Описание жидкости
Конструкция усилителя руля состоит из нескольких механизмов, которые видны на схеме.
Схема ГУРа для авто
Весь механизм омывает специальная гидрожидкость (PSF).
Она имеет следующие функции:
- передает давление от насоса к поршню;
- оказывает смазывающий эффект;
- обладает антикоррозийными свойствами;
- охлаждает узлы и механизмы агрегата.
Благодаря маслу для ГУРа, которое циркулирует в замкнутом контуре, созданное давление передается от насоса к другим узлам агрегата. Когда создается высокое давление в насосе, PSF поступает в зону с низким давлением, где расположены поршни СГЦ. Цилиндр соединен с рейкой рулевого колеса с помощью золотника. В зависимости положения рулевого колеса золотник направляет масло, облегчая поворот руля.
Важной функцией PSF является отвод излишнего тепла от механизмов. Кроме того, исполняя роль смазки, уменьшает трение между движущимися узлами
Антикоррозийные присадки в составе не дают образовываться ржавчине внутри механизма.
Состав
PSF делятся на три типа:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
Минеральные содержат 97% нафтенов и парафинов, остальное — присадки, придающие определенные свойства. Полусинтетика содержит как минеральные, так и синтетические компоненты. Они имеют более продолжительный срок службы и лучшие эксплуатационные характеристики. Синтетические PSF содержат полиэфиры, нефтяные фракции, которые очищены с помощью гидрокрекинга, а также многоатомные спирты. Кроме того, в их присутствуют присадки, улучшающие его свойства.
В состав PSF входят следующие присадки:
- для уменьшения трения между деталями;
- против коррозионных процессов;
- стабилизирующие вязкость;
- стабилизирующие кислотность;
- придающие цвет;
- препятствующие пенообразованию;
- для защиты деталей из резины.
Плюсы и минусы
Каждый вид рабочей жидкости имеет свои достоинства и недостатки:
Вид PSF | Преимущества | Недостатки |
Минеральные |
|
|
Полусинтетические |
|
|
Синтетические |
|
|
Декстрон красного цвета
Взаимозаменяемость и смешиваемость
Производителя ввели квалификацию жидкости в ГУР по цвету путем добавления в их состав красящих пигментов: красные, желтые и зеленые. Красные масла в ГУР разрабатываются согласно стандартам концерна General Motors, их называют Декстронами.
На сегодня используются чаще всего Декстрон 3 и Декстрон 4. Декстрон 3 головная компания не выпускает, производством занимаются другие компании по лицензии. Второй вид Декстрона производится как головным предприятием, так и производителями, имеющими лицензию.
PSF для Мерседеса
Желтые масла выпускает концерн Daimler. В основном они используются в Мерседесах. По лицензии компании Daimler PSF желтого цвета производят и сторонние фирмы.
Жидкости зеленого цвета выпускаются немецким концерном Pentosin. Пользуются популярностью у Пежо, VAG, Ситроен и др. модели.
Масло Pentosin в ГУР
Возможно смешивание жидкостей одного цвета только в случае, если они имеют похожий химический состав. Можно смешивать PSF 2-х цветов: красного и желтого. Масло для ГУРа зеленого цвета не должно смешиваться с красным или желтым, так как у них разная химическая основа. Поэтому между собой можно смешивать лишь зеленые жидкости.
Цена вопроса
Цена жидкостей для гидравлического руля сильно отличается. Оригинальная продукция стоит всегда дороже.
1. Декстрон 2 (цена от 220 руб.)
2. Оранжевая PSF (цена 500 руб.)
3. Pentosin зеленого цвета (цена 1180 руб.)
Применение
Минералку ATF DEXRON-II от ENEOS нет смысла менять при каждом прохождении технического осмотра. Жидкость универсальна и ее замены назначаются только специалистом. Для этого существует несколько факторов. Коробка стала хуже работать. Переключение передач заедает или появился посторонний шум. При движении и остановках чувствуются слабые удары. Подошел срок годности и службы смазывающие жидкости. Приблизительно он приравнивается к 120000 километрам.
Хорошие сочетания в автоматической коробке передач любых мировых автомобилей, произведенных за последние 20 лет.
Благодаря универсальности и современным химическим свойствам, масло для трансмиссии можно использовать в любых гидравлических системах, в технике для стройки и конечно же гидроусилителях руля управления.
Смазка устойчива к окислителям, а соответственно защищает все внутренние детали трансмиссии других агрегатов, куда соответственно заправлена в идеальных состояниях. Имеется также очистительный эффект от старого нагара, пятен и и многого другого.Обладает очищающими свойствами и улучшает работу в системе.
Можно применять в транспортных средствах: Ford, Opel, Volkswagen, Nissan, Mazda, Dodge и других.
Описание
В отличие от механической коробки, масло в <�автоматах> берет на себя гораздо больше задач. Во-первых, там есть зубчатые передачи, так что от важнейшей функции смазывать ATF никто не освобождал. Во-вторых, масло должно обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В-третьих, оно же передает крутящий момент в гидротрансформаторе, двигаясь при этом с высокой скоростью (80-100 м/с) в узких каналах между лопатками колес. Наконец, оно должно охлаждать детали коробки: конструкция последней такова, что избыток мощности двигателя здесь превращается в тепло, нагревая масло в жару до 150°С, тогда как 95°С — нормальный <�крейсерский> режим.
Эти задачи обусловливают противоположные требования к ATF. Для смазки шестерен нужна вязкость побольше, а вот для работы гидротрансформатора она должна быть небольшой (4-8 сСт). Но если вязкость упадет ниже 3-5 сСт, возникает опасность кавитации и течей через уплотнения.
Найти компромисс помогают присадки, но в присутствии разнородных металлов (например, сталь и бронза) они могут активизировать электрохимическую коррозию. В общем, обычную трансмиссионку в автоматические коробки лить нельзя, а чтобы водитель случайно не перепутал банки, ATF окрашивают в яркий, как правило, красный, цвет. Что, кстати, отражено в спецификациях.
Виды и типы жидкостей Дексрон
Начнем с того, что сегодня можно встретить жидкости начиная с Dexron 2, Dexron IID или Dexron 3 и заканчивая Dexron 6. На деле, каждый тип является отдельным поколением трансмиссионной жидкости, широко известной под названием Dexron. Разработка принадлежит концерну General Motors (GM), который создал в 1968 г. свою собственную трансмиссионную жидкость для автоматических коробок передач Dexron.
Отметим, что автопромышленность в те годы находилась на этапе активного развития, крупные автопроизводители повсеместно разрабатывали допуски и стандарты для масел и трансмиссионных жидкостей. В дальнейшем указанные допуски и спецификации стали обязательным требованием для сторонних компаний, выпускающих технические жидкости для авто.
Вернемся к Декстрон. После выхода на рынок первого поколения таких жидкостей, уже через 4 года компания GM вынуждена была заняться разработкой второго поколения Декстрон.
Причина — в составе первого поколения активно использовался жир китов в качестве модификатора трения, а также само трансмиссионное масло на такой основе быстро приходило в негодность от высокого нагрева в АКПП. Решить проблемы должна была новая формула, которая стала основой Dexron IIC.
На деле, жир китов был заменен на масло жожоба в качестве модификатора трения, также удалось повысить устойчивость продукта к нагреву. Однако при всех плюсах состав имел один серьезный недостаток – сильная коррозия элементов АКПП.
По этой причине в трансмиссионную жидкость стали добавлять ингибиторы коррозии, чтобы избежать активного появления ржавчины. Результатом таких доработок стало появления в 1975 г. продукта Dexron IID. Далее в процессе эксплуатации выяснилось, что трансмиссионная жидкость по причине добавки антикоррозийного пакета склонна накапливать влагу (гигроскопичность), что приводило к быстрой потере свойств.
По этой причине использовать Дексрон IID быстро перестали, выпустив продукт Dexron IIЕ, наполненный активными присадками, работающими против влаги и коррозии. Примечательно то, что это поколение жидкости стало полусинтетическим.
Более того, убедившись в эффективности, через небольшой промежуток времени концерн выпустил принципиально новую жидкость с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Прежде всего, если ранние поколения имели минеральную или полусинтетическую основу, новая жидкость ATF Dexron 3 была изготовлена на синтетической основе.
Данное решение оказалось стойким к высокому нагреву, отличалось отличными смазывающими и защитными свойствами, сохраняло текучесть при отрицательных температурах (до -30 градусов по Цельсию). Именно третье поколение стало действительно универсальным и стало широко применяться в АКПП, ГУР и т.д.
Сегодня последним поколением считается Dexron VI (Декстрон 6), разработанный для шестискоростной АКПП Hydra-Matic 6L80. Продукт получил улучшенные смазывающие свойства, сниженную кинематическою вязкость, устойчивость к пенообразованию и коррозии.
Более того, производитель позиционирует такую жидкость в качестве состава, не требующего замены. Другими словами, такое масло в АКПП залито на весь срок службы агрегата.
Конечно, на деле масло в коробке нужно менять каждые 50-60 тыс. км пробега, однако очевидно, что свойства Декстрон 6 заметно улучшены. Как показывает практика, Декстрон VI также со временем теряет свои свойства, однако менять его нужно реже, чем устаревший Декстрон III.
Обратите внимание, жидкости для АКПП достаточно давно начали выпускать разные производители, при этом продукты выпускаются под торговой маркой Dexron. Что касается GM, концерн выпускает только этот тип жидкостей с 2006 года, тогда как другие производители масел продолжают производить Декстрон IID, IIЕ, III и т.д
Что касается GM, корпорация никак не отвечает за качество и свойства жидкостей предыдущих поколений, хотя они и продолжают выпускаться по стандарту Dexron. Также можно выделить, что сегодня жидкости Дексрон могут быть стандартными или НР (high performance) для АКПП, которые работают в тяжелых условиях.
Еще есть масла Dexron Gear Oil для дифференциалов и муфт, Dexron Manual Transmission Fluid для механических коробок МКПП, Dexron Dual Clutch Transmission Fluid для роботизированных коробок передач с двойным сцеплением, Декстрон для ГУР а также других агрегатов и механизмов. Есть информация, что General Motors испытывает новейшие поколения жидкости для использования в качестве трансмиссионного масла для вариаторов.
Лучшие жидкости ATF Dexron
Лучшие ATF Dexron 3 для гидроусилителя руля и АКПП по мнению водителей и автомехаников, сведены в таблицу.
№ |
Название, артикул |
Допуски и спецификации |
Цена, руб./л |
1 |
Mannol «Dexron 3 Automatic plus», арт. АР10107 |
Dexron 3, Ford M2C 138-CJ/166-H, Mercon V, Allison TES389, Voith G607, ZF TE-ML. MB 236.1 |
400 |
2 |
ZIC «ATF 3», арт. 132632 |
Allison C-4, Dexron III. Mercon |
450 |
3 |
ENEOS «ATF Dexron III», арт. OIL1305 |
Allison C-4, G34088, Dexron 3 | 530 |
4 |
Mobil «ATF 320», арт. 152646 |
Dexron III, Allison C-4, Voith G607, ZF TE-ML |
560 |
5 |
Repsol «Matic III ATF» , арт.6032R |
Dexron 3, Allison C-4/ TES295/TES389, MB 236.9, Mercon V, MAN 339, ZF TE-ML, Voith 55.6336 |
500 |
6 |
Ravenol «ATF Dexron II E», арт. 1211103-001 |
Dexron IIE, MB 236, Voith G1363, MAN 339, ZF TE-ML, Cat TO-2, Mercon |
1275 |
7 |
Liqui Moly универсальное масло «Top Tec ATF 1100», арт. 7626 |
Dexron II/III, Mercon, Allison C-4, Cat TO-2, MAN 339, MB 236. Voith H55.6335, ZF TE-ML |
580 |
8 | Hyundai — Kia «ATF 3», арт. 0450000121 | Dexron 3 | 520 |
9 | Motul «ATF Dextron III», арт. 105776 | Dexron IIIG, Mercon, Allison C-4, Cat TO-2, MAN 339, MB 236.5/9, Voith G607, ZF TE-ML | 650 |
10 | Comma «Multi-vehicle ATF and PSF», арт. MVATF5L | Mercon V, MOPAR ATF 3 and 4, MB 236.6/7/10/12, Dexron(R) II and III, VW G052162 | 500 |
Чтобы улучшить работу АКПП, при заливке трансмиссионного масла добавляют присадки, например Liqui Moly. Добавка подбирается индивидуально исходя из цели применения: плавность переключения, улучшение эластичности резинок и т.д. Работа присадки заметна на изношенных АКПП с заметными сбоями.
https://youtube.com/watch?v=59cT0nrGtCo
Условия эксплуатации трансмиссионных жидкостей Декстрон
Срок службы ATF Dexron зависит не только от пробега, но и условий эксплуатации машины:
- при агрессивной езде, частых пробуксовках, езде по разбитым дорогам ATF Dexron II и III быстро изнашиваются;
- трогание без разогрева масла в АКПП зимой приводит к быстрому старению Dexron 2 и 3;
- из-за недолива жидкости в коробке падает давление, рабочие свойства масла АКПП снижаются;
- перелив АТФ вызывает вспенивание эмульсии. Излишки выплёскиваются, и в АКПП возникает недолив жидкости;
- постоянный перегрев масла свыше 90℃ ведёт к потере рабочих характеристик.
Производители подбирают АТФ по вязкости, допуску на нагрузки, фрикционным свойствам и т.д. для надёжной работы гидроузла. Маркировка по рекомендуемому типу масла, например ATF Dexron II G или ATF Dexron III H, указана на конструкции:
- на масляных щупах АКПП;
- на табличке под крышкой капота;
- на этикетке бачков ГУР.
Рекомендаций изготовителя нужно придерживаться. Вот что будет, если игнорировать инструкции:
- Передачи в АКПП будут переключаться с запаздыванием. Во вновь залитой жидкости параметры по фрикционному трению могут быть занижены или завышены. Диски будут проскальзывать с другой скоростью. Отсюда повышенный расход ATF Dexron и износ фрикционов
- Потеря плавности переключения скоростей в АКПП. Изменение пропорции и состава присадок приводит к неправильной работе маслонасоса. Давление в механизмы АКПП будет поступать с запаздыванием.
- Заливка синтетической АТФ Декстрон в ГУР вместо рекомендованной минеральной приведет к износу резиновых уплотнителей. В ГУР с синтетическим маслом состав резины отличается наличием силикона и других добавок.
Взаимозаменяемость Dexron 3 с другими смазками
Можно ли смешивать Декстроны от разных производителей и с разными индексами? Кратко ответим на этот вопрос.
В АКПП использовать желательно только те трансмиссионные жидкости, которые рекомендует производитель. Однако на форумах и даже серьезных СТО мастера часто рекомендуют более дешевые или доступные аналоги.
Но не всегда будет правильной такая замена. Например, специализированное масло Декстрон 3 Тойота, предназначенное для азиатских авто, лучше не менять на Мобил Декстрон 3, если нет достоверной информации о возможности подобной замены.
Даже при подтверждении сертификатов от GM, внешнем сходстве и аналогичной вязкости. Хотя стандарт JASO для японского автопрома создавался, в том числе на разработках GM.
Например, если по требованиям производителя авто в коробку нужно заливать масло серии Dexron 2, то можно без опасений использовать любую из версий смазок Dexron 3.
Отличия Декстрон 2 и 3 по всем параметрам показывают улучшение характеристик с повышением индекса. То же самое касается масел серии Dexron 6.
На понижение класса смазки лучше не идти. Это негативно скажется на деталях трансмиссии в течение довольно короткого срока.
Что касается ГУРов, то здесь действуют аналогичные правила. Однако краткосрочно можно залить и любую другую жидкость, если нет возможности приобрести подходящую.
Для ГУРа большие негативные последствия будет иметь эксплуатация гидроусилителя на сухую, чем с неподходящим маслом. О стандартах трансмиссионной смазки Декстрон 2,3,6 — видео
Можно ли смешивать разные по составу трансмиссионные жидкости
При смешении трансмиссионного минерального и синтетического масел Dexron произойдёт химическая реакция, в результате которой примеси могут выпасть в осадок. Рабочие свойства жидкости ухудшатся, что нанесёт вред узлам машины.
Смешение ATF Dexron разных стандартов с одинаковой основой приводит к непредсказуемой реакции присадок. В этом случае допустима доливка жидкости в АКПП более позднего стандарта, т.е. если залита АТФ Декстрон 2 можно использовать АТФ Декстрон 3. Наоборот нельзя из-за недостаточной эффективности модификаторов.
Также стоит учитывать климатический регион проживания. ATF Dexron II D не рассчитана на холодную зиму, поэтому пригодна только для южной части России и Европы. Переезжая в северные края, жидкость АКПП необходимо полностью заменить на ATF Dexron II Е или ATF Dexron 3.
В ГУР заливают красную, жёлтую и зелёную жидкости. Смешать с красной ATF в ГУР можно только жёлтое масло с одинаковой основой. Например, красную минералку Ravenol ATF Dexron DII арт.1213102 и жёлтую минералку Febi арт.02615.
Замена масла в ГУР
Если механизм гидроусилителя работает исправно и без утечек, менять состав нужно раз в 1-2 года, в зависимости от инструкции производителя. Периодически нужно проверять уровень жидкости, он должен быть между отметками минимум и максимум.
Доливка жидкости
Смазка в гидроусилителе может постепенно испаряться из-за высоких температур в системе. Если в течение межсервисного интервала какая-то часть смеси из системы гидроусилителя ушла, можно долить необходимое количество. Для этого открывается расширительный бачок, заливается средство до отметки МАХ, поворотами руля система прокачивается и в случае необходимости доливается ещё.
Полная замена
Заменить масло в ГУР можно с помощью двух домкратов, шприца и тары под отработанный материал.
- Переднюю часть машины нужно поднять так, чтобы колёса находились в воздухе.
- Открыть расширительный бачок, шприцом откачать основное количество старой смеси.
- Дальше нужно снять основной шланг с помпы, он обычно находится ниже, опустить его в тару для слива.
- Поворотами руля прокачать механизм, дождаться слива и поставить шланг на место.
- Снять обратный шланг, опустить в ту же ёмкость, прокачать и установить обратно.
- Двигатель во время этой процедуры должен быть заглушен.
Когда отработанный материал полностью слит, можно заливать свежий. Вливать до отметки максимума, прокачать механизм поворотами руля. Часть состава уйдёт из бачка в систему, нужно долить ещё раз. Прокачивать-доливать необходимо несколько раз до момента, когда весь механизм гидроусилителя заполнится и масло будет стоять на одном уровне.
Минеральные или синтетические жидкости для ГУР?
Для системы ГУР выбор между минеральными и синтетическими жидкостями вряд ли будет уместным. Важная особенность гидроусилителя руля заключается в том, что в этой системе находится огромное количество резиновых деталей, для которых синтетика не подходит. Синтетические жидкости чересчур агрессивны для деталей, созданных на основе натуральных каучуков.
Заливаться синтетические жидкости могут только в такую систему ГУР, где все детали разработаны с учетом использования жидкостей такого типа и имеют специфический состав. Если в инструкции к вашему авто нет информации о том, что для его ГУР необходимо использовать синтетическую жидкость, значит, применять можно только минералку.
Лучшие жидкости для ГУР
Жидкость для гидроусилителя руля разделается по классам: ATF, PSF и Dexron. АТФ жидкости в механизмы ГУР применяются редко. PSF – это «power steering fluid», в дословном переводе: «жидкость для гидроусилителя». Семейство Dexron иногда называют Dextron или Декстрон, эти смеси относятся к виду «АТФ» – жидкость АКПП.
В многообразии продукции для гидроусилителей можно потеряться, но выбрать подходящую марку на самом деле просто. Достаточно разобраться в эксплуатационных показателях смесей. Проведём сравнение лучших жидкостей для ГУР, и составим топ лучших жидкостей по классам.
Популярные марки спецификации
Mannol Dexron 3
Также как и все, без исключения, масла Декстрон имеет красноватый тон. Производитель основательно потрудился над сочетанием присадок и синтетических составляющих, компоненты которых способствуют улучшению фракционных характеристик в момент переключения передач.
Масло от производителя с Германии обладает высокими низкотемпературными характеристиками, отличными антиокислительными показателями, стабильностью химического состава на протяжении всего периода эксплуатации. Не желательно использовать в качестве смазки элементов с меди, ко всем остальным сплавам и материалам жидкость абсолютно нейтральна.
Продукция обладает допусками всеми возможными допусками:
ZF-TE-ML 09/11/14, ALLISON C4/TES 389, GM DEXR. III H/G/F, FORD M2C138-CJ/M2C166-H и другие.
Castrol DEXRON
Производство Кастрол налажено в германии. Масло состоит из качественных базовых смесей с оптимальным набором присадок. Располагает положительными отзывами от руководства GM и Ford, превышает требования японской спецификации JASA 1A. В случаях, когда отсутствует возможность приобрести Декстрон ATF для японца, то смело можно применять масло от Castrol — Dexron 6.
Отвечает стандартам всем основным стандартам:
Honda/Acura, Hyundai/Kia SP, Nissan Matic, Suzuki AT Oil, Mitsubishi SP, Mazda ATF, Toyota и Subaru.
Масло Mobil 3 ATF
Мобил абсолютно соответствует всем видам трансмиссионных уплотнений в механизмах АКПП. Сопоставим со всеми жидкостями красных тонов спецификации Dexron III. Состав не рекомендуется использовать на северных континентах, где температура опускается до -30 градусов. Масло Mobil со спецификацией Декстрона №3 также возможно применять в механизмах гидроусилителя руля.
Отвечает стандартам Ford Mercon, ATF Dex. III, ZF TE-ML и Dex. 3
Motul Multi ATF
Также имеется возможность применять в трансмиссиях с гидростатикой, рулевому гидроусилителю, и в иных механизмах (в т.ч. и АТФ) поддерживающих стандартны Mercon и Dexron. Motul занимает лидирующие позиции по химическом составу и вязкости, температурным показателям, функциям устойчивости, соответствует всем требованиям от GM.
Зарекомендовало себя как надежное трансмиссионное масло. Единственный недостаток смеси премиум класса Motul Multi его цена.
Отвечает стандартам основным стандартам MAZDA, CHRYSLER, JAGUAR, RENAULT Elfmatic, Renaultmatic D2 D3, Acura/HONDA, Lexus/TOYOTA ATF, Audi, GM DEXRON 2 и 3, FORD, BMW и MITSUBISHI.
В чем разница между Dexron IIE и Dexron IID?
Во время работы АКПП разницы в эксплуатационных свойствах жидкостей Dexron IIE и IID практически нет. Существенные отличия между ними имеются при низких температурах, пока коробка еще не прогрелась.
Вязкость Dexron IID при -40 °С составляет 45 000 мПа с, а Dexron IIE при той же температуре – 20 000 мПа с. Отсюда понятно, что «на холодную» двигателю значительно легче вращать АКПП с Dexron IIE. На протяжении всего срока эксплуатации свойства этой жидкости более стабильны благодаря синтетической основе.
Dexron IIE может заменить Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот), так как не отличается эффективностью модификаторов, но обладает улучшенными низкотемпературными свойствами.
Применяемость: для каких коробок и авто
Трансмиссионная жидкость ZIC ATF Dexron II специально предназначена для применения в автоматических коробках передач. Также можно использовать в гидроусилителе руля. Отлично подойдет как для грузовых, легковых автомобилей, так и для внедорожников.
Подходит для применения в условиях российских морозов, ее смело можно применять при температуре до -47 градусов по Цельсию. При более низкой температуре она теряет свою вязкость. Верхним пределом температуры является отметка в +50°C.
Смазка ЗИК Декстрон 2 имеет достаточно продолжительный интервал замены. Так, при бережной эксплуатации ее следует заменять каждые 75-90 тысяч километров. Но при тяжелых условиях данный интервал сокращается до 40 тысяч километров.
Отлично справляется как с пробками, так и с ездой на высоких оборотах. Подходит для любых стилей вождения.