Технические характеристики Двигателя ЯМЗ-236
Устройство и компоновка двигателя
Шесть цилиндров двигателя ЯМЗ-236 расположены в два ряда, под углом в девяносто градусов. Применённое V-образное расположение цилиндров применено для уменьшения длины двигателя и его веса, для более рациональной компоновки и снижения веса всего автомобиля в целом.
Отличительной чертой данных двигателей является также и рациональное размещение всех агрегатов. Это хорошо сочетается с простотой конструкции, улучшая их доступность как для эксплуатации, так и для ремонта. Узлы и детали, которые обязательно нужно регулярно обслуживать в процессе эксплуатации, расположены в легкодоступных местах, в основном в передней части мотора, а также в развале цилиндров.
Спереди вверху расположены топливный фильтр, компрессор пневматической тормозной системы и электрогенератор. Они закреплены на верхней крышке блока. Компрессор и генератор приводятся в действие ремнём от шкива на валу вентилятора. Также впереди скомпонованы водяной насос и гидроусилитель руля. Они запускаются шкивом, непосредственно от коленчатого вала двигателя. Слева, на переднем торце блока цилиндров, расположены масляные фильтры – грубой и центробежной очистки масла. От шестерни коленвала работает также и масляный насос, который размещён на крышке переднего коренного подшипника.
ЯМЗ-236, только что освобождённый от деревянной заводской упаковки.
Электрический стартер для запуска двигателя расположен с правой стороны внизу. Картер снизу защищён поддоном, который одновременно является и ёмкостью для смазочной системы мотора. На привалочных плоскостях каждого ряда цилиндров находятся взаимозаменяемые головки цилиндров. Там же расположены клапаны газораспределительной системы и форсунки. Клапанные механизмы закрыты стальными крышками, в одной из которых имеется патрубок для заливки моторного масла.
Сбоку, с наружных сторон, к боковым поверхностям головок прикреплены выпускные трубопроводы; со сторон развала – трубы впускные и водоотводящие, с термостатами системы охлаждения. Воздушный фильтр располагается в специальном переходнике, в который объединяются все впускные трубопроводы. Топливный насос высокого давления размещён в развале цилиндров. Он установлен в сборе с регулятором уровня оборотов, с авто-муфтой опережения впрыска дизтоплива и насосом топливо-подкачивающим.
Теперь компоновка сзади. На заднем торце блока цилиндров закреплён картер маховика. Этот картер снизу снабжён люком, закрытый стальной крышкой-штампом. На маховике смонтировано сцепление, а сзади торца картера маховика размещена коробка передач с картером сцепления.
Основные характеристики в цифрах
Дизельные двигатели ЯМЗ-236 выпускаются как атмосферные (базовый вариант), так и турбированные. Мощностной диапазон начинается со 150 лошадиных сил, или 110 кВт (у дефорсированной версии ЯМЗ-236Г) и варьируется до 300 лошадиных сил, или 220 кВт – у форсированной версии с турбонаддувом.
Габаритные размеры двигателя ЯМЗ-236:
- Длина без коробки передач и сцепления: 1020 мм;
- Длина с коробкой передач и сцеплением: 1800 мм;
- Ширина: 1006 мм;
- Высота: 1195 мм.
Вес двигателя ЯМЗ-236 (сухого, незаправленного):
- Без вспомогательного оборудования: от 820 до 1010 кг;
- С комплектом вспомогательного оборудования: от 880 до1070 кг;
- С комплектом вспомогательного оборудования, плюс сцепление и коробка передач: от 1170 до1385 кг.
- Рабочий объём камеры сгорания –11,15 литров (11 150 кубических сантиметров).
- Максимальный крутящий момент составляет от 667 до 1275 Н-м, при 1200-1500 об/мин.
- Диаметр цилиндра: 130 мм; ход поршня: 140 мм; степень сжатия – 17,5.
- Min. удельный расход топлива: 214 (157) г/кВт.ч (г/л.с.ч)
Трансмиссии
МАЗовские двадцатитонники комплектуются механическими трансмиссиями на 9, 12 или 16 ступеней. Первоначально – Ярославского моторного завода; затем основным поставщиком коробок переключения передач для данного грузового семейства стала известная европейская компания «ZF», модели – 9S1315TO (9JS135A); 12JS200TA; 16S1650; 16S2220.
В настоящее время на различные модификации МАЗ-6501, наряду с ЗиЭфовскими, устанавливают также 9-ти и 12-ти ступенчатые коробки передач марки «JS». Их производителем является китайская машиностроительная компания «Shaanxi Shaft Gear». Эти механические коробки переключения передач производятся с 2013-го года и были выбраны Минским автозаводом взамен МКПП компании «ZF» и Ярославского моторного завода из-за более дешёвой цены китайской продукции. При её достойном качестве и проверенной надёжности, разумеется.
Оба задних моста ведущие, с блокируемыми межосевым и межколёсными дифференциалами.
Двигатель ЯМЗ 238
Двигатель ЯМЗ-238 заслужил славу очень надежного и неприхотливого в эксплуатации, благодаря чему запущенный в серию в начале 60-х годов мотор продолжает выпускаться на мощностях Ярославского моторного завода по сей день.
Современные модели ЯМЗ 238 соответствуют всем международным стандартам качества и европейским экологическим нормам, а его стоимость в несколько раз ниже, чем у его зарубежных конкурентов, обладающих схожими техническими характеристиками. Предназначен двигатель для большегрузных автомобилей «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»; тракторов «Кировец» и «ЧТЗ»; комбайнов «Дон» и «Полесье»; другой спецтехники. Он обладает хорошими топливно-экономическими, эффективными и эксплуатационными характеристиками.
Технические характеристики ЯМЗ-238
Производство | ПАО «Автодизель», Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 238 |
Годы выпуска | 1962-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | V-образный |
Количество цилиндров | 8 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 140 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Степень сжатия | 16.5 |
Объем двигателя, куб.см | 14866 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 235/1700 240/2100 250/1900 280/2100 290/2000 300/1900 320/2100 330/2000 330/2100 330/2100 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 1108/1300 882/1500 1108/1300 1029/1500 1128/1400 1280/1300 1117/1500 1225/1400 1225/1300 1274/1200 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Экологические нормы | Евро 0 Евро 1 Евро 2 |
Турбокомпрессор | К27-49 К36-87 ТКР 11 ТКР 122 |
Вес двигателя, кг | 1075 (ЯМЗ-238М2) |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для УРАЛ 4320) | 38 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0.5 0.2 (Евро 2) |
Масло в двигатель: -летом -зимой (меньше +5° С) | М-10-Г2к М-8-Г2к |
Сколько масла в двигателе, л | 29 (атмосферный) 32 (турбированный) |
Замена масла проводится, часов | 500 1000 (Евро-2) |
Размеры, мм: — длина — ширина — высота | (ЯМЗ-238Б) 1315 1045 1070 |
Ресурс двигателя — по данным завода, часов — на практике, тыс. км | 8 000 800+ |
Устройство и работа двигателя
Общее устройство двигателя ЯМЗ-238ДЕ2 показано на поперечном (рис. 1) и продольном (рис. 2) разрезах.
Рис. 1. Поперечный разрез двигателя.
Рис. 2. Продольный разрез двигателя.
Блок цилиндров ЯМЗ-238
Блок цилиндров отлит из низколегированного серого чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя. Блок V-образный с углом развала 90º. Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала 2х шатунов. Каждое цилиндровое гнездо имеет 2 соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхней и нижней плитах блока, по которым центрируется гильза цилиндра, в верхней плите имеется кольцевая проточка под бурт гильзы.
Головка блока цилиндров ЯМЗ-238
Головка цилиндров изготовлена из низколегированного серого чугуна и крепится к блоку шпильками, ввернутыми в блок цилиндров. Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет полость жидкостного охлаждения, сообщающуюся с полостью блока. Для обеспечения подвода топлива к форсунке в боковой поверхности головки имеются отверстия под трубки. В головке цилиндров размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки.
Коленчатый вал ЯМЗ-238
Коленчатый вал – стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Все поверхности вала азотированы и глубина азотированного слоя не менее 0,35 мм. Коленчатый вал имеет 5 коренных опор и 4 шатунные шейки. На шатунных шейках установлены шатуны (по 2 на каждую). Коренные и шатунные шейки в процессе работы смазываются маслом под давлением. Масло подается к коренным опорам, а затем по наклонным каналам к шатунным шейкам. В шатунных шейках есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке.
Общая информация
Двигатели ЯМЗ-238НД, а также их модификации и комплектации соответствуют экологическим нормативам Евро-0, предназначены для установки на тракторы ЗАО «ПТЗ», МоАЗ; автогрейдер ЗАО «ЧСДМ»; тракторы Т-15.01Я, Т-221Я; кран-трубоукладчик ТГ-221Я; колесный погрузчик ОАО «Промтрактор»; катера ОАО «Костромской судо-механический завод».
Основные характеристики
Тип двигателя: дизель, размерности D×S=130×140 мм, рабочим объемом 14,86 л, 8-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактный с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением. Выполнены под установку ОНВ на изделиях.
Двигатели могут комплектоваться механизмом отбора мощности.
Не газует МАЗ euro-3
Пригласили в Красногорск на две машины. Первая это МАЗ с двигателем 6V образная, 2012 года выпуска. Жалобы на то, что автомобиль не газует. Прежде чем обратиться к нам клиенты долго бились с ним сами, они поменяли педаль акселератора и даже свозили электронный блок управления двигателем М 230.Е3 на диагностику. Когда все возможности были исчерпаны, они обратились к нам. Скажу Вам, что наши специалисты довольно быстро нашли где «собака зарыта». Оказывается незадолго до описываемых событий на данной машине турбина начала гнать масло, тогда же машина перестала газовать. Механики поменяли турбину, но автомобиль всё равно отказывался нормально работать. При изучении этой проблемы нашими мастерами было обнаружено, что забит датчик надува (последствия неисправности турбины). Стоило поменять этот датчик, как машина вновь стала работать как положено.
Технические характеристики
Модель | ЯМЗ-238Д | ЯМЗ-238Д | ЯМЗ-238Д-1 | ЯМЗ-238Д-2 | ЯМЗ-238Д-8 |
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1225 (125) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200–1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 208 (153) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-238Н | — | — | — | |
КПП | — | — | — | — | — |
Габариты, мм | 1440×1045×1070 | 1345×1045×1070 | 1315×1045×1070 | ||
Масса, кг | 1260 | 1130 | |||
ТНВД | 806.5-40 | ||||
Генератор, модель | 1322.3771 или Г273 В2 | 1322.3771 | 1702.3771 | ||
Применяемость | Шасси МЗКТ-692378, МЗКТ-65168 — в запчасти; шасси МЗКТ-692388; самосвал МЗКТ-65158 | Шасси МЗКТ-69251 | Путевые машины ВПР-02, ВПРС-02 (ОАО «Калугапутьмаш», ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»); автомобили МАЗ-53363, МАЗ-6303, МАЗ-631705, МАЗ-63035, МАЗ-54323, МАЗ-64229, МАЗ-5552, МАЗ-5516-021, МАЗ-54325, МАЗ-6303-026 (в запчасти); дизель-редукторные агрегаты (ЗАО «Тюмень-судокомплект») | Самосвалы КрАЗ-65055, КрАЗ-65032, КрАЗ-65032-043, КрАЗ-6130С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-6322; лесовозы КрАЗ-64372, КрАЗ-64372-045, КрАЗ-6133М6; седельные тягачи КрАЗ-5444, КрАЗ-64431, КрАЗ-6446 | Самосвал КрАЗ-7133С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-635133Н2, КрАЗ-7133Н4, КрАЗ-5133В2 |
Модель | ЯМЗ-238Д-13 | ЯМЗ-238Д-18 | ЯМЗ-238Д-19 | ЯМЗ-238Д-22 | ЯМЗ-238Д-30 |
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1225 (125) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200–1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 224 (165)* | 204 (150) | 208 (153) | ||
Сцепление | — | — | ЯМЗ-238Н | ЯМЗ-183 | ЯМЗ-183-10 |
КПП | — | — | ЯМЗ-238А6 | ЯМЗ-238ВМ7 | ЯМЗ-2381-31 |
Габариты, мм | 1315×1045×1130 | 2385×1045×1070 | 2190×1045×1070 | ||
Масса, кг | 1130 | 1135 | 1580 | 1530 | |
ТНВД | 806.5-40 | 806.16-40 | 806.5-40 | ||
Генератор, модель | 6582.3701 | 4012.3771-86 | 1702.3771 | 1322.3771 | 1702.3771 |
Применяемость | Трелевочная машина МЛ-107 (ОАО «Курганмашзавод») | Кран-трубоукладчик ТГ-301Я (ОАО «Промтрактор», Чебоксары) | Спецавтомобили БАЗ-69506, БАЗ-69531 (ОАО «БЗКТ», Брянск) | Автомобили МАЗ-53363, МАЗ-6303, МАЗ-631705, МАЗ-63035, МАЗ-54323, МАЗ-64229, МАЗ-5552, МАЗ-5516-021, МАЗ-54325, МАЗ-6303-026 (в запчасти) | Автомобили КрАЗ: самосвалы, бортовые, шасси, тягачи КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4 (см. ЯМЗ-238Д-33) |
* Удельный расход топлива при номинальной мощности | |||||
Модель | ЯМЗ-238Д-31 | ЯМЗ-238Д-33 | |||
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1225 (125) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200–1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 208 (153) | ||||
Сцепление | — | ЯМЗ-183-15 | |||
КПП | — | ЯМЗ-2381-36 | |||
Габариты, мм | 1315×1045×1070 | 2190×1045×1070 | |||
Масса, кг | 1130 | 1530 | |||
ТНВД | 806.5-40 | ||||
Генератор, модель | 1702.3771 | ||||
Применяемость | Автомобили КрАЗ: самосвалы, бортовые, шасси, тягачи КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4 (см. ЯМЗ-238Д-33) | Автомобили КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4, в т.ч. самосвалы КрАЗ-65055.1 (2, 3), -65032.1 (2, 3, 4, 5), бортовые автомобили КрАЗ-65053, КрАЗ-6322 «Солдат», КрАЗ-5133ВЕ, -5233ВЕ; шасси КрАЗ-6322, -63221.1 (2, 3); КрАЗ 64372.1 (2) «Лесник»; тягачи КрАЗ-6133М6, -6233М6, -64431, КрАЗ-6443 «Докер», КрАЗ-6446.1 |
Объединение «Автодизель» (1971−1991)
В соответствии с приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 20 августа 1971 года № 255 в сентябре 1971 года было создано «Ярославское объединение по производству автомобильных дизельных двигателей /Автодизель/». Оно создавалось в целях наращивания выпуска автомобильных дизельных двигателей, повышения их технического уровня, дальнейшего совершенствования специализации и управления производством. Ярославское объединение было специализировано на производстве мощных дизельных двигателей для самосвалов, большегрузных автомобилей, автопоездов и тракторов. В состав объединения вошли: Ярославский моторный завод /головное предприятие/, Ярославский завод топливной аппаратуры и строящиеся в тот момент Ярославский завод дизельной аппаратуры и Тутаевский завод дизельных агрегатов. ЯМЗ и ЯЗТА состояли на самостоятельном балансе. Директор ЯМЗ одновременно является Генеральным директором объединения.
«Ярославское объединение по производству автомобильных дизельных двигателей /Автодизель/» было подчинено Главному управлению по производству автомобильных двигателей. Оно утверждало план объединения по всем показателям. Планы по заводам устанавливались головным предприятием. План по объему реализованной продукции и расчетные показатели по объему валовой и товарной продукции по объединению в целом определялись как сумма соответствующих показателей предприятий, входящих в объединение.
Одновременно с реорганизацией и совершенствованием системы управления п/о «Автодизель» шло развитие предприятий, входящих в объединение, менялся их качественный и количественный состав. Приказом МАП СССР № 156 от 08.07.74 года Тутаевский завод дизельных агрегатов включен в число действующих. С 1 апреля 1975 года на ТЗДА введен хозрасчет. Приказом Министра автомобильной промышленности СССР от 01.07.76 за № 189 введен в строй действующих Ярославский завод дизельной аппаратуры. С 1 января 1977 года ЯЗДА приобрел хозяйственную и юридическую самостоятельность. В связи с увеличившимся объемом строительных, монтажных и ремонтных работ при объединении «Автодизель» весной 1976 года был создан трест «Автодизельстройреммонтаж».
В середине 70-х гг. на предприятиях объединения возрастает выпуск запасных частей к двигателям ЯМЗ и другой аппаратуре. Возникает необходимость в специальном производстве. В мае 1976 года в г. Тутаеве началось строительство экспериментально-ремонтного завода. В марте 1977 в системе п/о «Автодизель» образуется дирекция строящегося ТЭРЗ. В начале 1979 года завод начал функционировать — организуется производственный участок по ремонту двигателей ЯМЗ-240.
Приказ МАП СССР от 06.01.77 № 1 уточнил наименование объединения — с этого времени оно именуется Ярославский моторный завод (производственное объединение «Автодизель»).
В декабре 1978 года в соответствии с Приказом МАП СССР от 28.11.78 № 356 о создании Ярославского объединения по производству топливной аппаратуры «Дизельаппаратура» ЯЗТА и ЯЗДА вышли из состава п/о «Автодизель». На 01.01.80 в состав Ярославского моторного ) входили: Ярославский моторный завод — головное предприятие, Тутаевский завод дизельных агрегатов, Тутаевский экспериментально-ремонтный .
В апреле 1984 года утверждена новая структура объединения: головное предприятие — Ярославский моторный завод /ЯМЗ/, Тутаевский завод дизельных агрегатов /ТЗДА/, Тутаевский моторный завод /ТМЗ/, Тутаевский экспериментально-ремонтный завод /ТЭРЗ/, Ростовский агрегатный , совхоз «Революция», подсобное сельское хозяйство «Копнинское».
В августе 1990 г. приказом генерального директора в составе ПО «Автодизель» была создана фирма по техническому обслуживанию и ремонту дизельных двигателей ЯМЗ. Производственно-сервисной был передан отдел гарантийного обслуживания УКК с сетью опорных пунктов, эксплуатационно-ремонтный отдел /ЭРО/, Тутаевский экспериментально-ремонтный завод /ТЭРЗ/ с основными фондами. В это же время из состава ПО «Автодизель» вышел трест «Автодизельстройреммонтаж».
В конце 1992 в самостоятельное подразделение ЯМЗ был выделен пансионат «Лесное», организованный на основе базы отдыха «Лесное». В целях совершенствования управления подразделениями приказом генерального директора в составе объединения был создан инструментальный завод.
Об истории создания ЯМЗ-236 и его предшественниках
У ЯМЗ-236 – солидная и славная история. Она началась на рубеже 50-х и 60-х годов ХХ века, когда перед конструкторским бюро Ярославского моторного завода была поставлена задача: разработать и запустить в серию современный и экономичный дизельный двигатель «широкого профиля», который возможно было бы использовать не только на автомашинах и тракторах, но и во многих других сферах народного хозяйства.
В Советском Союзе в то время был взят курс на общую «дизелизацию» тяжёлого автотранспорта. Большинство грузовых автомобилей тогда работали на бензине и были весьма неэкономичными в смысле расхода топлива. Новыми, современными, высокоэффективными и экономными «движками», работающими на солярке, предполагалось оснащать большегрузные автомобили и седельные тягачи; автобусы и трактора, различную спецтехнику.
Необходимо отметить, что в то время СССР по уровню развития промышленных технологий и инженерной мысли был на самом деле «впереди планеты всей». Нам, современным людям, привыкшим к отставанию нашей страны от развитых государств в технологическом плане, это непривычно. Но в то время новые двигатели, в 1961 году запущенные в серию на Ярославском заводе, – ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 (восьмицилиндровый вариант) были действительно лучшими в мире.
ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 – «предки» ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Эти дизельные моторы стали прямыми «потомками» дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, которые выпускались на ярославском (до 1958 года он назывался «автомобильным») моторном заводе. Ко времени разработки ЯМЗ-236 данные двухтактные 4-х и 6-ти цилиндровые моторы были уже порядком устаревшими как в техническом, так и в моральном смысле. Ведь они были созданы на базе «Дженерал Мотор»овских дизелей «GMS-4/71» и «GMS-6/71» образца 30-х годов ХХ века.
При разработке и запуске в серийное производство дизельных двигателей нового поколения советские специалисты опирались на богатый опыт производства дизелей, наработанный в отечественной промышленности. Вспомните: всю Великую Отечественную войну немцы, англичане и американцы провоевали на бензиновых танках. В то время как в СССР бензиновыми были только довоенные БТ. И легендарный Т-34, и все последующие советские боевые машины были дизельными.
Руководство группой по созданию новых ярославских дизелей осуществлял выдающийся советский учёный, конструктор, изобретатель, доктор технических наук Георгий Дмитриевич Чернышёв. При его непосредственном участии и было создано отвечающее требованиям времени семейство двигателей ЯМЗ, которое стало превосходной энергетической основой для народного хозяйства СССР. Государство получило мощный, надёжный, чрезвычайно универсальный дизель, обладающий простым техобслуживанием, неприхотливостью и возможностью использовать дешёвые запасные части.
В сборочном цеху ЯМЗ. Фото 2014 года.
Новый дизельный мотор ЯМЗ-236 оказался настолько эффективным и надёжным, что сразу же стал единственным и штатным для десятков видов различной техники, и спустя более чем полвека продолжает выпускаться на Ярославском моторном заводе – в десятках различных модификациях!
Хотя с тех пор, конечно, мировые технологии ушли далеко вперёд, и данный мотор уже является далеко не самым лучшим в мире. По производительности и эффективности применения его можно сравнить с современными китайскими аналогами на рынке. Но показателям надёжности и ремонтопригодности он по-прежнему впереди не только «китайцев», но и лучших мировых аналогов «родом» из самых развитых стран.
Модификации и назначение 7511 модели ЯМЗ
Дизельные силовые агрегаты семейства ЯМЗ 7511, после начала производства в короткий срок стали применяться на грузовых автомобилях, многотонных тягачах, автобусах, сельскохозяйственной и другой технике. В связи с этим было разработано около 20 модификаций данного силового агрегата. Главное отличие модификаций, это их предназначение. Каждая из моделей, проектировалась под потребности конкретного вида техники.
Так выглядит перечень самых распространённых модификаций:
ЯМЗ 7511.10
1.Основная базовая модель ЯМЗ 7511.10 поставляется потребителям Ярославским заводом в комплекте со сцеплением ЯМЗ 184 и КПП ЯМЗ 239. Потребителем данного силового агрегата является Минский завод, выпускающий колёсные тягачи. Базовый двигатель устанавливается на модели МЗКТ: 74181 и 65272. Также потребителем основной модификации является МАЗ, Урал и сельскохозяйственная техника типа комбайнов Torum740 и RSM1401. Мощность основного дизельного двигателя семейства ЯМЗ 7511, составляет 400 л., сил.
ЯМЗ 7511.10-01
2. ЯМЗ 7511.10-01, аналог базовой версии, применяется для шасси тягачей МЗКТ 8×4, 6×6, 8×8. Эти тягачи применяются в качестве колёсной базы для мощного отечественного оружия, такого как: комплекс ПВО С300, ЗРК Печора, Тополь М. Мощность данной модификации составляет 420 л., сил.
ЯМЗ 7511.1010
4. ЯМЗ 7511.1010, данный аналог поставляется с ярославским сцеплением ЯМЗ 184 и МОМ, механическим устройством для отбора мощности. Эту модификацию можно встретить на снегоуборочной технике Северодвинского завода, занимающегося производством дорожной техники.
ЯМЗ 7511.1011
5. ЯМЗ 7511.1011, этот силовой агрегат используется на шасси колёсных тягачей Бердянского завода. Данный двигатель имеет в комплекте сцепление ЯМЗ 184 и КПП ЯМЗ 239303
Тягачи БЗКТ могут перевозить груз до 40 тонн, при этом обладают высокой проходимостью, что прежде всего важно для военной техники
ЯМЗ 7511.18
8. ЯМЗ 7511.18, данный силовой агрегат нашёл своё применение на колёсных тягачах Минского завода, а так же на челябинских, энерго насыщенных, тяжёлых, промышленных бульдозерах-тракторах с названием ДЭТ-250.
ЯМЗ 7511.1034
9. ЯМЗ 7511.1034, очередной аналог, предназначенный для колёсных тягачей минского завода. Им комплектовались шасси МЗКТ65272.
ЯМЗ 7511.1035
10. ЯМЗ 7511.1035, данный мотор предназначен для колёсных тягачей минского завода МЗКТ8021102 и МЗКТ802102. Эта техника предназначалась для работы в жарком, тропическом климате.
ЯМЗ 7511.1036
11. ЯМЗ 7511.1036, данная модификация, комплектовалась сцеплением ЯМЗ 18415 и КПП ЯМЗ 23912 или ЯМЗ 23922. Сфера использования: лесовозы и другая тяжёлая техника Минского завода, тягачи и бортовые автомобили.
ЯМЗ 7511.1037
12. ЯМЗ 7511.1037, потребителем данной силовой установки стали кормоуборочные комбайны Ростсельмаш, мотор устанавливался на РСМ1401.
ЯМЗ 7511.1038
13. ЯМЗ 7511.1038, очередной аналог для сельскохозяйственной техники завода Ростсельмаш. Мотор устанавливался на РСМ181.
ЯМЗ 7512.10
14. ЯМЗ 7512.10, потребитель модификации самосвалы и погрузчики могилёвского автозавода, и кормоуборочные комплексы Полесье. Мощность агрегата составляет 360 л., сил.
ЯМЗ 7512.1004
15. ЯМЗ 7512.1004, мотор является силовой установкой мощностью до 360 л., сил, встречается на погрузчиках МоАЗ4048 и самосвалах МоАЗ75051.
ЯМЗ 7512.1005
16. ЯМЗ 7512.1005, данная модификация нашла применение на кормоуборочных комбайнах Полесье, завода Гомсельмаш. Мощность ограничена 360 л., силами.
ЯМЗ 7513.10 и ЯМЗ 7513.1003
17. ЯМЗ 7513.10 и ЯМЗ 7513.1003, применяются на шасси колёсных тягачей МЗКТ 74181 и МЗКТ 65272. Мощность мотора, для тягачей такого типа, составляет 420 л., сил.
ЯМЗ 7514.10 и ЯМЗ 7514.1001
18. ЯМЗ7514.10 и ЯМЗ7514.1001, данные модификации применяются для дизельных электрических подстанций мощностью до 200 кВт.
Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-658
К моменту перехода на экологический стандарт Евро-3, компания Автодизель выпустила более современную модификацию V8 мотора. Данный дизель был создан на основе ЯМЗ-7511 и оснащается тем же V8 блоком с углом развала 90° и с мокрыми гильзами. Выступ гильзы над поверхностью блока — 1.6 мм. Внутри блока стоит коленвал от 7511. Здесь применены алюминиевые поршни диаметром 130 мм, высотой 85 мм, а диаметр пальца — 52 мм. Они немного изменены и имеют свои кольца. Поршневые пальцы остались старые.
Сверху блока установлены две 8-клапанные головки от 7511.
Клапана регулируются все так же — после 1000 часов работы ДВС. Зазоры те же — 0.25-0.3 мм.На всех модификациях 658 установлен турбокомпрессор ТКР-100. На версиях Евро-3 стоит электронный насос ЯЗДА 179 и форсунки 267-21, а управляет двигателем ЭБУ Абит М230.Е3. Такой движок иногда называют ЯМЗ-238 Евро 3.
Модификации 6585 и 6586 оснащены Common rail и отвечают стандартам 96-02 и Евро-4 соответственно. Тут применен блок управления Абит М240.
Данный движок имеет идентичную модель с меньшим количеством цилиндров — ЯМЗ-656.
Семейство 658 все еще находится в производстве, но их заменяют на рядные ЯМЗ-650.
Отличия двигателей ЯМЗ 658
1. ЯМЗ-6581 — модель на 400 л.с. при 1900 об/мин, момент 1766 Нм при 1100-1300 об/мин. Здесь стоит насос 179-10. Его экологический класс — Евро-3.
Встречается этот дизель на МАЗ-5516, 6303, 6312, 6422 и 6501; КрАЗ Т17.0ЕХ.
2. ЯМЗ-6582 — модификация с ТНВД 179-20 (на моделях 6582.10, -01, -06 и -07) или 179-40 (на всех остальных). Этот мотор показывает 330 л.с. при 1900 об/мин и момент 1274 Нм при 1100-1300 об/мин.
Стоит на МАЗ-5336, 5516, 6303, 6312, 6422.
3. ЯМЗ-6583 — еще одна версия, на этот раз с насосом 179-30. Ее мощность 360 л.с. при 1900 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1300 об/мин.
4. ЯМЗ-6585 — версия, созданная под 4-й экологический класс (нормы 96-02). Здесь использован Common rail с насосом ЯЗДА 47.5 (давление впрыска 1600 бар), а также ЭБУ Абит М240. Давление наддува 1.5 бар, мощность 420 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1766 Нм при 1100-1500 об/мин.
Стоит на МЗКТ-69221, К-744, МАЗ-6425, 6517 и других автомобилях.
— ЯМЗ-65851 — аналог 6585, но настроен на 400 л.с. при наддуве 1.45 бар.
— ЯМЗ-65852 — еще одна версия с настройкой на 330 л.с. при 1900 об/мин, момент 1275 Нм при 1100-1500 об/мин. Давление наддува снижено до 1.4 бар.
Стоит на Палессе 2U250A и Палессе GS10.
— ЯМЗ-65853 — аналог 65852, но момент равен 1521 Нм при 1100-1500 об/мин. Наддув — 1.4 бар.
Устанавливался на МАЗ-5316, Палессе FS6028C, Палессе GS12.
— ЯМЗ-65854 — мотор для Кировца К-744. Его отдача 300 л.с. при 1900 об/мин, а момент 1373 Нм при 1100-1500 об/мин. Давление наддува — 1.2 бар.
— ЯМЗ-65855 — тракторный двигатель от К-744 с наддувом 1.4 бар. Мощность 350 л.с. при 1900 об/мин, момент 1570 Нм при 1100-1500 об/мин.
— ЯМЗ-65857 — версия для Кировца К-744 на 390 л.с. при 1900 об/мин, момент 1864 Нм при 1100-1500 об/мин. Наддув не изменился — 1.4 бар.
5. ЯМЗ-6586 — аналог 6585, где увеличили давление впрыска до 1800 бар, установили scr-катализатор и мотор стал соответствовать классу Евро-4. Характеристики остались неизменны.
— ЯМЗ-65861 — версия 65852 для Евро-4.
— ЯМЗ-65862 — такой же 65853 отвечающий нормам Евро-4.
6. ЯМЗ-6587 — модификация 6586 под Евро-5, где давление впрыска равно 1600 бар и стоит другая турбина. Технические характеристики аналогичны.
Проблемы и надежность ЯМЗ-658
1. Греется. Здесь все стандартно: проверяйте радиатор, термостаты, помпу. Высока вероятность, что проблема именно в этом.
2. Троит, подтраивает. Нужно смотреть форсунки, смотреть какое давление впрыска, в каком состоянии насос.
3. Трясет. Это устраняется настройкой коэффициента адаптации холостого хода. Если проблема не устраняется, тогда смотрите ТНВД, видимо он нуждается в ремонте.
4. Поломка возвратной пружины. Эта проблема происходит на автомобилях с ЭБУ старого образца. При поломке этой пружины происходит бесконтрольное увеличение оборотов и разрушение двигателя. На таких автомобилях нужно ставить кнопку аварийного глушения мотора, что позволит избежать последствий.
На ДВС с М230 стоит другая пружина.
5. Масляное голодание ТНВД. Стук насоса один из симптомов явления, в будущем это приводит к его выходу из строя. Исправляют ситуацию с помощью изменения подвода масла к насосу с помощью комплекта трубок 6581.1111001 и переноса точки забора масла на турбину.
Моторы, выпущенные после 02.2012, подобной болезнью не страдают.
Также моторы с Common rail под Евро-4 более требовательны к качеству топлива. В общем и целом, мотор такой же, как 7511/, но электроника может создавать лишние проблемы. Из-за этого практикуется переделка Евро-3/4 в Евро-2.
Неисправности
Двигателям ЯМЗ 236 и ЯМЗ серии 238 присущ ряд типовых неисправностей, характерных для дизельных силовых агрегатов. Выявив неисправность, владельцу нужно определить причины ее возникновения.
Для того чтобы правильно диагностировать дефект, желательно обладать следующей информацией:
- Неисправность носит постоянный характер или проявляется периодически.
- Дефект возникает при запуске мотора; движении автомобиля с постоянной скоростью или при торможении (ускорении) двигателем; определенном режиме работы (холостой ход, горячий или холодный мотор).
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ |
---|---|
1. Двигатель МАЗ и ЯМЗ не запускается. | насос подкачки не подает горючее; неисправны форсунки; свечи накаливания вышли из строя. |
2. Двигатель автомобиля МАЗ теряет мощность. | протечка топлива в трубках высокого давления; недостаточная доза впрыскиваемого топлива; поврежден распылитель. |
3. Обороты двигателя «плавают». | завоздушена система подачи топлива; изношен газораспределительный механизм; лопнула пружина форсунки. |
4. Черный дым из глушителя. | поздний впрыск топлива; заклинила игла распылителя; недостаточная компрессия в цилиндрах; лопнула пружина форсунки. |
5. Посторонние стуки в моторе. | ранний впрыск топлива; изношены шатунные и/или поршневые вкладыши; повышенное давление открывания форсунки; изношены поршневые кольца. |