Дизельный двигатель td v6

Производитель Honda

Хонда – один из самых узкоспециальных японских производителей, который выпускает легковые автомобили среднего и спортивного классов, легкие кроссоверы и их комплектующие. По качеству сборки моторы Honda не уступают даже баварским аналогам. Но есть у них несколько специфических дефектов:

  • Сильная расточка базовых моторов (на некоторых моделях Хонда цилиндры форсированы настолько, что красная зона на тахометре автомобиля начинается с показателя в 8 000 оборотов. Ну а при такой расточке двигатель не подлежит ремонту в случае заклинивания);
  • Огромное количество электронных устройств (электроника – это всегда слабое место в машине. А в современных автомобилях Хонда она буквально везде);
  • Недоработанная система смазки блока (из-за узких каналов масло в блоке может застаиваться, провоцируя перегрев. А чтобы этого не произошло, в двигатель Хонда нужно заливать масло только высочайшего качества).

Из всего модельного ряда силовых агрегатов Honda можно выделить только два ДВС, которые пользуются спросом не только внутри страны, но и за ее пределами:

Honda В16А

Рядная «четверка», с рабочим объемом в 1600 кубических см, и номинальной мощностью до 160 л. с. Такой мотор разрабатывался для моделей спортивного класса Civic и Integra. Из-за простой конструкции и высокого уровня надежности он занимает почетное место на экспортном рынке;

Honda D13B

Рядная «четверка», с объемом цилиндров в 1,3 литра. Такой экономный силовой агрегат способен выдавать до 72 л. с. при 12 клапанах и до 76 л. с. при 24-ех. Наиболее часто его можно встретить на модели Honda Civic 1, 2 и 3 поколений.

Есть у концерна Honda силовые агрегаты и для кроссоверов. Но на экспорт они поступают в небольших количествах, так как спроса на них нет.

Range Rover Sport с дизельным двигателем модели LR-TDV 6

Интересно о Range Rover Sport

Сегодня в нашем обзоре мы подробно ознакомимся с автомобилем Range Rover Sport с дизельным двигателем модели LR-TDV 6. Данный автомобиль отличает то факт, что он строился на базе топового Range Rover. По задумке разработчиков Range Rover Sport должен был войти в более низшую ценовую категорию по сравнению со своим старшим собратом. Можно абсолютно уверенно сказать, что это им удалось. Модель Sport стала на 15 см короче по сравнению с Range Rover, а крыша стала полностью горизонтальной, что придает автомобилю больше динамики. Стоит сказать и о цене Range Rover Sport, за автомобиль с базовой комплектацией покупателю придется выложить не менее 3200000 рублей. При этом покупатель выиграет до 800000 рублей, если бы он решил купить «старший» Range Rover.

Салон Range Rover Sport

Салон Range Rover Sport стал менее просторным, но в целом это никак не сказывается на комфорте пассажиров и водителя. При расположении на задних местах колени не упираются в передние сиденья, а над головой достаточно места, кстати, в этом имеется заслуга горизонтальной крыши. В подлокотнике между задними сиденьями по центру скрыт пульт дистанционного управления, с помощью которого можно управлять мультимедиа. Автомобиль имеет вместительный багажник объемом 874 литра. В багажнике можно установить дополнительный ряд сидений, что оказывается не лишним при поездках на отдых большой компанией.

Между передними сидениями находится открывающийся подлокотник, котором скрыты подстаканники, розетки, разъемы USB, а также холодильник, вообщем все, что и у старшей модели Range Rover Sport. Кстати, система мультимедиа также позаимствована у более дорогой версии, что не может не радовать. Единственный ее минус состоит в том, что управление даже самыми простыми функциями бывает затруднительным.

Технические характеристики Range Rover Sport

На автомобиле тестируемой нами версии установлен трех литровый дизельный двигатель объемом 3 литра, имеющий мощность 292 л.с. и максимальный крутящий момент 600 Нм. На Range Rover Sport установлена восьми ступенчатая автоматическая коробка передач. Переключаются передачи быстро и плавно, поэтому разгоняется автомобиль до 100 км/ч всего за 7,3 секунды, что для внедорожника является прекрасным показателем. Именно с этого момента перейдем к рассмотрению динамических характеристик Range Rover Sport.

Динамические характеристики Range Rover Sport

Скажем сразу, разработчиком хорошо удалось уместить в Range Rover Sport лучшие черты как городского автомобиля, так и внедорожника. Для езды по бездорожью установлена система Terrain Responce 2, которая имеет различные режимы, которые выбирает водитель в зависимости от дорожных условий. Однако, система может работать и в автоматическом режиме, что никаким отрицательным образом не сказывается на передвижении. На данном автомобиле прекрасное рулевое управление, пожалуй лучшее в мире среди внедорожников, поэтому управляемость на дороге любого типа просто прекрасная.

Нельзя не упомянуть и некоторых недостатках автомобиля. Во-первых, Range Rover Sport практически не кренится, поэтому иногда возможно отклонение от задуманной траектории движения. Во-вторых, это жесткая подвеска, что ощущается даже при езде по относительно ровным дорогам.

Выводы о Range Rover Sport

Несмотря на заимствование отдельных внешних черт и дизайна салона у старшей модели, разработчикам удалось сделать Range Rover Sport автомобилем индивидуальным со своей собственной харизмой, динамичным и быстрым. Благодаря всем тем удобствам, что имеются в салоне, этот автомобиль в большей степени предназначен для тех, кто не привык непосредственно управлять автомобилем, а привык наслаждаться поездкой, находясь на заднем сиденье.

Видео Range Rover Sport

Видео взято с сайта https://www.youtube.com/watch?v=I-jF3yPpsTk

Двигатели, которые вас разорят:PSA DT17/Ford AJD-V6 2.7/3.0 HDI

Двигатель с обозначением PSA DT17/Ford AJD-V6 более известен под обозначениями 2.7/3.0 HDI на автомобилях марки Peugeot и Citroёn и под индексами 2.7D/TDV6, 3.0D/TDV6/SDV6 и даже 3.6 TDV8. Это силовые агрегаты одного семейства Lion или Duratorq по классификации Ford.

Двигатели, разработанные совместными усилиями PSA и Ford оказались проблемными.

Хотя нет, не так.

У PSA данные моторы ставились на Citroёn C5/C6 и Peugeot 407/607

У Ford на Jaguar/Land Rover.

Двигатель PSA DT17 (также имеющий обозначение Ford AJD-V6). Двигатель V6 рабочим объемом 2,7 литра начали устанавливать с 2004 года. В 2006 году появился 3,6-литровый V8. В 2010 году появился 3-литровый V6 (DT20/306DT).

Все три мотора V-образные, блок из чугуна, с аллюминиевыми головками. Четыре клапана на каждый цилиндр, два распределительных вала на каждую головку блока, и система впрыска Common Rail от Siemens с пьезофорсунками.

На 2,7- и 3,6-литровом моторах устанавливаются два параллельных турбокомпрессора одинакового размера, каждый из которых приводится выхлопными газами из своей половинки блока. Турбокомпрессоры обладают направляющим аппаратом изменяемой геометрии. Наддуваемый воздух охлаждается в промежуточном интеркулере.

Отличие есть для мотора 2,7 л. в комплектации для Land Rover (код мотора – 276DT). Тут устанавливается один большой турбокомпрессор. Также есть и другие отличия, необходимые для успешной эксплуатации в условиях бездорожья: вентилятор радиатора охлаждения приводится от двигателя, а не электромотором; масляный поддон увеличенной емкости (объем масла увеличили с 5,25-5,75 литров до 6,8 литров).

3х-литровый дизель PSA DT20 / Ford AJD-V6 / 306DT перешел на топливную систему от Bosch, и во всех исполнениях «надувается» двумя разновеликими турбокомпрессорами.

И вот дальше начинаются сложности.

Привод газораспределительного механизма осуществляется ремнем и двумя цепями. При этом ременной привод, задействующий коленвал и выпускные распредвалы, находится на передней стенке двигателя. Впускные распредвалы приводятся короткими цепями от выпускных – этот привод расположен на задней стенке ГБЦ. Там же находится и ременной привод топливного насоса. Цепи ГРМ, приводящие впускные распредвалы, могут растягиваться со временем. И ремонтные работы при таком расположении довольно сложны и дорогостоящи.

Но самая большая проблема моторов 2.7 и 3.0 литра, это проворачивание вкладышей, последующий клин, и не редко-лопнувший коленвал.

Исходя из того, что ремонтных размеров для этих моторов нет, вариантов не много, либо контрактный мотор, неизвестно какого состояния тех же злосчастных вкладышей, либо новый шорт блок, что по деньгам, как пол стоимости авто.

Много споров и дум, откуда такая проблема этих двигателей. Плохое качество материалов, ошибка разработки моторов, низкое давление масла…

Самое смешное в данной ситуации то, что если не лить масло, рекомендованное самим производителем, то можно увеличить срок службы мотора на приличный срок. Но теперь, все моторы в зоне риска, так как ни кто в моторы с салона не лил масло, другой вязкости.

На моторах слабоват масляный насос, и датчик давления в «штате» начинает сигнализировать о низком давлении только при 0.5 бар, ну а чего уж не при полном 0. Тут уже все возможные

варианты помощи своему железному другу — как мертвому припарки.

Снабжайте мотор дополнительным датчиком давления масла, чтоб видеть возможную проблему гораздо раньше, когда есть время отреагировать и не дать двиглу работать в режиме масляного голодания.

Еще одной, но уже гораздо более редкой, проблемой мотора 276DT (2,7-литрового двигателя в исполнении для Land Rover) является замерзание сапуна системы вентиляции картерных газов. В этом случае возрастает давление в картере, что чаще всего приводит к выдавливанию переднего сальника коленвала и очень быстрой утечке масла, приводящей к масляному голоданию.

Также нарушение системы вентиляции картерных газов на моторе 276DT с высокой вероятностью вызывает другую неприятность: масло, идущее на смазку подшипников турбины, перестает стекать в поддон. Оно уходит либо в «горячую» часть турбины, где сгорает с образованием нагара. Либо масло начинает уходить в «холодную» часть турбины и просачиваться в систему впуска. Тут на его пути находится интеркулер, где масло будет скапливаться. В один момент, при возникшей высокой скорости работы двигателя, скопившееся в интеркулере масло буквально потоком пойдет в камеры сгорания. Но оно там не сгорит, а приведет к гидроудару.

Так что стоит подумать, прежде чем приобретать автомобили с такими моторами, иначе эти двигатели вас разорят.

Бензиновые двигатели

Топовые версии Дискавери 4 до 2015 года комплектовались бензиновым 5-литровым V8, развивающим 375 л.с. Затем на смену ему пришел бензиновый V6 объемом 3 литра с механическим нагнетателем – 3.0 SCV6. Он был создан на базе 5-литрового мотора с механическим компрессором.

Первые неисправности 5-литрового атмосферника встречались еще на отрезке 50-100 тыс. км – подтекала помпа, или шумела вискомуфта вентилятора охлаждения радиатора. А спустя 100-150 тыс. км могла застрекотать цепь ГРМ из-за сдавшегося натяжителя или растяжения цепи (150 000 рублей с работой).

3-литровый суперчардж не успел получить широкого распространения. По мнению механиков, его уязвимым местом является недолговечный цепной привод ГРМ. Кроме того, может потечь пластиковый тройник системы охлаждения.

Двигатели

Бензиновые:

  • Компрессорный 4.2 V8 (396 л.с.) / 2006-2008 г.в.
  • 4.4 V8 (286 л.с.) / 2002-2005 г.в.
  • 4.4 V8 (306 л.с.) / 2006-2008 г.в.
  • 5.0 V8 (375 л.с.) / 2009-2012 г.в.
  • Компрессорный 5.0 V8 (510 л.с.) / 2009-2012 г.в.

Дизельные:

  • 2.9 TD R6 (177 л.с.) / 2002-2005 г.в.
  • 3.6 TD V8 (272 л.с.) / 2006-2010 г.в.
  • 4.4 TD V8 (313 л.с.) / 2010-2012 г.в.

Для экономных автолюбителей выбор моторов очевиден – 177-сильный дизель M57 производства BMW. Он привлекает в меру разумным расходом топлива 12-13 л/100 км и приличной надежностью. Однако динамика не восхищает — 14 секунд до 100 км/ч. Неудивительно, ведь внедорожник весит около 2,7 тонны.

В процессе эксплуатации встречаются сбои в работе форсунок, топливного насоса высокого давления и турбонагнетателя. К счастью, устранение этих неисправностей не требует чрезмерно больших затрат. Если же, своевременно не заменить неисправные форсунки, то возможно оплавление поршня и повреждение стенок цилиндра.

При желании купить дизельный внедорожник первых лет производства, выбор будет ограничен упомянутой выше модификацией с 2.9 TD. Те, кто может себе позволить более молодую машину, могут выбрать один из двух V8.

Владельцы Range Rover с дизельным 3,6 л жалуются на ненадежный турбокомпрессор. Со временем может потечь термостат (8000 рублей) — в развале блока появляется антифриз.

3,6-литровый турбодизель имеет проблемы с турбокомпрессорами (2 шт.). Вещица маленькая, но дорогая — 70 000 рублей каждая.

Версия 4.4 TDV8 порой заставляет бороться со сбоями управляющей электроники. Кроме того, со временем изнашивается пластиковый механизм актуатора турбины (54 000 рублей). Если автомобиль используется преимущественно в городе, то дополнительные проблемы создает фильтр твердых частиц.

В дизельных V8 после 100 000 км может потечь теплообменник. Вместе с тем, иногда начинает «травить» масло через технологическую заглушку маслонасоса. В список уязвимых компонентов попали и патрубки наддувочного воздуха.

Считается, что британские внедорожники с бензиновыми двигателями реже «просятся» в гости к механикам. Самый скромный 286-сильный агрегат рабочим объемом 4,4 л потребляет 16-18 л/100 км, а топовый 5-литровый с компрессором сжигает не менее 25 л/100 км. Во всяком случае, базовый бензиновый двигатель динамичнее базового дизельного – 9,2 секунды до 100 км/ч.

Во многих машинах с бензиновым мотором отказывал топливный насос, но производитель проводил сервисную акцию по устранению данного дефекта. Правда, не все внедорожники доехали до сервиса.

При больших пробегах нередки аппаратные сбои. В версии Supercharged распространены проблемы с кислородными датчиками.

Бензиновый V8 4,4 л M62 фирмы BMW мощностью 286 л.с. с системой изменения фаз газораспределения Vanos. Распространенные недуги: большой расход масла, проблемы с системой вентиляции картерных газов и неисправности Ванос.

После 300 000 км М62 может потребовать замены цепного привода ГРМ из-за рассыхания одного из успокоителей. Если вовремя не обнаружить его разрушение, то возможен перескок цепи с последующим капитальным ремонтом (свыше 120 000 рублей). В «поезженных» экземплярах обнаруживаются задиры на стенках цилиндров.

Из-за некачественных пластмасс в системе охлаждения нередко возникают утечки, которые могут привести к серьезному повреждению двигателя.

Атмосферный 4.4 разработки Форд (306 л.с.) —  весьма надежный. Лишь иногда внимания могут потребовать муфты газораспределительного механизма. Не сильно отстает в выносливости и 4.2 SC с механическим компрессором.

5-литровые V8 получили недостаточно выносливую цепь привода газораспределительного механизма. Она растягивалась после 100-150 тыс. км, а замена стоила дорого — свыше 100 000 рублей. В 2013 году производитель выпустил ремкомплект с модернизированными деталями.

В двигателях с механическим компрессором (4.2 и 5.0) после 200-250 тыс. км может износится демпфер (появляется шум). Оригинальная деталь дорогая, аналог можно приобрести за 3000 рублей.

Двигатель

Для поддержания моторов в рабочем техническом состоянии рекомендуется менять масло не реже чем через 12 тыс. километров.

M62B44

Что здесь делает мотор от BMW, спросите вы? Все очень просто, с 1994 до 2000 года компанией Land Rover владела BMW. Это время как раз пришлось на разработку Range Rover, поэтому под началом BMW туда и был установлен такой двигатель. Достаточно истории, давайте ближе к делу. 

Это бензиновый V8 объемом 4,4 литра и мощностью 286 л.с. Устанавливался на автомобиль до 2005 года, то есть до первого рестайлинга.

Теоретически ресурс этого двигателя равен около 400 тыс. километров. Но алюсиловое покрытие цилиндров очень легко получает задиры. Например когда форсунки льют больше топлива, а еще при пропусках зажигания, топливо смывает масляную пленку. Растяжение цепи грозит тоже серьезным ремонтом. Стружка от натяжителей цепи забивает масляные форсунки и блоку цилиндров тоже приходит конец. 

Тысяч через 50 начинают дубеть прокладки клапанных крышек и пропускать масло. А к 200 тысячам масло начинают пропускать и сальники клапанов, прямо в выхлопную трубу.

Уплотнения муфты Vanos пропускает масло, и муфта начинает стучать уже к 150 тысячам. Если конденсат замерзнет в сливной магистрали системы вентиляции картерных газов, которая идет в поддон двигателя, то от сильного давления рвется мембрана обратного клапана и вылетает масляный щуп.

368DT

Стали устанавливать с 2005 года, на Range Rover после первого рестайлинга. Мотор дизельный V8 с двойным турбонаддувом. Рабочий объем 3,6 литра, а мощность 271 л.с. Из приятного это ресурс двигателя, он способен пройти вплоть до 500 тыс. километров. Через первый 100 тыс. километров может треснуть корпус термостата из пластика. Примерно на этом же пробеге изнашивается подшипник турбокомпрессора и электромотор актуатора турбины. После этого тысяч через 40 потребует внимания клапан EGR и задубевшие воздушные патрубки

Сразу же следует обратить внимание и на свечи накала. Они легко ломаются и могут прикипеть к посадочным местам

А обломившуюся свечу можно извлечь только сняв головку блока цилиндров, поэтому их необходимо периодически откручивать.

448PN

Атмосферный бензиновый V8 объемом 4,4 литра. Развивает максимальную мощность 306 л.с. Ресурс этого двигателя около 400 тысяч километров.

Если двигатель начал дымить стоит проверить клапан вентиляции картерных газов, его залипшая мембрана способна вызвать такую проблему.

428PS

Бензиновый V8 4,2 литра с турбокомпрессором, имеет мощность 396 л.с. Мотор тоже может дымить из-за клапана вентиляции картерных газов так же, как и у версии 4,4 литра . Но помимо этого нужно следить за состоянием каталитических нейтрализаторов.

448DT

Дизельный V8 с двойным турбонаддувом имеет объем 4,4 литра и выдает мощность 313 л.с. Из проблем здесь лопающийся пластик впускного коллектора и трескающиеся воздушные патрубки. На ранних стадиях моторы частенько дымили, из-за проблем с отводом влаги от турбин. А ремень генератора не выхаживает положенных 120 тысяч километров и может порваться, лучше внепланово менять раньше положенного срока.

508PS

Пятилитровый V8 с турбокомпрессором, выдает мощность 510 л.с.

Славится неудачный приводом ГРМ, цепь которого уже к 50 тысячам может разбить шестерни муфт VVT. Прежде чем проблему исправили было сделано пять модернизаций механизма. Ситуация была исправлена только после 2013 года. Шкив привода турбонагнетателя начинает люфтить и стучать примерно к 140 тысячам километров. Также есть риск перегрева из-за ненадежной помпы и маслоохладителя, находящегося в развале блока.

508PN

Пятилитровый атмосферный бензиновый V8 развивает мощность 375 л.с. Для него тоже актуальна проблема с приводом ГРМ, как и у .

Особенности конструкции двигателей 2.7 / 3.0 HDI

Все двигатели львиного семейства – V-образные. Однако угол развала блоком варьируется: 60 градусов у «шестерок» и 90 градусов и «восьмерки». При этом диаметр цилиндра и ход поршня у 2,7-литрового V6 и 3,6-литрового V8 одинаковый: 81 и 88 мм, степень сжатия одинаковая: 17.3:1. 3-литровый мотор сделан на основе 2,7-литрового, диаметра цилиндра и хода поршня тут иные: 84 и 90 мм. Степень сжатия: 16:4. Компактный блок двигателей 2.7 / 3.0 HDI отлит из чугуна с вермикулярным графитом.

У всех моторов семейства Lion алюминиевые головки блока, с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Топливная система – Common Rail от Siemens с пьезофорсунками.

На 2,7- и 3,6-литровом моторах устанавливаются два параллельных турбокомпрессора одинакового размера, каждый из которых приводится выхлопными газами из своей половинки блока. Турбокомпрессоры обладают направляющим аппаратом изменяемой геометрии. Наддуваемый воздух охлаждается в промежуточном охладителе (интеркулере).

Привод газораспределительного механизма осуществляется ремнем и двумя цепями. При этом ременной привод, задействующий коленвал и выпускные распредвалы, находится на передней стенке двигателя. Впускные распредвалы приводятся короткими цепями от выпускных – этот привод расположен на задней стенке ГБЦ. Там же находится и ременной привод топливного насоса. Цепи ГРМ, приводящие впускные распредвалы, могут растягиваться со временем. Рекомендуется менять их каждые 170.000 – 200.000 км.

Впускные распредвалы приводятся от выпускных отдельными цепями. Слева сзади на блоке в кожухе находится ременной привод ТНВД.

Ременной привод ГРМ находится на переднем торце моторов 2,7 и 3,0 HDI / TDV6.

Исключение – 2,7-литровый мотор в комплектации для Land Rover (код мотора – 276DT). Тут устанавливается один большой турбокомпрессор. Также есть и другие отличия, необходимые для успешной эксплуатации в условиях бездорожья: вентилятор радиатора охлаждения приводится от двигателя, а не электромотором; масляный поддон увеличенной емкости (объем масла увеличили с 5,25-5,75 литров до 6,8 литров) с большим числом перегородок; многослойные уплотнения, лучше защищающие от попадания грязи, воды и песка. Крепления для «колокола» трансмиссии у версии мотора для Land Rover также другие.

3-литровый дизель PSA DT20 / Ford AJD-V6 / 306DT перешел на топливную систему от Bosch, и во всех исполнениях «надувается» двумя разновеликими турбокомпрессорами. Большая турбина (основная) установлена с левой стороны блока двигателя и оснащена электрической регулировкой лопаток направляющих поток выхлопных газов. Дополнительная турбина меньше в размере, установлена справа на двигателе, не имеет регулируемого направляющего аппарата и она не работает до тех пор, пока скорость работы мотора не достигнет скорости в 2500 об/мин. Для ее «активации» специальный клапан открывает потоку выхлопных ход к крыльчатке турбины.

Японские двигатели Mazda

По количеству производимых силовых агрегатов в год концерн Мазда является лидером среди японских моторостроительных заводов. Среди его ассортимента есть дизельные, бензиновые и роторные моторы, с рядным и V-образным расположением цилиндров.

Но из-за постоянного внедрения современных технологий двигатели Мазда теряют свое качество. Ведь по большей части современная начинка состоит из электроники. А с ней всегда возникают проблемы.

Но это не относится к моторам, производимым с 2002 по 2014 года. Эти образцы отличаются высоким уровнем надежности, даже по сравнению с баварскими аналогами. Сюда входят:

  • Рядная «четверка», с рабочим объемом в 1300 кубов, выдающая до 255 лошадиных сил – лимитированная версия силовых агрегатов, разработанная для модели спортивного класса RX-7. Несмотря на скромный размер цилиндров этот ДВС способен разогнать машину до 100 км/час всего за 5,2 секунд. При этом его расход в смешанном цикле не превысит 10 литров на 100 км;
  • Турбированная рядная «четверка», с объемом цилиндров в 2,3 литра, выдающая до 260 лошадиных сил – двигатель для полноприводного седана Мазда 6. Самый популярный образец японского концерна, который находит свое применение на некоторых моделях Субару и Хендай. На экспорт силовой агрегат поставляется в паре с 24-клапанной системой и коробкой автомат. Внутри страны используется преимущественно с 12 клапанами и ручной КПП;
  • Рядная «четверка», с рабочим объемом в 1500 кубов и номинальной мощностью до 140 л. с. – один из самых экономичных моторов японского концерна Мазда. На 100 км пробега он расходует порядка 6-7 литров, в смешанном цикле. Чаще всего такой силовой агрегат встречается на модели Mazda Verisa. Имеет широкую популярность в Китае и России.

Концерн Mazda специализируется на производстве автомобилей бюджетного и среднего сегмента. Поэтому на экспортном рынке он занимает почетное место, конкурируя с баварскими Мерседесами и БМВ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Химия движения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: