Завод в годы войны (1941−1945)
С первых же дней войны завод получил задание приступить к выпуску военной продукции. Коллективу завода пришлось проектировать и изготавливать необходимое оборудование для новых видов продукции своими силами. Было оснащено 2 цеха и установлено 6 поточных линий для механической обработки деталей. Огромная трудность заключалась в том, что из коллектива завода ушло на фронт 1670 человек квалифицированных кадров, у станков их заменили жены, матери, юноши к девушки, многие из которых впервые встали к станку. 47,5% рабочих теперь составляли женщины и 25% молодежь. Женщины работали и на тяжелых мужских профессиях в кузнечном и сварочном цехах. В короткие сроки осваивали они свои новые профессии и помогали решать ответственные задачи по выпуску продукции для фронта. Широко развернулось движение многостаночников, стали формироваться комсомольско-молодежные бригады. Одним из первых автозаводцев-трехсотников был Юрий Грачев, возглавлявший комсомольско-молодежную бригаду инструментального цеха и выполнявший задания на 300−400%.
Арттягач Я-12. 1943
За годы войны коллективом завода было освоено свыше 13 видов военной продукции: автоматы, снаряды для зенитных орудий, ручные гранаты и другое. Было оборудовано 4 ремонтных базы для автомобилей и одна для танков. Эти мастерские до конца войны работали в механизированных частях действующей армии. В 1943 году на заводе был спроектирован и изготовлен опытный образец гусеничного артиллерийского тягача Я-II. Огромные трудности пришлось преодолеть автозаводцам, чтобы наладить выпуск тягачей. Нужно было изготовить 80 холодных штампов, 39 металлических изделий, 549 разных приспособлений, 1477 режущих и 1284 мерительных инструментов.
Ярославский автомобильный завод шел в ряду передовых оборонных предприятий страны. Коллективу завода трижды присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, дважды — знамя ВЦСПС и Наркомата среднего машиностроения, десять раз — знамя Ярославского обкома ВКП/б/. В августе 1944 года Президиум Верховного Совета СССР, за успешное выполнение заданий государственного Комитета Обороны по производству вооружения, наградил орденами и медалями 36 человек, из них орденом Ленина главного конструктора Г. М. Кокина, шлифовщика Н. И. Мелентьева, сталевара Н. А. Монахова, орденом Трудового Красного Знамени главного инженера В. В. Осепчугова, токаря Г. Авилова и других.
Автозаводцы не только выпускали продукцию для фронта, но и личными средствами помогали Красной Армии, усыновляли осиротевших детей, помогали в восстановлении районов, пострадавших от немецкой оккупации. В боях за Родину отдали свою жизнь 320 автозаводцев, 600 человек были тяжело ранены.
Распространённые неисправности системы смазки двигателей ЯМЗ
Оказывающие непосредственное влияние на работу силового агрегата в целом, неисправности в системе смазки двигателей ЯМЗ необходимо своевременно обнаруживать и оперативно устранять. В противном случае серьёзных проблем не избежать.
Отсутствие давления масла
Эксплуатировать двигатели ЯМЗ с подобной поломкой недопустимо. Среди наиболее вероятных причин возникновения подобной проблемы:
- Малое количество масла в картере. Это несложно обнаружить, произведя соответствующие проверки.
- Поломка редукционного клапана. Виновником проблемы может оказаться как разрушившаяся пружина плунжера, так и сам плунжер, заедающий в определённом положении.
- Обрыв привода масляного насоса. В данном случае придётся убедиться в целостности зубьев приводных и ведомых шестерён и шпонки, установленной на валу ведущей шестерни нагнетающей секции.
Пониженное давление
О том, что в моторе упало давление, можно судить по показаниям установленных в кабине приборов. Даже промаргивание контрольной лампы на холостых оборотах – уже тревожный симптом, требующий срочного принятия мер. Как правило, занимаясь поиском неисправностей системы смазки двигателей ЯМЗ, следует рассматривать следующие причины:
- Недостаточное количество масла. В этом несложно убедиться, произведя соответствующую проверку с помощью щупа.
- Разжижение лубриканта охлаждающей жидкостью или топливом попавшими в картер. Вода или антифриз, смешиваясь с маслом, образуют эмульсию характерного светлого цвета. Наличие солярки удаётся обнаружить по запаху.
- Выход из строя центробежного фильтра тонкой очистки масла.
- Использование смазочных материалов с характеристиками, не соответствующими требованием технической спецификации.
- Проблемы в работе масляного насоса: повреждение прокладок, износ деталей и заедание плунжера.
- Выход температуры силового агрегата за допустимые пределы (перегрев).
- Засорение сетки маслоприемника, масляного фильтра, радиатора теплообменника или маслопроводящих каналов.
- Износ вкладышей коленчатого вала. Большее влияние оказывают коренные вкладыши.
Повышенное давление
Становящаяся причиной выдавливания сальников, повреждения прокладок и уплотнений, подобная неисправность возникает по двум причинам:
- В случае использования смазочных материалов со слишком высокой вязкостью.
- Из-за заедания плунжера перепускного клапана.
Важно помнить, что прокладки, уплотнения и сальники подвергаются естественному износу и могут получать механические повреждения. Утечка лубриканта через них ещё не означает, что в системе смазки увеличилось давление
Предшественник и основные особенности двигателя «ЯМЗ-534»
Двигатель «ЯМЗ-534» Евро-4 представляет собой дизель рядного типа, четырёхтактный, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском, с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух».На каждый из цилиндровдвигателя приходится по четыре клапана.
Хотя в модельном ряду Ярославского моторного уже был 4х-цилиндровый двигатель «ЯМЗ-204», снятый с производства уже более двадцати лет тому назад, это, как говорится, была «совсем другая история». Потому что тот мотор относился к числу тяжёлых дизельных двигателей. И конструктивно даже не предусмотрено было его оснащение системой турбонаддува. Поэтому чётырёх-цилиндровый «ЯМЗ-204» можно назвать предшественником «534-го», но лишь с натяжкой.
Ведь «ЯМЗ-534» представляет собой средний дизельный двигатель рядного типа, разработанный, что называется, «с нуля», конструкторским бюро Ярославского моторного завода, совместно с австрийским инжиниринговым бюро «A.V.L.ListGmbh».
Отличительными особенностями «ЯМЗ-534» являются соблюдение современных экологических стандартов «Евро-4»; наличие электронного блока управления (ЭБУ) и применение современной системы непосредственного впрыска, с использованием аккумуляторной топливной системы «CommonRail».
Достижение высокого уровня экологического стандарта стало возможным во многом благодаря использованию системы рециркуляции отработавших газов «EGR». Одно из достоинств такого решения – упрощение, а значит, удешевление размещения двигателя на автомобиле.
«ЯМЗ-534» – это принципиально новая конструкция, с использованием самых актуальных и передовых решений, права на которую принадлежат «Группе ГАЗ» (в состав данного холдинга последние годы входит Ярославский моторный завод).
Грузовой автомобиль Газон Next с двигателем ЯМЗ 53441-2 (150 л.с)
Для серийного производства дизелей 530-го семейства был построен и запущен совершенно новый завод в составе ЯМЗ – ОАО «Автодизель». Это новое предприятие находится на нынешней окраине города, как говорят местные – «за Волгой», примерно в двадцати минутах езды от старого завода.
Это самое современное производство дизельных двигателей не только в России, но и во всей Восточной Европе.
Данная современная промышленная площадка обладает практически 90%-ным уровнем автоматизации производства, а всё производственное оборудование на нём – от ведущих мировых производителей. Кроме новых дизелей 530-й серии, здесь собирают также немецкие двигатели для микроавтобусов «Мерседес Спринтер».
Среди поставщиков отдельных узлов и компонентов нового ярославского 4х-цилиндровика – такие маститые производственные компании с многолетней и безупречной репутацией, как«Bosch», «Z.F.», «FederalMogul», «BorgWarner», «MannHummel», «Behr», «Knorr/Bremse» и другие.
Отливка блока и головки цилиндров осуществляется в Германии, на предприятии«FritzWinter».
Однако новые ярославские четырёхцилиндровые дизели вовсе не полностью состоят из импортных комплектующих и компонентов, как это может показаться. К примеру, топливная аппаратура «CommonRail» – российского производства, от Ярославского завода дизельной аппаратуры.
Электронный блок управления и, что особенно характерно – программное обеспечение к нему – были разработаны питерской компанией «АБИТ», а производство самого ЭБУ освоено на Старооскольском заводе автотракторного электрооборудования.
Производство электронно-управляемых топливных форсунок, обеспечивающих повышенное давление распыла и многофазный впрыск (тремя порциями), налажено на Алтайском заводе прецизионных изделий, в городе Барнауле.
В настоящее время в прайс-листе Ярославского моторного завода значатся девять модификаций «ЯМЗ-534», в мощностном диапазоне от 136 до 190 лошадиных сил. Выделяется в особом порядке газовый двигатель «ЯМЗ-534/CNG», ставший плодом сотрудничества с канадской производственной компанией «WestPort».
Неразлучные спутники моторов
Впечатляет и спектр выпускаемых «Автодизелем» механических коробок передач.
К 5-ступенчатым агрегатам относятся базовые модели ЯМЗ-2361, ЯМЗ-0905 и ЯМЗ-1105, к 6-ступенчатым – ЯМЗ-1406, к 8-ступенчатым – ЯМЗ-2381 (совместно с Тутаевским моторным заводом), к 9-ступенчатым – ЯМЗ-239, ЯМЗ-2391, ЯМЗ-1809 и ЯМЗ-1909.
В процессе модернизации 5- и 8-ступенчатые образцы обзавелись пневматическим усилителем переключения передач, первичным валом большего диаметра, электронным датчиком спидометра, картером сцепления, выполненным в соответствии с требованиями SAE, люком для монтажа усилителя выключения сцепления пневмогидравлического типа.
В то же время упомянутые 6- и 9-ступенчатые модели нового поколения помимо всего снабжены электропневматическим управлением различной степени автоматизации, блокировкой запуска стартера при включённой передаче, ходоуменьшителем, дополнительным отбором мощности до 100 л.с.
Разрабатывается перспективная механическая коробка передач ЯМЗ-330 с 14-ю ступенями. Её несомненными козырями стали: демультипликатор планетарной конструкции с двумя диапазонами, делитель и синхронизаторы на всех передачах (за исключением первой и заднего хода). Кроме того, в конструкцию внедрены механизм, позволяющий установить дистанционный привод, электропневматическое переключение демультипликатора и делителя с возможностью автоматической блокировки включения низшего диапазона демультипликатора.
В планах «Автодизеля» – дальнейшее совершенствование коробок передач и освоение серийного выпуска новых моделей, таких как 5-ступенчатые ЯМЗ-1205 и ЯМЗ-Э1205, а также ЯМЗ-1309 с 9-ю скоростями. Коробки ЯМЗ-1205 уже стали принадлежностью грузовых автомобилей МАЗ и «Урал» в 2016 г., а ЯМЗ-1309 станут в 2019 г.
Общая информация
Двигатель ЯМЗ-5340 L4 с турбонаддувом
Двигатели семейства ЯМЗ-530 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», экологическому классу Евро-4:
- для дорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №49RII-04, №24-03.
- для внедорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №96-02, №24-03.
Основные характеристики
Тип двигателя: дизель, 4-цилиндровый, D×S=105×128 мм, рабочим объемом 4,43 л, 4-тактный, рядный, с жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на изделиях.
Двигатели ЯМЗ-238
ЯМЗ-238 турбо Евро-2
Наибольшее распространение из двигателей Ярославского моторного завода имеет семейство дизелей ЯМЗ-238. Если смотреть на ЯМЗ-238 не касаясь технических параметров, то от семейства ЯМЗ-236 он отличается незначительно – просто к V-образному шестицилиндровому агрегату добавили по одному цилиндру в каждый ряд, получив при этом восьмицилиндровый.
Все восьмицилиндровые двигатели серий ЯМЗ-238, вне зависимости от наличия турбонаддува имеют одинаковый объем – 14,86 л и размерность DxS 130 на 140 мм, угол развала 90° и 135° относительно вертикальной оси.
Технические характеристики двигателей семейства ЯМЗ-238 различаются достаточно сильно. Атмосферный дизель ЯМЗ-236 Базовый двигатель семейства это атмосферный ЯМЗ-238 Евро-0. Его мощностной диапазон от 180 л.с. у дефорсированной версии ЯМЗ-238Г2, до 240 л.с. у моделей ЯМЗ-238М2.
Сфера применения двигателей ЯМЗ-238 в атмосферном исполнении обширна, они используются: — модификации ЯМЗ-238М2 как силовой агрегат для автотранспортной техники, передвигающейся как по дорогам общего пользования, так и во внедорожном исполнении (с обеспечением бродо-проходимости до 1,4 метра глубины), как промышленные моторы для привода буровых, насосных установок и компрессорных станций, в дизельных электростанциях, как судовой дизель; — ЯМЗ-238ГМ как двигатель для дорожной и экскаваторной техники; — ЯМЗ-238КМ как дизель подземных самосвальных автопоездов; — ЯМЗ-238АК и ЯМЗ-238АМ как комбайновый мотор.
В отличии от семейства ЯМЗ-236, семейство ЯМЗ-238 имеет в своем составе и турбированные двигатели с показателями Евро-0. Это хорошо известные «суперовские» моторы для МАЗ серий ЯМЗ-238Д и ЯМЗ-238Б имеющие значительный спектр модификаций. Кроме них в эту группу следует отнести двигатели серии ЯМЗ-238НД (3, 4 и 5), получившие широкое распространение в составе колесных погрузчиков, сельхоз тракторов, лесной заготовительной и дорожно-строительной техники. Модель ЯМЗ-238НД4-4 создана как судовой мотор и применяется на катерах типа КС.
Модификации ЯМЗ-238ДК предназначены для энергетических средств и комбайнов, а ЯМЗ-238ДИ устанавливаются на дизельные электростанции (дизель-генераторы).
При кажущейся простоте применения турбокомпрессора, для повышения мощности, это повлекло за собой целый комплекс мероприятий по изменению конструкции дизеля и повышения качества деталей. Улучшенные критерии качества затронули в первую очередь следующие запчасти: коленчатый вал, блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.
Для соответствия экологическим требованиям Евро-1 турбированные моторы ЯМЗ-238 прошли дополнительную доработку. Конструкцию двигателей дополнили жидкостно-масляный теплообменник и водяной насос повышенной производительности, цилиндро-поршневая группа с эффективной системой охлаждения. Включение привода крыльчатки вентилятора обеспечивает специальная муфта. В дополнение к турбонаддуву дизель ЯМЗ-236 получил охладитель наддувочного воздуха, который устанавливается непосредственно на изделии, в котором применяется силовой агрегат. Так же потребовалось увеличить энергию впрыска в камеру сгорания, для чего спроектирована топливная аппаратура нового типа.
Двигатели серии ЯМЗ-238НД Евро-0 прошли дополнительную модернизацию и модели ЯМЗ-238НД (6, 7 и соответствуют уже более жестким требованиям по экологии, что позволило применять их в большем сегменте техники: на сельскохозяйственных тракторах, погрузчиках, в составе колесных машин на их базе. Путем аналогичной модернизации из двигателя ЯМЗ-238Д получены моторы ЯМЗ-238ДЕ. Все моторы серии ЯМЗ-238ДЕ, за исключением модификации ЯМЗ-238ДЕ-21 (применяется для кормоуборочного комбайна), используются в составе автотранспортной техники. Все эти силовые агрегаты относятся к Евро-1.
Применение более эффективного топливного насоса высокого давления (ТНВД) позволило дизелям семейства ЯМЗ-238 достичь показателей Евро-2. Серия получила обозначение ЯМЗ-238ДЕ2, все двигатели серии нашли примение исключительно в автомобильном транспорте.
В настоящее время двигатели ЯМЗ-238 на автомобильные заводы не поставляются из-за ужесточения требований по экологическим параметрам, используются как запасная часть, а так же в местах, где не такие жесткие ограничения — к примеру при производстве дорожной техники или дизельных электростанций.
Технические характеристики
Модель, комплектация | ЯМЗ-5340 (базовая) | ЯМЗ-5341 | ЯМЗ-5341-10 | ЯМЗ-5342 | ЯМЗ-5344 | ЯМЗ-53442 (Правила 96-02) |
Число и расположение цилиндров | L4 (рядное) | |||||
Диаметр цилиндра, мм | 105 | |||||
Ход поршня, мм | 128 | |||||
Рабочий объем цилиндров, л | 4,43 | |||||
Мощность, кВт (л.с.) | 140 (190) | 125 (170) | 110 (150) | 100 (136) | ||
Частота вращения, об/мин | 2300 | |||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 710 (72,5) | 670 (68) | 590 (60) | 422 (43) | ||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1300–1600 | 1200–2100 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 194,5 (143) | 193 (142) | 197 (145) | |||
Масса, кг | 480 | 475 | 470 | 460 | ||
Ресурс, тыс. км | 1000 | 800 | 350 | |||
Применяемость | Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ 4×2, 4×4, 6×2, 6×4 массой до 12 т, автопоезда до 21 т | Среднетоннажные грузовые автомобили, шасси МАЗ 4×2 массой до 6 т, автопоезда до 10 т, автобусы МАЗ | Автобусы семейства ПАЗ-320412 массой до 11 т | Автобусы семейств ПАЗ-4234; ПАЗ-3204-02; ПАЗ-3337 массой до 11 т | Автобусы семейств ПАЗ-32053; КАВЗ-4235 массой до 8 т; автомобили ГАЗ-33081 «Садко» | Среднетоннажные грузовые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» |
Двигатель ЯМЗ-5340 L4 с турбонаддувом
Двигатель ЯМЗ-5340 L4 с турбонаддувом
Основные особенности
Согласно описанию и техническим характеристикам двигателей ЯМЗ, данные агрегаты обладают отличной выносливостью, производительностью и способностью эффективно работать при низких температурах (от -60 градусов Цельсия).
Некоторые особенности средних и тяжелых ДВС:
- наличие турбонаддува с охладителем воздуха и специальным приводом для включения крыльчатки;
- диапазон мощности агрегатов варьируется от 136 до 800 лошадиных сил;
- электронный блок управления с защитой от падения уровня давления масла, чрезмерного повышения оборотов т температуры охлаждающей жидкости;
- рядные L-образные и V-образные модели могут иметь 4, 6, 8 или 12 цилиндров;
- рабочий объем – от 4 до 26 литров.
Новые двигатели ЯМЗ комплектуются эффективными механизмами и новейшими решениями, которые позволяют повысить энергию впрыска топлива и модернизировать систему охлаждения.Кроме того, масляный насос шестеренчатого типа имеет две секции – радиаторную и нагнетающую, чтобы смазывать не только мотор, но и прогонять масло через радиатор. Агрегат прост в обслуживании и эксплуатации. К примеру, достаточно просто выполняется и регулировка клапанов ДВС, позволяющая определить оптимальный тепловой зазор.