Лихачева. Вместе с представителями Камского автомобильного завода они разработали принципиально новую модель, в основу которой легла одна из модификаций КамАЗа. Грузовую машину отличали улучшенное освещение, новый мотор и более современный дизайн. Результат совместной работы получился удивительным. Специалисты создали новый автомобиль с значительной надежностью и проходимостью.
Дебютный опытный образец был представлен в 1977 году. Ему суждено было стать родоначальником нового для завода семейства продуктов – дизельных грузовиков. В начале 1980-х годов транспорту присвоили индекс ЗИЛ 4331. Автомобиль дорабатывали до 1985 года, после чего утвердили окончательную конструкцию. В 1987 году семейство ЗИЛ 4331 встало на конвейер. Первые версии получили 150-сильный бензиновый агрегат ЗИЛ 508.10, дополненный 5-ступенчатой механической коробкой передач. Позднее появились дизельные модификации. Для модели разработали атмосферный дизельный 165-сильный агрегат ЗИЛ 165 с объемно-пленочным смесеобразованием. Работал он в паре с механической синхронизированной 9-ступенчатой трансмиссией.
Внешность автомобиля получилась довольно стандартной. Очертаниями он напоминал большой прямоугольник. Спереди красовалась необычная радиаторная решетка, расположенная достаточно высоко. Она занимала очень много места. По бокам установили брызговики, которые резко отходили от общего корпуса. В глубине прятались колеса. Бампер ЗИЛ 4331 немного выступал вперед и был выполнен из прочного металла, служа дополнительной защитой. Концы бампера охватывали весь корпус, предохраняя кабину оператора от случайных повреждений. Сама кабина оператора имела угловатые очертания.
Машина получила самосвальный отсек, который позволял перевозить многообразные грузы. Автомобиль легко управлялся с большим количеством удобрений, гравия, песка, щебня, камней, дерева и транспортировал даже тяжелые металлоконструкции. Позднее появились модификации, позволявшие перевозить жидкий бетон на некрупные дистанции. Подобными характеристиками на тот момент не обладал ни один автомобиль.
ЗИЛ 4331 несколько раз модернизировали, а количество многообразных модификаций на базе данной модели постоянно увеличивалось. Наиболее интересная версия вышла в 1992 году. Автомобиль с отдельным местом, позволяющим отдохнуть 2 пассажирам, быстро нашел своего покупателя. Модель комплектовалась новыми боковыми обтекателями и мощным 9,55-литровым агрегатом (200 л.с.). Последующие преобразования касались установки более совершенных кабин на шасси старого поколения.
Всего насчитывалось несколько десятков модификаций ЗИЛ 4331. Наиболее примечательные из них:
- ЗИЛ 433100 – базовая версия с мотором ЗИЛ 645;
- ЗИЛ 433102 – шасси базовой модели;
- ЗИЛ 432900 – короткобазная модификация с дизельным двигателем;
- ЗИЛ 433104 – шасси для пожарного автомобиля;
- ЗИЛ 433116 – базовая модификация на экспорт;
- ЗИЛ 4332А – длиннобазная версия с мотором ЗИЛ 645 (серийный выпуск модели не осуществлялся);
- ЗИЛ 442100 – седельный тягач с мотором ЗИЛ 645 и колесной базой в 3800 мм;
- ЗИЛ 442160 – седельный тягач с мотором ЗИЛ 645 и колесной базой в 3300 мм;
- ЗИЛ 442300 – седельный тягач с агрегатом ЗИЛ 645, колесной базой в 4500 мм и спальной кабиной оператора.
ЗИЛ 4331 имел многофункциональный тип кузова, позволяющий перевозить многообразные сыпучие материалы, жидкости и твердые материалы. Благодаря этой способности автомобиль использовался в многообразных отраслях. Неприхотливость и значительная надежность сделали модель популярной в строительстве, сельском и лесном хозяйстве и у коммунальных служб.
Блок цилиндров
Блок цилиндров ЗИЛ 130 отлит из чугуна, с несущей водяной рубашкой и вставными мокрыми гильзами. Для увеличения жесткости водная рубашка разделена перегородками на замкнутые силовые контуры. Гильзы цилиндров отлиты из чугуна СЧ18-36 с ограниченным до 5% содержанием феррита. В верхнюю часть гильзы запрессована на 50 мм вставка из коррозионностойкого аустенитного чугуна (это обеспечивает ресурс гильз до 200 тыс. км). Толщина гильзы 7,5 мм, высота гильзы — 188,5 мм. Распределительный вал установлен в блоке цилиндров.
Параметр | Значение |
Материал | Высокопрочный чугун |
Диаметр цилиндра, мм | 101,48 – 101,54 |
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм | 79,500 — 79,525 |
Устройство автомобиля
Конструкция «Бычка» считается традиционной для заднеприводных грузовых автомобилей средней вместимости. Основная часть машины – это жесткая рама, на которую устанавливаются силовые агрегаты (дизельный двигатель, механическая коробка передач и сцепление). Также на ней крепятся кабина и рессорные узлы с амортизаторами. Через ходовую часть автомобиля ЗИЛ 5301 к раме крепятся задняя и передняя ось.
На отечественных грузовичках данной марки использованы несколько видов дизельных моторов. Все они изготовлены на Минском автомобильном заводе. Коробка переключения передач только механическая.
Дополнительное оборудование грузовика включает:
- Рулевое управление с гидроусилителем руля.
- Тормоза с пневмоусилением и гидроприводом.
Устройство системы питания
Схема работы систем питания всех двигателей принципиально одинакова (рис. 1-3).
Топливные баки сварные, штампованные из освинцованного листа. Подача топлива из баков — принудительная при помощи топливного насоса диафрагменного типа. Все карбюраторы вертикальные, с падающим потоком, одно- или двухкамерные. Воздушные фильтры масля- но-инерционные. Все двигатели снабжаются ограничителями максимального числа оборотов. При разборке все мелкие детали агрегатов следует укладывать в специальные коробки или в ящики, разделенные ячейками.
Нельзя допускать чистку калиброванных отверстий (жиклеров и клапанов) карбюраторов и насосов металлическими стержнями, так как такая операция может изменить размеры отверстий, привести их в негодность.
Топливные баки, в зависимости от назначения автомобиля на нем установлены топливные баки различных емкостей, В табл. 1 приведены емкости и количество баков.
Топливные насосы. На двигатели ЗИЛ устанавливают диафрагменные топливные насосы следующих типов:
на двигатель ЗИЛ-157К— Б-9Б (рис. 4) или Б-10Б; на двигатель ЗИЛ-130—Б-9 (рис. 5) или Б-10; на двигатель ЗИЛ-131— Б-10 (рис. 6).
Характеристики топливных насосов приведены в табл. 2.
Топливный насос Б-10Б отличается от насоса Б-10 только изогнутым коромыслом. Давление всех насосов при нулевой подаче— не более 0,296 кГ/смА. Работоспособность топливного насоса характеризуется производительностью (л/ч), максимальным давлением (мм рт. ст. или кГ/см2), которые определяют на специальных установках или непосредственно на двигателе. Указанные параметры на установках замеряются обычно при 1300— 1400 об/мин распределительного вала двигателя, эксцентрик которого приводит в действие топливный насос, при высоте всасывания и нагнетания топлива по 0,5 м, при топливопроводах с внутренним диаметром 6 мм и при нулевой подаче топлива в поплавковую камеру карбюратора.
Для различных режимов работы двигателя топливным насосом автоматически подается различное (неодинаковое) по объему
количество топлива, в зависимости от его расхода. Происходит это следующим образом.
Изменение расхода топлива вызывает некоторое колебание его уровня в поплавковой камере карбюратора, а следовательно, и изменение запорного усилия игольчатого клапана подачи топлива. Поэтому в топливопроводе, соединяющем топливный иасос с карбюратором, создается противодавление топлива, которое имеет переменную величину, Это противодавление тем больше, чем меньше открыт игольчатый клапан, т. е. чем меньше расход топлива двигателем. Вследствие противодавления диафрагма насоса перемещается вверх не на полный ход, а только частично, в зависимости от расхода топлива в данный момент работы двигателя. Когда топливо в поплавковой камере карбюратора достигает заданного уровня (в соответствии с регулировкой поплавка), игольчатый клапан закрывается, противодавление достигает максимальной величины и насос прекращает подачу топлива; это явление называется нулевой подачей топлива, при которой замеряется давление насоса с помощью манометра, установленного на выходном топливопроводе (на переходнике) насоса.
По теме:
Установка распределительного вала и распределительных шестерен
Термостат жидкостного типа
Сборка и установка механизма включения привода переднего моста
История модели и назначение
ЗиЛ-130 на свое время был необычным автомобилем. Впервые продукцию советского автопрома оснастили синхронизированной КПП, рулевым гидроусилителем, просторной кабиной с панорамным стеклом. Прибавьте к этому плавный ход и внешний вид, только-только вошедший в моду на территории США.
Проектирование грузовика, заменившего серийный ЗИС-150, начались в 1953 году. Руководителем работ назначен главный конструктор А. М. Кригер, ведущим конструктором — Г. А. Феста, дизайн создан Т. П. Киселевой. Транспортное средство имело несколько наименований — ЗИС-125, ЗИС-150М.
Дальнейшую хронологию ГАЗ модификации ЗиЛ модели 130 целесообразно рассматривать в виде таблицы:
Дата | Событие |
Декабрь 1956 г. | Спуск с конвейера 1-го образца |
1959 г. | Первая презентация на Всесоюзной сельхозвыставке |
Февраль 1961 г. | Утверждение проектного задания |
Сентябрь 1962 г. | Отправка первых 5-ти машин на Ярославский шинный завод для тестовой эксплуатации |
1963 г. | Старт серийного производства |
1 октября 1964 г. | Генеральная реконструкция завода и массовый выпуск ЗИЛ модификации 130 |
Июль 1974 г. | Изготовлен миллионный автомобиль |
Август 1982 г. | Выпущен двухмиллионный экземпляр |
1986 г. | Модернизация машины — конструкцию практически не меняли, но присвоили новый индекс — ЗИЛ-431410 |
1994 г. | Прекращение выпуска |
Июль 1975-декабрь 1994 гг. | Изготовлено 3 383 312 экземпляров на автосборочном заводе в г. Чита |
1994 — 2014 гг. | Выпуск последних модификаций на уральском автомобильном заводе (индексы УАМЗ-43140 и АМУР-43140) |
Двигатель ЗИЛ-508
Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином. Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
Явление народу
Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.
УСТРОЙСТВО
ЗИЛ 130 имел примечательный для своего времени дизайн (неслучайно модель удостоилась золотой награды на международной выставке в Германии). Модель получила обтекаемые крылья, вентиляционный люк, большое панорамное лобовое стекло и капот аллигаторного типа. Обычно автомобиль окрашивали в голубой цвет, но существовали белые, желтые и темно-зеленые вариации.
Основные элементы ЗИЛ 130 устанавливались на клепаной штампованной раме с 2 лонжеронами швеллерного сечения. Для усиления конструкции использовались 5 поперечин. В задней части монтировалось сцепное устройство с буксирным крюком с защелкой, в передней части – 2 буксирных крюка без защелок.
Ходовая часть
Для переднего и заднего мостов использовалась зависимая подвеска с продольными полуэллиптическими рессорами. Передние концы рессор крепились на раме посредством пальцев и ушков, задние концы были скользящими. Для передней оси применялась двутавровая кованая балка с 2 телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Рессоры задней части получили усиленную конструкцию.
Базовыми для автомобиля стали колеса 7,0-20 с шинами размерностью 9,00-20 (260-20).
Трансмиссия
Большинство версий ЗИЛ 130 оснащались 5-скоростной трехходовой механической трансмиссией с синхронизацией на всех передачах, кроме первой (задняя передача была прямой). Передача усилия от мотора на коробку передач выполнялась при помощи сухого однодискового сцепления фрикционного типа с механическим приводом. Главная передача была двойной и имела передаточное число 6,45. Задний пост комплектовался коническим дифференциалом с 4 сателлитами. Рулевой являлась передняя ось, ведущей – задняя ось.
Тормозное управление
Рабочая тормозная система ЗИЛ 130 была колодочного типа с барабанными механизмами, воздействующими на все колеса. В конструкции присутствовал пневматический привод. В качестве стояночной системы использовался механизм барабанного типа, воздействующий на трансмиссию. Она также имела механический привод.
Система электроснабжения
В автомобиле использовалась однопроводная электрическая система с напряжением 12 В. Источником энергии служили генератор типа Г108-В или 32.3701 и аккумулятор 6СТ-90ЭМ. Для запуска мотора применялся стартер СТ-130АЗ.
Кабина
По уровню комфорта ЗИЛ 130 опережал все другие грузовые автомобили того времени. 3-местная цельнометаллическая кабина находилась сразу за агрегатом. Сиденье водителя регулировалось по высоте, наклону спинки и длине. Все кресла отличались удобной посадкой и мягкостью. В числе базовых опций присутствовали 2-щеточный стеклоочиститель, омыватель лобового стекла и мощный отопитель. Эргономика салона была на высоком уровне (особенно для того времени). Установленные индикаторы и приборы давали полную информацию об автомобиле. В крыше имелись 2 вентиляционных люка.
Шумоизоляция в салоне была отличной. Главным недостатком кабины стала плохая обзорность. Высокие передние крылья и капот доставляли определенные проблемы, особенно при движении в плотном потоке машин.
Ширина кабины в сравнении с другими продуктами завода увеличилась, что сделало салон более просторным. В начальном исполнении модель оснащалась гидравлическим усилителем руля, что обеспечивало простоту управления тяжелым грузовиком. Сам рулевой механизм включал винт с шарообразной гайкой и поршень-рейку.
Кузов
ЗИЛ 130 поставлялся с кузовом с откидным задним бортом. Платформа считалась грузопассажирской, поскольку имела по бокам решетки и скамейки, которые откидывались при необходимости. Вместительность кузова составляла 16 человек. В начальном исполнении машина имела тент с дугами. Базовый кузов обладал высокой практичностью и вместительностью. В качестве дополнительного оснащения предлагались лопата, светомаскировка и канистры.
Особенности конструкции
Задачи конструкторы СКБ решили непростые: они сделали всепроходимый и плавающий автомобиль, при этом достаточно лёгкий, но и вместительный. Стеклопластиковый кузов-лодка; огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают машине плавучесть. Трёхосная конструкция позволяет проезжать по пересечённой местности с самым сложным и неоднородным ландшафтом, а возможность их стравить – по непрочным грунтам, которые не выдерживают большого удельного давления.
Вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 имеют максимально унифицированную конструкцию. Они отличаются только оборудованием грузовой площадки (ЗИЛ-4906) или пассажирского блока (ЗИЛ-49061) в кормовой части корпуса. В первом случае вездеход оснащался подъёмным краном и подходящим по форме ложементом для спускаемого аппарата, а во втором – герметичной, оборудованной всеми медицинско-спасательными средствами и климатической установкой, пассажирской кабиной.
Корпус, силовая установка, трансмиссия, шасси обеих этих машин – совершенно одинаковые. Согласно опыту предыдущих подобных проектов, вездеходы-амфибии ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 были построены на основе корпуса рамной конструкции.
В его составе – сварная облегчённая рама из алюминиевого сплава, составленная из продольных и поперечных профилей, плюс нескольких косынок и раскосов в наиболее нагруженных местах. Рама скреплена со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом амфибии. Передний свес корпуса выполнен изогнутым, с несколькими продольными ребрами жёсткости. Над колёсами разместили вертикальный борт с крупными колёсными арками. Задняя часть корпуса, с вертикальной кормовой панелью, имеет поднимающееся днище. Данное решение было связано с конструктивной необходимостью монтажа пары наружных гребных винтов.
Для передвижения по водной поверхности вместо танковых водомётов, которые применялись на экспериментальных ЗИЛовских вездеходах, в «Синих птицах» применили гребные винты.
Поскольку вездеходы ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 – аэромобильные, за счёт материалов кузова их постарались сделать как можно более лёгкими: раму сдалали из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Для ЗИЛовцев этот материал уже в середине 1960-х был не чем-то инновационным, а вполне знакомым, поэтому кузов был выполнен очень профессионально, и получился очень качественным.
Те, кому удалось покататься на «Синих птицах» в наше время, рассказывают, что сегодня этот кузов утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел. Дело в том, что с течением времени эпоксидная смола, которая соединяет многочисленные слои стеклопластикового кузова, утратила свою эластичность. И если «молодой» кузов ЗИЛ-49061 с лёгкостью валил деревья толщиной в руку, прогибался и деформировался, как угодно, возвращаясь потом в исходное состояние; то сегодня его приходится беречь: кузов неэластичный и хрупкий стал.
Интересным было выполнено крыло, которое идёт вдоль борта автомобиля. Оно сделано откидным. Его не сломаешь в кустах или непролазной чаще, а на воде его можно откинуть, получив мостик, по которому можно проходить вдоль всего борта. А когда крылья висят, они закрывают доступ к двум бензобакам, которые расположены симметрично по обоим бортам машины.
Ходовая часть
Передняя часть грузовика оборудована зависимой подвеской. Ее конструкция включает в себя продольно расположенные полуэллиптические рессоры со скользящими торцевыми частями, а также пару гидравлических телескопических амортизаторов двунаправленного действия.
Задняя часть оснащена также зависимой подвеской, имеющей продольные полуэллиптические рессоры и дополнительные механизмы.
Габаритные размеры
- Полная длина – 6370 мм;
- Полная ширина – 2420 мм;
- Высота по кабине – 2810 мм;
- Длина колесной базы – 3800 мм;
- Ширина передней колеи – 1930 мм;
- Ширина задней колеи – 1850 мм;
- Наименьший радиус разворота – 6900 мм;
- Клиренс – 230 мм;
- Длина грузовой платформы – 2990 мм;
- Ширина грузовой платформы – 2270 мм;
- Высота бортов – 800 мм.
«ЗИЛ» после ЗИЛа
На новоуральском предприятии, кроме штатного 150-сильного бензинового двигателя ЗИЛ-508.10 (он же АМУР-456.10), на ЗИЛ-431410 (он же АМУР-53131) устанавливали ряд других силовых агрегатов. В частности, 108-сильный дизель Д-245.12 Минского моторного завода; V-образные 8-цилиндровые силовые агрегаты АМУР-0555 (7,6 л) и АМУР-5551 (6,28 л) собственной разработки, мощностью соответственно в 145 и 180 л.с. В 2006 г. модификацию АМУР-53131М оснастили 136-сильным дизелем Д-245.9Е2, соответствующим экологическим стандартам Euro-2.
Шасси ЗИЛ-431410 в сборочном цехе (за ним – индийские грузовики «Тата», также собираемые новоуральцами).
Все указанные двигатели работают в связке с механической 5-ступенчатой коробкой передач. В модельный ряд ЗИЛов новоуральского входил, кроме бортового автомобиля, также промышленный и сельскохозяйственный самосвалы, вакуумные машины, топливозаправщики и автоцистерны для перевозки топлива и пищевых жидкостей, автогидроподъемники, автобетоносмесители, пожарная техника, коммунальные машины различных типов и прочая спецтехника.
Впрочем, ЗИЛ-431410 нового времени не только переименовали в АМУР-53131, но и даже перестали наносить на его кабину (капот) издавна знакомые всем в нашей стране стилизованные буквы «ЗИЛ».
Кабина и кузов
В первую очередь, изменился внешний вид кабины. Она приобрела угловатые, четко обозначенные, без плавных переходов очертания. Корпус полностью выполнен из металла, имеет общую основу. Однако, компоновка его не совсем стандартна. Главное отличие заключается в том, что крылья, капот и передняя решетка изготовлены единой жесткой деталью.
Доступ к двигателю обеспечивается подъемом этой конструкции вверх и вперед на шарнирах, которые закреплены за передним бампером на силовой раме автомобиля. При этом ремонтировать двигатель стало очень удобно, доступ открывается ко всем системам двигателя. Со временем такой способ был упразднён из-за некоторых неудобств в эксплуатации.
В последующих версиях модели капот открывается обычным «аллигаторным» способом. На фронтовой части грузовика «ЗИЛ-4331» установлен новый передний бампер, в который вмонтированы передние фары и поворотники. Причем, конструктивно они расположены таким образом, чтобы была наименьшая опасность их повреждения при случайном столкновении. Внутри салон стал более комфортабельным.
Удобное сиденье водителя подрессорено и имеет регулировки во всех направлениях. Рядом могут располагаться два пассажира. Среднее сиденье поднимается, и образуется столик. Большая площадь остекления кабины и боковые зеркала позволяют полностью контролировать дорожную обстановку.
Кабина ЗИЛ модели «4331» оснащается отличной тепло- и звукоизоляцией, что позволяет разговаривать внутри грузовика, не повышая голоса, а также не испытывать неудобств из-за холодной погоды. Имеется три посадочных места, одно из них – водительское. Одной из наиболее популярных стала модификация со спальным местом, появившаяся в начале 90-х годов.
Модель получила универсальную «юбку» бампера, обтекатели по бокам кузова и драгфойлер, установленный на крыше. ЗИЛ-4331, в сравнении с иностранными аналогами, выделялся значительно меньшей стоимостью. Помимо кабины, рассчитанной на трех человек, производилась и версии с 2-рядным вариантом кабины с 7 посадочными местами.
Кузов ЗИЛ-4331 бортовой представляет собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. В конструкции кузова предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента с каркасом.
Технические характеристики ЗИЛ-4331
Хотя изначально ЗИЛ-4331 задумывался как именно дизельный грузовой автомобиль нового поколения, «в историю» он вошёл с тремя серийными типами моторов, два из которых – бензиновые карбюраторные. Минские и катерпилларовские двигатели – не в счёт, они, конечно, пробовались на «ЗИЛах», но это – раритет и экзотика.
Дизель собственной разработки завода «ЗИЛ-645», так сказать, «запоздал на премьеру» машины и внедрялся в серийное производство позже. Да так и остался, по мнению многих имеющих опыт работы на ЗИЛ-4331, довольно сырым и не до конца доработанным двигателем. Но об этом позже, в разделе «Отзывы владельцев», а сейчас – кратко о технических характеристиках каждого из серийных моторов данной модели.
Двигатель ЗИЛ-508.10
Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный карбюраторный бензиновый двигатель собственного производства Завода имени Лихачёва.
- Конфигурация цилиндров – V-образная.
- Рабочий объём камеры сгорания 6 литров.
- Диаметр цилиндра 100 мм.
- Ход поршня – 95 мм.
- Максимальная мощность, при 3 200 об/мин – 150 л. с.
- Степень сжатия: 7,1.
- Максимальный крутящий момент: 402 Н·м, при 1800—2000 об/мин.
- Расход топлива при смешанном цикле: 36 литров бензина А-76 на 100 км.
Двигатель ЗИЛ-508300
- Также 8 цилиндров, 16 клапанов, 6-ти литровый,
- V-образная компоновка.
- Отличие – в установке на этот мотор карбюратора К-96 с электронным управлением и соответствие двигателя экологическому стандарту «Евро3».
- Есть также отличия в максимальной мощности: при 3 200 об/мин она составляла 134 л.с.
- Максимальный крутящий момент: 377 Н·м, при 2000 об/мин.
- Расход бензина меньший, но незначительно, по сравнению с ЗИЛ-508.10, также превышающий 30 л. на 100 км пути.
Двигатель ЗИЛ-645
- Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный 4-х тактный дизельный силовой агрегат рабочим объёмом 8 745 кубических сантиметров. (8,745 литров).
- Максимальная мощность, при 2800 об/мин: 185 л. с.
- Диаметр цилиндра: 110,0 мм;
- ход поршня: 115,0 мм.
- Степень сжатия: 18,5.
- Максимальный крутящий момент: 510 Н·м, при 1400-1600 об/мин.
Коробка передач ЗИЛ-4331
Большинство ЗИЛ-4331 комплектовались механической 9-ти ступенчатой коробкой передач, оснащённой планетарным демультипликатором, синхронизированной (кроме 1й передачи и «задней скорости»). В отдельных модификациях использовались пяти- и восьми ступенчатые МКПП.
Механизм сцепления – однодисковый, с периферийными пружинами и пневмо-гидроусилителем в приводе.
Подвеска, ходовая часть
На ЗИЛ-4331 устанавливались колёса размером R20, с обычным или вездеходным рисунком протектора. Рекомендованное производителем давление в колёсах составляет 6 кгс. на квадратный сантиметр. Тормозная система построена по двухконтурной системе с пневмо-приводом, оснащена тормозами барабанного типа.
Радиус тормозных барабанов – 210 мм, ширина передних тормозных накладок – 100 мм, задних – 140 мм. Дополнительный тормозной контур является совмещённым с контуром стояночного тормоза, который воздействует на задний мост посредством механических энерго-аккумуляторов.
Габаритно-массовые характеристики ЗИЛ-4331:
- Длина х Ширина х Высота: 6,37 х 2,422 х 2.81 метров;
- Стандартная колёсная база – 4,5 м;
- Дорожный просвет: 330 мм;
- Расстояние между передними колесами – 1,93 м; между задними – 1,85 м;
- Масса автомобиля «безо всего» – 4,82 тонны; снаряжённой машины – 5,3 тонны.
- Суммарная масса с полной загрузкой – 11,7 тонн.
- В качестве седельного тягача или в составе автопоезда дизельный ЗИЛ-4331 может тянуть груз до 25-ти тонн.
- На ЗИЛ-4331 установлен 170-литровый топливный бак;
- ёмкость для охлаждающей жидкости на 27 литров.
- Ёмкость системы смазки двигателя – 18 л; гидроусилителя – 3 л.; системы смазки МКПП – 10,5 литров.
История автомобиля
Начиная с 1962 года «Завод имени Лихачева» в Москве выпускал для народного хозяйства грузовой автомобиль под маркой «ЗИЛ-130». Грузовик был крайне популярен и практичен, но уступал своим собратьям по классу из-за высокого расхода топлива. В конце семидесятых годов на заводе началась разработка более экономичной модели с дизельным мотором. А именно, в 70-е годы конструкторы завода имени Лихачева получили задание на разработку двух передовых грузовиков, имеющих различную грузоподъемность.
Модели должны были работать на дизельном топливе. Изначально автомобиль проектировали специалисты ЗИЛ, но после создания конструкции документацию передали в Набережные челны. В 1986 году с конвейера начали сходить первые «ЗИЛ-4331». Именно эта модель была призвана заменить «ЗИЛ-130». Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия данной модели со сдвоенной кабиной, а также шасси, предназначенное для специального транспорта. Позднее специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, напоминавшего оригинал лишь внешностью.
Достоинства и недостатки
Популярность самого массового грузовика Советского Союза базируется на нескольких впечатляющих достоинствах машины. Главными из них выступают такие:
- доступная цена ЗИЛ-130 – ключевое преимущество автомобиля;
- относительно компактные размеры, которые обеспечивали маневренность на городских дорогах;
- отменные показатели ремонтопригодности;
- наличие запасных деталей, узлов и элементов, в некоторых местах сохраняющееся до сих пор – из-за массовости парка грузовиков этой модели;
- первый советский грузовой автомобиль с гидроусилителем руля;
- впечатляющие параметры проходимости, в том числе – за счет высокого клиренса.
Не стоит забывать и о недостатках грузовой машины, некоторые из которых оказываются весьма существенными. Главные из них состоят в следующем:
сравнительно низкая скорость;
- невысокая грузоподъемность;
- большой возраст грузовиков, так как модель давно не выпускается и все действующие ЗИЛ-130 б/у;
- высокий расход горючего;
- частые поломки и неисправности;
- низкий уровень комфорта в кабине, если исходить из сегодняшних требований;
- проблемный запуск автомобиля зимой;
- отсутствие качественной тепло- и шумоизоляции кабины.
Подводим итоги
Закончив производство «ЗИЛ-4331» в 2004 году, производитель не оставил автомобиль без средств существования. Благодаря этому грузовик остается популярным за счет простоты своего обслуживания. Конечно, силовые агрегаты довольно неэкономичны и грузоподъемность сравнительно мала, но это не мешает машине до сих пор оставаться популярной во многих сферах.
При покупке этой модели придется раскошелится на сумму от 200 до 2500 тысяч рублей. При этом покупатель получает версию производства годов 1995-2004 с небольшим пробегом и в отличном состоянии. Все что остается – это следить за качественным уходом и использовать все положительные стороны этого автомобиля.