Тосол или антифриз? развейте последние сомнения!

Замена жидкости на ВАЗ-2107

Произвести все работы на данном авто не так уж и сложно. Из инструментов понадобиться:

  • Ключ на 13;
  • Ключ на 30 (возможно);
  • Отвертка;
  • Емкость для слива;

Следует также позаботится и о приобретении новой жидкости. В данном авто ее количество в системе должно составлять 8,65 л.

Работы проводятся в таком порядке:

  1. Авто ставится на площадку, и дается ему время остыть (если двигатель разогрет);
  2. С заливной горловины радиатора и расширительного бачка снимаем крышки. Также в салоне на панели управления отопителем переводим рычаг на обогрев, тем самым открыв кран радиатора отопителя;
  3. Откручиваем сливную пробку внизу на радиаторе. На старых моделях такой пробки нет, поэтому на них откручивается ключом на 30 температурный датчик. Также имеется на двигателе сливная пробка, которую тоже снимаем. Вытекающую жидкость собираем в подготовленную емкость;
  4. После слива устанавливаем все пробки на место;
  5. Производим помывку системы. Для этого в нее заливается дистиллированная вода или специальное моющее средство. Для того, чтобы полностью заполнить систему и вытеснить воздух, снимаем патрубок, идущий на впускной коллектор. Как только из него пойдет вода или жидкость, устанавливаем его на место;
  6. Запускаем двигатель, чтобы он за счет циркуляции промыл систему;
  7. Сливаем воду через пробки. Заливаем новую охлаждающую жидкость. Запускаем мотор для циркуляции. После интересуемся количеством жидкости в системе и при надобности доливаем ее в расширительный бачок до необходимого уровня.

Если выбирать между Тосолом и антифризом, можно сказать, что для оптимальной и долговечной работы охлаждающей системы автомобиля, лучше использовать современные хладагенты, т. е. антифризы. Летом они хорошо остужают двигатель, менее агрессивны к патрубкам, имеют большое количество присадок, которые помогут сберечь агрегат от коррозии. Кроме этого, их надо реже менять. Если подвести черту над тем, что лучше использовать, то зеленый антифриз G11 идентичен Тосолу, красный хладагент G12 немного качественней, а G13 — это технологическая революция, вопрос остается только в цене. Антифризы в несколько раз дороже Тосола, но, делая выбор, не стоит экономить на охлаждающих жидкостях для автомобиля, ведь ремонт окажется дороже.

В чем разница между Тосолом и антифризом?

Чтобы понять, какие последствия возникнут при смешивании этих жидкостей в охладительной системе авто и можно ли это делать, нужно разобраться, в чем разница между этими хладагентами.

Состав

Разные марки ОЖ могут отличаться между собой по составу и техническим особенностям. Антифриз — любой незамерзающий хладагент, разработанный для использования в автомобильной охладительной системе. Тосол считается одной из разновидностей ОЖ. Ранее эта жидкость была единственной в СССР.

По стандарту, применявшемуся тогда, данный хладагент мог быть двух типов:

  1. -40. Такой продукт окрашивался в синий цвет и замерзал при температуре воздуха -40 градусов. Применялось вещество в большинстве регионов России.
  2. -65. Этот хладагент окрашивался в красный оттенок и считался «арктическим». Он использовался в условиях критически низких температур, разрабатывался для авто, эксплуатирующихся на Крайнем Севере.

Если говорить о составе, то базу и антифриза, и Тосола составляет этиленгликоль. Это вещество характеризуется пониженной температурой замерзания. При смешивании этиленгликоля с дистиллированной водой в пропорции 3:2 жидкость начинает кристаллизоваться при температуре -40 градусов. До этого порога у ОЖ не повышается вязкость и раствор не расслаивается. В основе продукта может лежать пропиленгликоль, глицерин либо одноатомные спирты.

Но этиленгликоль, составляющий базу практически всех современных хладагентов, имеет определенные недостатки:

  1. Это вещество ядовито, поэтому при его использовании надо быть аккуратным.
  2. Характеризуется повышенной коррозийной активностью в отношении к металлическим сплавам, меди и алюминию. Если вы зальете в охладительную систему чистый концентрат, это может привести к повреждению радиаторного устройства и силового агрегата. Особенно негативному воздействию подвержены помпа и термостат.

Канал Avto-Blogger опубликовал видео, в котором подробно рассказано об отличиях хладагентов разных стандартов.

Чтобы не допустить таких проблем, производители охлаждающих жидкостей добавляют в состав хладагентов набор присадок — ингибиторов коррозии. Они позволяют защитить силовой агрегат машины, при этом ресурс эксплуатации продукта ограничивается. Отработанное вещество не в силах противостоять собственной агрессии по отношению к стали. В зависимости от изготовителя применяются разные типы присадок, в результате чего определяется совместимость продуктов, а также их применимость.

В случае с Тосолом используются не ингибиторы коррозии, а силикатные присадки, снижающие образование ржавчины. Этот вариант добавок более дешевый и менее эффективный. Ресурс эксплуатации силикатных присадок в среднем составляет около двух лет, причем продукт начинает терять свойства при нагреве более 108 градусов. Из-за перегрева ДВС или залива Тосола в моторы БМВ серии N, температура работы которых достигает более 100 градусов, жидкость быстро истратит свои свойства и по факту станет бесполезной.

Добавки, применяющиеся в составе Тосола, действуют по другому принципу. Жидкость формирует защитную пленку на всех поверхностях охладительной системы, где она циркулирует. Этот слой является инертным и силикатным. Его образование способствует понижению уровня теплоотдачи. В результате чего применение Тосола в высокофорсированных агрегатах не допускается. Если каналы охладительной системы мотора слишком узкие, проходное сечение может быть понижено до минимального параметра. Из-за этого потребуется не только слив и замена хладагента, но и промывка засоренных каналов.

Технические свойства

Антифриз и традиционный Тосол отличаются между собой по таким характеристикам:

  • температура закипания;
  • порог кристаллизации вещества, то есть замерзания;
  • антикоррозийные особенности;
  • смазывающие свойства.

Канал Pro Авто32 снял видео, в котором подробно рассказывается об основных отличиях Тосола и антифризов.

Все охлаждающие жидкости делятся между собой на органические, минеральные либо лобридные.

Они отличаются по набору использующихся добавок в составе:

  1. Ресурс эксплуатации органических продуктов — до 5 лет или 250 тысяч км пробега.
  2. Тосол является разновидностью минеральных антифризов. Срок его службы варьируется в районе 2 лет или 50 тысяч км пробега.
  3. Лобридные хладагенты разрешаются к перемешиванию с другими разновидностями жидкостей. Основной особенностью является допуск к использованию практически в любых двигателях новых автомобилей.

Все охлаждающие жидкости разделяются на стандарты:

  • G11;
  • G12;
  • G12+;
  • G12++;
  • G13.

Можно ли смешивать ТОСОЛ и антифриз?

Это тоже довольно частый вопрос, который задают автовладельцы. Тосол – это один из видов антифриза, поэтому здесь более корректный вопрос – можно смешивать разные виды антифриза?

Запомните! Смешивать жидкости разных производителей между собой можно только при экстренных ситуациях. Даже если состав смешиваемых жидкостей будет одинаков, то присадки могут не совпадать. Отсюда следует, что качество получившейся смеси будет плохим. Доливать можно понемногу, иначе жидкость может загустеть, или выпадет сильный осадок. Поэтому не заливайте первую попавшуюся ОЖ во избежание поломки всей системы охлаждения.

Что будет, если смешать антифриз G11 и G12

Также некоторые «специалисты» советуют доливать ОЖ, ориентируясь на цвет. Это тоже неверно, потому что производители красят охлаждающие жидкости на своё усмотрение. Поэтому лучше смотреть на класс ОЖ и состав, а не на цвет.

Запрещается смешивать синтетические и минеральные охлаждающие жидкости, иначе при нагреве смесь может превратиться в гелеобразную массу или возникнет осадок.

К тосолу можно доливать G11 и G12. Также G11 можно смешивать с G12 (одного производителя). Но при смешивании зелёного G11 и красного G12 двигатель может перегреться, поэтому их смешивать не следует.

G13, G13+ и G12++ нельзя смешивать с G11 и G12, а также тосолом, то есть вообще ни с какими ОЖ. Смесь выпадет в осадок, а автомобиль придётся сдать на ремонт из-за серьёзной поломки системы охлаждения.

Со смесью разных антифризов нельзя ездить долгое время. При возможности залейте ОЖ, предварительно промыв охлаждающую систему автомобиля.

А можно ли смешивать антифриз с дистиллированной водой? Поскольку в антифризе большой процент воды, то в него можно долить воду, но только в экстренном случае и в летнее время года. После этого поскорее найдите магазин и долейте нормальной охлаждающей жидкости. А некоторые бывалые автолюбители утверждают, что летом часть воды из охлаждающей жидкости выпаривается, и ОЖ становится более концентрированной. Поэтому туда иногда доливают туда воду.

Если зимой долить воду в антифриз, то может треснуть расширительный бачок или патрубки (причём трещины найти не так уж просто), а также ОЖ может попросту замёрзнуть.

Эволюция охлаждающих жидкостей

Изначально для охлаждения двигателя внутреннего сгорания применялась обычная вода. Ее применение было сопряжено с некоторыми сложностями, а именно: низкой температурой кипения и способностью замерзать при отрицательных температурах

Последнее особенно важно в зимнее время, ведь замерзшая вода в системе охлаждения способна вывести из строя силовой агрегат

Чтобы справиться с этими недостатками, требовались другие жидкости. Вместо воды начал применяться глицерин с добавлением некоторых присадок. Такая смесь обладает более высокими эксплуатационными характеристиками, хотя вскоре обнаружились и недостатки.

  • Во-первых, температура ее замерзания всё же довольно велика;
  • во-вторых, вязкость глицерина выше, чем у воды, и на то, чтобы обеспечить его циркуляцию, требуются дополнительные энергозатраты, т.е. падает КПД двигателя.

Попытки применять метиловый спирт также не увенчались успехом. Главная проблема заключается в том, что метанол активно реагирует с алюминием, в результате двигатель выходит из строя по причине обширной коррозии. Помимо этого, метиловый спирт ядовит, и, попав в организм человека, способен вызвать необратимые нарушения нервной и кровеносной системы. 5-10 мл достаточно для сильного отравления, а 30 мл приводят к летальному исходу. В настоящее время применение метанола в производстве охлаждающих жидкостей строго запрещено.

Довольно долго в состав антифризов и тосолов входил этиловый спирт. К его положительным качествам можно отнести относительную безвредность для человеческого организма, низкую вязкость и низкую температуру замерзания. Низкая температура кипения повышалась при добавлении присадок.

Многие современные охлаждающие жидкости изготавливаются на основе этиленгликоля. Этот спирт отличается интересными свойствами. В чистом виде он замерзает при -13 градусах по Цельсию, а его температура кипения составляет 197 градусов. Если разбавлять его водой, температура замерзания снижается и достигает своего минимума -70 градусов при соотношении этиленгликоля и воды 65 % и 35 % соответственно, далее, по мере добавления воды температура замерзания вновь поднимается. В состав антифризов, как правило, входит 60-процентный этиленгликоль, он начинает кристаллизоваться при – 49 градусах.

Эксплуатационные рабочие свойства антифриза с тосолом российского изготовления

Водители-с огромным опытом езды советуют применять в качестве обычного рабочего охладителя для мотора антифриз и говорят о таких достоинствах его заливания в отсек системы охлаждения: антифриз имеет максимальный показатель стабильности всех своих числовых и физических характеристик, а также имеет высокую совместимость с пластмассами и долгое время применения.

Замена старого антифриза на новый обычно делается спустя 200 тысяч километров, кроме того антифриз в процессе своей работы не образует на стенках системы охлаждения защитное покрытие, которое ломает все положительные свойства смеси и ухудшает ее теплоотдачу, кроме того, не наблюдается практически никаких коррозийных изменений в радиаторе, и такая охлаждающая смесь способна стабильно действовать при даже самых высоких температурных значениях. Комплектующие элементы отлично защищены от влияния высокой температуры и в целом гарантируют отличную защиту водяной помпе в автомобиле, тем самым увеличивая время ее работы.

Единственный важный минус антифриза — его достаточно высокая цена на рынке, однако все остальные свойства антифриза говорят нам про то, что экономия на такой важной компоненте способна создать большие проблемы для вашего автомобиля в будущем

  • Замену классического российского тосола для системы охлаждения можно проводить спустя определенное время, обычно это время составляет полгода (30 тысяч км).
  • Тосол по рабочим качествам немного отличается от антифриза: тосол теряет свои характеристики при работе мотора на высоких температурах. Также тосол не может защитить мотор автомобиля при достижении температуры больше +105 градусов.

Принято думать, что автомобильный тосол различных типов окрашен в разнообразные оттенки, включая также темно-синий, а автомобильный антифриз почти не имеет оттенка (в настоящее время можно встретить и окрашенные типы антифризов для систем охлаждения)

Само собой, после покупки стоит обратить внимание на оттенок состава — это даст возможность отличить тосол и антифриз по цвету. Но при этом сам по себе цвет смеси не влияет на качество химического состава

Цвет может стать отличительным признаком фирмы, которая собственно произвела смесь для охлаждения мотора.
Практики с большим опытом полагают, что автомобильный тосол чем то походит на подсолнечное масло, что он жирный по своей консистенции и достаточно медленно сохнет.
Антифриз же по своей консистенции немного походит на воду

Чтобы можно было четче понять, что у вас в руках и обезопасить свой автомобиль от поломок — вы должны обратить свое внимание на емкость канистры. Фирменные канистры имеют определенный тип с вдавленными буквами и прочно наклеенной этикеткой.

Чтобы можно было дольше сохранить механизм системы охлаждения в своем рабочем состоянии, не стоит перемешивать антифриз и тосол. Однако, если вам сильно этого хочется, можно самостоятельно проверить смеси на их средную совместимость.

В отдельной емкости перемешайте две перечисленные выше смеси и посмотрите на результат. Если появился определенный хлопьевидный либо гелеобразный осадок в смеси, то их точно не стоит использовать после перемешивания.

Откуда было взято начало охлаждающих жидкостей?

В начале прошлого столетия на смену паровым двигателям, пришли двигатели внутреннего сгорания, и в скором времени ДВС полностью вытеснили паровые двигатели. Однако процесс вытеснения парового двигателя произошёл не сразу. Ранние ДВС не обладали большой мощностью и имели много проблем, в том числе и проблемы с охлаждением двигателя.

Инженерами было выяснено, что с увеличением температуры в камере сгорания, повышается мощность и крутящий момент ДВС, но без нужного охлаждения они быстро ломались. Поэтому, практически сразу было решено применять воду для охлаждения. Но тут же появилась и другая проблема — вода замерзала при отрицательных температурах, и система охлаждения в паре с ДВС ломались.

Перед инженерами встала задача заменить воду жидкостью равной с ней по теплоёмкости и при этом не замерзающую при минусовых температурах. Для этой цели подходил глицерин, с некоторыми добавками он не замерзал даже при температуре минус 25 градусов по Цельсию. Глицериновые смеси положили начало незамерзающим охлаждающим жидкостям, создав целый класс жидкостей для авто — антифризы.

5 советов для авто любителей

Когда вы выберете, какая жидкость подойдет для своего автомобиля, запомните и соблюдайте необходимые правила:

  • применяйте охлаждение, соответствующее требованиям производителя;
  • покупая автомобиль с пробегом, замените все используемые жидкости и антифриз в обязательном порядке;
  • доливая в двигатель жидкость, применяйте антифризы одинаковой серии. Каждый производитель применяет свою технологию присадок. Они могут оказаться несовместимы;
  • следите за количеством жидкости в бачке;
  • меняйте антифриз в указанное время, даже самый дорогой и качественный.

Надеемся прочитав статью, вы лучше стали понимать разницу между антифризом и тосолом, узнали их характеристики и технологии производства. Система карбоксилатного производства является лучшей для антифризов, но выбор всегда будет за автолюбителем. Только вы сами можете решить, какая жидкость подойдет для охлаждения двигателя вашего автомобиля.

Что лучше тосол или антифриз Преимущества охлаждающих жидкостей

Специалисты рекомендуют использовать на практике антифриз. Ему свойственны следующие преимущества:

  • повышенная эффективность системы охлаждения мотора: состав, изготовленный по карбоксилатной технологии, в отличие от традиционного состава не создает на поверхности металла толстый защитный слой, ухудшающий теплопередачу;
  • более длительный срок использования: тосол теряет свои антикоррозийные и другие защитные свойства после 30 – 40 тыс. км пробега, замена антифриза необходима только после 250 тысяч км пробега;
  • высокая защита в режиме высоких температур комплектующих узлов: присадки, входящие в состав традиционного состава, в отличие от присадок, содержащихся в карбоксильном составе, не могут обеспечить полноценную защиту деталей при температуре выше +105 градусов;
  • продление срока службы водяного насоса: в отличие от тосола антифриз благодаря «адресной» направленности своих защитных свойств в несколько раз снижает воздействие кавитации;
  • максимальная защита гильз цилиндров двигателя от кавитации;
  • высокая стабильность свойств и качеств;
  • отсутствие засоров и отложений в радиаторах;
  • отличная совместимость с пластиками и эластомерами;
  • экологическая чистота ингибиторов коррозии;
  • стабильность в условиях высоких температур.

Как видно, преимущества состава, изготовленного по карбоксилатной технологии, над составом отечественных производителей очевидны. Главное, научиться различать их.

Признаки, по которым можно отличить тосол от антифриза

Как отличить тосол от антифриза? По цвету, запаху и другим визуальным признакам сделать это практически невозможно. Большинство автомобилистов подвержено ложному мнению, что тосол имеет исключительно светло-синий оттенок. На самом деле он может быть и розового, и зеленого, и темно-синего цвета.

Первое, на что следует обратить внимание, — производитель

Важно помнить, карбоксилатный состав не может быть выпущен отечественным заводом. Если на этикетке написано, что продукт изготовлен в России, то карбоксильным он уже не может быть. Если на этикетке написано, что продукт изготовлен в России, то карбоксильным он уже не может быть

Если на этикетке написано, что продукт изготовлен в России, то карбоксильным он уже не может быть.

Разницу между жидкостями определяют, изучив досконально их состав. Тосол содержит нитраты, бораты, фосфаты, силикаты, амины. Антифриз — присадки на основе солей органических кислот.

Отличить два состава можно также по температуре кипения. Если традиционный закипает уже при температуре 105 градусов по Цельсию, то карбоксилатный – при температуре 115 градусов и выше.

Еще одной важной отличительной особенностью жидкостей является срок использования. Если поменять состав, изготовленный по традиционной технологии, придется уже через 30 – 40 тысяч км пробега, то жидкость, в основу которой положены карбоксилатной технологии, – только после 240 тысяч км. Смешивать жидкости, изготовленные по разным технологиям, крайне не рекомендуется

Если в ходе эксплуатации автомобиля изначально использовался тосол, но автовладелец решил перейти на антифриз, желательно, перед тем как его залить, полностью очистить систему охлаждения двигателя от остатков старой охлаждающей жидкости

Смешивать жидкости, изготовленные по разным технологиям, крайне не рекомендуется. Если в ходе эксплуатации автомобиля изначально использовался тосол, но автовладелец решил перейти на антифриз, желательно, перед тем как его залить, полностью очистить систему охлаждения двигателя от остатков старой охлаждающей жидкости.

К единственному недостатку антифриза можно отнести его более высокую цену в сравнении с тосолом. Ее, в свою очередь, оправдывают более продолжительный срок эксплуатации, высокие защитные свойства и безграничные преимущественные особенности. Поэтому, перед тем как купить традиционную охлаждающую жидкость, стоит подумать, насколько обоснованной будет незначительная экономия.

Можно ли смешивать разные виды антифриза

Вопрос о том, можно ли смешивать антифриз разных видов и цветов, возникает довольно часто. Ответ один: намеренно делать это ни в коем случае не стоит. Сначала сливается старая жидкость, затем система охлаждения промывается, а уже после этого в нее заливается свежий антифриз или тосол.

Однако бывают случаи, когда долить антифриз необходимо, а подходящей марки не оказалось под рукой. В такой ситуации приходится смешивать жидкости разных производителей, а порой и различных классов.

G12++, G13 и G13+ не советуют мешать ни с чем. К тосолу разрешается доливать G11 или G12, также допустимо смешивать G11 и G12 одного производителя, даже если они разных оттенков.

Однако важно помнить, что разные производители антифриза используют разные пакеты присадок. Объединяясь, эти присадки начинают вступать в химические реакции друг с другом

Результат смешения жидкостей может быть весьма неожиданным. Есть угроза катализа коррозии, образования осадка, засорения радиатора и патрубков.

Вам может быть интересно: Можно ли доливать воду в антифриз или тосол?

Долго ездить с таким «коктейлем» не стоит. Как только появится возможность залить в двигатель нормальный антифриз, обязательно это сделайте. Не забудьте о полной промывке охлаждающей системы.

Больше информации об антифризах, их классификации, характеристиках, а также о требованиях, которые к ним предъявляются, можете получить ЗДЕСЬ. Там же вы прочтете о малоизвестных видах антифризов и их особенностях.

Как заменить охлаждающую жидкость

О том, когда нужно менять охладитель, косвенно говорилось чуть выше. Показателей два: пробег и срок годности. Оба указываются на упаковках. Суть замены сводится к трем этапам:

  • слив старой жидкости (вам понадобится вместительная емкость с учетом объема залитого тосола или антифриза в систему охлаждения конкретного ДВС);
  • промывка системы охлаждения (здесь нужна дистиллированная вода, в крайнем случае, подойдет и обычная проточная);
  • заливка в систему новой жидкости.

Процесс слива может проходить по-разному, в зависимости от марки автомобиля. В любом случае, ничего сложного в нем нет. Более ответственный момент – промывка системы. Особенно тщательно это делается, когда идет замена тосола на антифриз.

Итак, слив старую жидкость, нужно установить все пробки на свои места, после чего залить в систему дистиллированную воду (она стоит очень дешево) до отметки MAX в бачке. После этого запускается двигатель и около 10 минут работает на оборотах 2500 – 3000. В это время стоит следить за температурой, чтобы не было перегрева. Затем двигатель глушится, остывает несколько минут и вода сливается. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет оставаться чистой.

После промывки в систему заливается новый охладитель. В этот момент возможно образование воздушной пробки. Чтобы ее убрать, нужно запустить двигатель с открытой крышкой расширительного бачка или радиатора (она должна находиться выше всей системы, для чего можно поставить авто на домкрат или под уклоном) и после того, как он прогреется до рабочей температуры, несколько раз резко нажать на педаль газа, чтобы выгнать воздух. Одновременно с этим подливается жидкость.

И еще один момент. Иногда возникает необходимость доливать жидкость в систему без полной замены. При этом либо нет нужной жидкости под рукой, либо вообще неизвестно, что там залито. В таких случаях можно добавить обычной дистиллированной воды. Однако надо помнить, что в результате температура кипения тосола и антифриза понижается, а температура замерзания повышается (доливаемая вода разбавляет антифриз в несоответствующих пропорциях). Поэтому, лучше, все-таки знать, что находится в системе охлаждения.

Что выбрать

Однозначно ответить на такой вопрос нельзя, но нужно понимать, что тосолы разрабатывались под отечественные машины, во-первых, для ВАЗ. Машины иностранного производства предполагают использование европейского антифриза. Хотя в наши дни при сборке российских машин используются импортные комплектующие, кроме того, российский рынок заполняют автомобили корейского и китайского производства, которые могут работать с любым теплоносителем.

Тосол подлежит замене каждые 30-50 тыс. км, в то время, как антифризы заменяются через 240-250 тыс. К вопросу о смешивании жидкостей – при их смешении рабочую жидкость необходимо будет заменять, ориентируясь на рабочий интервал тосола, в противном случае, машина закипит

Еще одно, для многих очень важное, различие – стоимость: цена антифризов почти в 3 раза больше

Выбираем ОЖ — что лучше

Бытует мнение, что жидкости различаются друг от друга цветами. Но, как мы уже говорили, тосолы могут иметь такие же цвета, как и антифриз (синий/красный).

Другое заблуждение в том, жидкости одинакового цвета можно мешать без последствий для мотора. Но и это не так! Допустим, зеленые жидкости могут быть не просто различными по составу (имеются в виду присадки), но и произведены с использованием разных технологий.

А как их отличить? Внимательно смотрите на шильдики канистр! Другие характеристики: цвет, запах и прочие параметры не помогут. А заливать в систему охлаждения вашего автомобиля необходимо ту жидкость, которую рекомендует автопроизводитель (если это новое авто) либо использовал предыдущий владелец (в случае с машиной с пробегом). Во втором случае, лучше вообще очистить систему охлаждения, слив ее содержимое и промыв систему водой, а затем заполнить ее жидкостью в соответствии с техническими требованиями автомобиля.

Состав и свойства антифриза и Тосола

Основой Тосола является этиленгликоль. Этот хладагент имеет отличные показатели устойчивости при низких температурах. Со времен Советского Союза для дифференциации границ замерзания Тосол окрашивают в синий и красный цвет. Отличие этих двух видов только в красителе, концентрации спирта и температуре кристаллизации. Синий хладагент замерзает при температуре -40°C, красный — при -65°C. Используется Тосол в двигателях внутреннего сгорания.

Как правило, общий состав синей и красной жидкости следующий:

  • этиленгликоль;
  • глицерин;
  • дистиллированная вода;
  • силикатные присадки.

Но, как известно, этиленгликоль в паре с дистиллированной водой имеет разрушающее коррозионное воздействие на систему охлаждения. В этой ситуации именно присадки защищают патрубки. Они покрывают внутреннюю поверхность шланга тонким слоем пленки и тем самым исключают прямое воздействие агрессивных компонентов.

Антифризом, в свою очередь, называют целую группу хладагентов, которые сохраняют жидкую форму при низких температурах. Используют их не только в двигателях внутреннего сгорания, но и в топливе для авиации.

В целом состав антифризов похож на Тосол:

  • этиленгликоль;
  • глицерин;
  • дистиллированная вода;
  • присадки.

Но в некоторых моделях антифриз довольно серьезно отличается присадками. Чем дороже жидкость, тем лучше добавка и больше срок ее использования. Кроме этого, хладагент стандарта G13 включает в себя пропиленгликолевую основу.

Главное различие между этими двумя хладагентами — химические или органические присадки. Основной состав практически идентичный.

Какую жидкость для охлаждения мотора лучше выбрать

Многие автомобилисты, при выборе охлаждающей жидкости, отдают предпочтение антифризу. И для того есть ряд причин:

  1. Высокая эффективность охлаждения. В процессе изготовления антифриза применяется боле современная технология и состав добавок. Любые охлаждающие жидкости, при вступлении в контакт с различными поверхностями, образуют по всей их площади защитную пленку, препятствующую коррозийным процессам. Однако несмотря на защитные свойства, она ухудшает отвод тепла, в результате чего эффективность охлаждения падает. Антифризы, в свою очередь, покрывают защитным слоем только те участки двигателя, которые уже подверглись коррозии.
  2. Длительная эксплуатация и сохранение защитных свойств. Благодаря особенностям химического состава, расход присадок в антифризе происходит значительно экономичнее, в отличие от тосола.
  3. Хорошая защита алюминия при высоких температурах. В современных моделях автомобилей, для снижения их массы, все больше деталей изготавливают из алюминия. Как известно, температура плавления этого метала значительно ниже чем у стали или железа. Поэтому использование тосола в новых автомобилях малоэффективно и приведет к быстрому выходу из строя алюминиевых деталей.
  4. Щадящий режим работы водяного насоса. Карбоксилаты, входящие в состав антифризов, защищают водяной насос от разрушающего воздействия гидравлических ударов в результате процесса кавитации. Таким образом, используя в своем автомобиле в качестве охлаждающей жидкости антифриз, можно на 50% увеличить его эксплуатационные характеристики.
  5. Более высокие защитные функции цилиндров двигателя.
  6. Отсутствие химических реакций. Компоненты тосола в процессе эксплуатации подвержены воздействию химических реакций в результате которых образуются гели или новые нерастворимые химические соединения, со временем накапливающиеся в системе охлаждения и приводящие к выходу ее из строя. Антифриз не подвержен никаким химическим реакциям и поэтому безопасен для вашего автомобиля.
  7. Антифриз не вступает в реакцию с пластиком и резиной. Таким образом, уплотнители прослужат значительно дольше.
    Опираясь на все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что по своим техническим характеристикам антифриз во много раз превосходит тосол. Тем не менее чтобы не ошибиться при выборе антифриза, необходимо подробно изучить рекомендации производителя, которые прописаны в инструкции к транспортному средству.

Как определить, что залито?

Конечно, самый точный ответ на вопрос о содержимом радиатора даст только специальная химическая экспертиза. Но и собственными силами можно хотя бы установить, что залито: тосол или антифриз. Но прежде всего, стоит помнить, что на цвет ориентироваться не стоит. Антифризы тоже бывают синими, о чем уже говорилось. Крайне не рекомендуется пробовать жидкости на вкус. Во-первых, вкус – это не показатель, а во-вторых, хладогенты крайне ядовиты. Основные доступные каждому способы:

  • по запаху и на ощупь. Антифриз ничем не пахнет, а на ощупь маслянистый, чего не скажешь о тосоле;
  • при помощи воды. Для этого небольшое количество жидкости отливается в банку, после чего туда же добавляется немого воды. Как правило, в тосоле появляются различные эффекты: помутнения, расслоения и прочие. В антифризах такого не наблюдается;
  • при помощи ареометра. Плотность антифриза и тосола разная. Антифризы дают показания 1,072 г/cм3 до 1,080 г/cм3. Замеры нужно производить при комнатной температуре.

Итак, как видно из всего вышесказанного, состав тосола и антифриза имеет отличия, которые влияют на его качества и характеристики. Хотя основа у них почти одинаковая. Поэтому и то, и другое – охлаждающие жидкости. Смешивать их между собой ни в коем случае нельзя, так это может привести к разным последствиям, причем как для системы охлаждения, так и для самого двигателя.

Состав антифриза

  • Дистиллированная вода.
  • Краситель.
  • Набор присадок.
  • Пропиленгликоль или этиленгликоль.

Пропорция этих составляющих непосредственно связана с расширением воды при понижении температуры до замерзания. Чистая вода при замерзании расширяется на 9%, а если ее смешать с компонентами антифриза, то процент расширения уменьшается до 1,5%. Это позволяет вести речь о безопасном применении антифриза зимой в период морозов.

Этиленгликоль имеет и другой параметр – высокую температуру кипения. Это оптимизирует его характеристики при охлаждении двигателя в летнее время. Набор присадок состоит из смазывающих, антипенных и антикоррозийных компонентов. Он может отличаться по своему качеству и составу. Это непосредственно влияет на его стоимость.

Краситель вообще не влияет на эксплуатационные качества антифриза, и является только своеобразной рекламной «приманкой» для визуального восприятия потребителем. Цвет охлаждающей жидкости не имеет никакого значения, а только определяет покупательский спрос и пристрастия.

Если при эксплуатации цвет жидкости меняется, и появляются хлопья и осадок, то жидкость необходимо срочно менять, так как она уже непригодна к использованию. Если при приобретении автомобиля, бывшего в употреблении, охлаждающая жидкость оказалась коричневого или бурого цвета, это означает, что за мотором не следили, и он подвергался периодическим перегревам. От такой покупки лучше отказаться.

Что быстрее закипает Тосол или антифриз

Работа ОЖ заключается в отведении тепла от двигателя, подачу его в салон, в случае включенного отопления. Далее жидкость поступает в радиатор охлаждения, где и теряет свою температуру под воздействием наружного воздуха, который движется навстречу авто.

Именно простота системы диктует необходимость в использовании жидкостей, с более широким температурным диапазоном, чем обычная вода. Важный момент — температура закипания и замерзания.

Чтобы устранить недостатки, которые имеет вода, ее заменяют водногликолевой смесью. Этиленгликоль в не разведенном состоянии имеет температуру закипания +195 С, но точка его замерзания составляет всего -13 С, что совершенно неприемлемо для применения в системах охлаждения авто.

Выходом стало приготовление смеси этиленгликоля и воды в определенном процентном отношении — полученный таким путем антифриз обладает отличными способностями: замерзает при температурах порядка -35С -70С, зависимо от концентрации раствора, которая колеблется в пределах 30-70%. В качестве ОЖ обычно используют растворы 52 — 64% концентрации.

Температура закипания антифриза также зависит от процентного состава и может колебаться от 110 до 130 С. Оговаривая температурные показатели, следует вести речь о конкретном виде антифриза. Температура закипания Тосола находится в пределах +70 +105 С, что тоже обусловлено составом и качественными характеристиками продукта.

https://youtube.com/watch?v=xv5h9xWUM1E

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Химия движения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: