Профилактика образования плесени
Лучшая борьба с образования грибков и плесени – это профилактика. Нужно стараться не допускать образования влажной среды на длительный период времени. Кондиционирование воздуха осуществляется за счёт прохода потока воздуха через холодный испаритель, вся влага, находящаяся в воздухе, конденсируется на нём. Когда накапливается большое количество жидкости, она стекает по дренажной трубке за пределы автомобиля. При выключении А/С и вентилятора на холодном испарителе остаётся большое количество влаги и бактерий, что в совокупности с отсутствием света создаёт хорошую среду для образования плесени. Когда количество плесени становится большим, появляется неприятный запах от кондиционера. Предотвратить размножения можно за счёт просушки испарителя после его работы. Сделать это можно, выключив кнопку А/С на приборной панели и оставив включённым вентилятор (для лучшего эффекта можно включить печку). Тёплый воздух высушит радиатор кондиционера. Делать это лучше за несколько минут до прибытия в место назначение (для экономии времени и топлива). Также необходимо следить за состоянием дренажной трубки и прочищать её, если выход влаги становится затруднённым.
Принцип работы автокондиционера
Перед тем, как искать, чем почистить кондиционер в автомобиле, стоит разобраться в принципе его работы. Он состоит из нескольких основных компонентов. Задача водителя понять, какой из них может выйти из строя.
Самый важный элемент кондиционера — компрессор. Он сжимает фреон и отправляет его в конденсатор, из газообразного состояния он переходит в жидкое. Газ нагревается при сжатии, а конденсатор максимально охлаждает его, переводя в жидкое состояние. Далее фреон поступает в осушитель, а затем в испаритель. Теплый воздух, остужаясь фреоном, становится холодным и поступает в салон. Фреон снова повторяет тот же цикл работы. Таким образом, компрессор можно считать довольно сложным элементом системы, и, к сожалению, он имеет свойство ломаться. К примеру, утечка фреона происходит из-за скопления грязи на алюминиевых деталях, которые, в свою очередь, приводят к коррозии.
Что касается конденсора, то он является тем же самым радиатором, защищающим систему охлаждения от внешнего «мусора». Со временем он забивается пухом, грязью и пылью. При долгом отсутствии обслуживания конденсор покрывается грязью со всех сторон, при этом t радиатора системы охлаждения возрастает.
При запуске кондиционера происходит перегрев двигателя. В пробках эта проблема особо ощутима, так как поток встречного воздуха отсутствует. Если авто работает на «автомате», то при забитом кондиционере температура в радиаторе тоже будет расти, несмотря на то, что вентиляторы будут работать на полную мощность. Это приведет к перегреву и мотора, и коробки передач, что очень вредно для автомобиля в целом. Решить проблему можно только мытьем конденсора, при этом следует разобрать весь пакет радиаторов и мыть их вместе.
Во время мытья не рекомендуется прибегать к мойке под высоким давлением. Мягкие соты конденсора не выдержат сильного потока. Во-вторых, мойку проводят с обеих сторон, но нужно учитывать, что к внутренней стороне подобраться почти невозможно. Чтобы не столкнуться с такой почти неразрешимой проблемой, нужно проводить мойку без разборки пакетов хотя бы раз в два года, а лучше чаще.
Таким образом, мощность автомобильного кондиционера может серьезным образом упасть, если конденсатор, находящийся спереди основного радиатора охлаждения, окажется сильно загрязненным. На этот случай лучше заехать на автомобильную мойку, где мастера-мойщики с помощью специальных распылительных машин со всей тщательностью отмоют конденсатор от грязи или мошки. Если нет возможности посетить мойку, то лучше купить для себя автономную электрическую мини-мойку, которая способна не только гарантировать выходное давление воды до 250 атмосфер, но также и подогрев. После мойки конденсатора настоятельно рекомендуется закрыть все москитной сеткой. Если водитель предпочитает ездить ночью, на конденсаторной части будет собираться на порядок меньше мошки.
Помимо конденсатора и конденсора, большого внимания заслуживает испаритель. Именно в нем размножаются бактерии и грибы, которыми дышит человек в салоне. Как только микроорганизмы начнут размножаться в комфортных для себя условиях, владелец сразу почувствует неприятный запах в салоне. Со временем человек, подхватив заразу, начнет страдать от заболеваний дыхательных путей. Нельзя допускать этого.
Механический способ
Если после того, как водитель произвел чистку кондиционера от неприятного запаха, в салоне вновь появился посторонний аромат, владельцу нужно прибегнуть к радикальным мерам.
Водителю необходимо провести механическую чистку. Во время процедуры придется откачивать фреон, менять патрубки и уплотнители.
Работа строится по следующей схеме:
Чтобы найти испаритель, нужно убрать панель приборов.
Производим откачку хладагента.
Вынимаем испаритель, заранее сняв печку, датчики и патрубки.
Моем радиатор.
Меняем смазку у компрессора.
Собираем систему и заправляем кондиционер фреоном.
В автосалонах процедуру проведут приблизительно за 3500 рублей, в то время как самостоятельная работа обойдется в 1700 рублей.
Способы очистки автомобильного кондиционера
Когда дело доходит до очистки системы кондиционирования, оказывается, что существуют определенные сложности, не позволяющие все сделать своими руками. Сотрудники специализированных автосервисов настойчиво рекомендуют делать полную очистку кондиционера ежегодно. Однако комплексная чистка кондиционера автомобиля должна производиться только на СТО, которая имеет специальное оборудование. Это объясняется тем, что система кондиционирования является замкнутой и герметичной. Любое вмешательство автовладельца приведет к нарушению воздухонепроницаемости, испарению хладагента. Без вмешательства мастеров автоцентра устранить данные неполадки не удастся. В процессе профессиональной очистки производится демонтаж радиаторов, трубопроводов, выполняется химическая обработка всей системы, меняется хладагент.
Тем не менее, некоторые узлы можно обслуживать самим автолюбителям. Например, очистка испарителя автокондиционера с наружной стороны является достаточно простым, хоть и кропотливым занятием. Достаточно раз в полгода выполнить не сложную обработку, чтобы поддерживать кондиционер в исправном состоянии. Лучше всего обслуживание проводить перед началом жаркого сезона и в конце осени. Чтобы облегчить удаление прилипших загрязнений, владелец автомобиля может воспользоваться специальными чистящими средствами.
Самый простой способ
Существует просто огромное количество различных методов чистки климатической системы. Промыть конструкцию можно следующим образом:
- Заводится двигатель автомобиля, и включается кондиционер в режиме рециркуляции. Скорость работы вентиляции должна быть максимальной.
- Окна и двери во время проведения процедуры должны быть закрытыми. Применяемый баллончик располагается под ногами переднего пассажира. В этой зоне происходит сбор воздуха на момент рециркуляции.
- Проводится распыление вещества.
После проведения процедуры нужно проветрить салон транспортного средства. Время проветривания указывается в инструкции по эксплуатации. Рассматриваемый метод достаточно прост в исполнении, однако, является лишь профилактикой. Это связано с тем, что активное вещество попадает на поверхность испарителя и препятствует образованию бактерий. Правильно проведенная процедура продлевает срок службы всей системы.
Средства для химической очистки
Установка для профессиональной чистки элементов кондиционера стоит в среднем 40 000 рублей. Но производители химии для автомобилей предлагают пены и аэрозоли, цена которых в среднем 600 рублей. В составе их имеются фенолы, спирты, соединения алюминия.
Гелевый очиститель против пыли
Чтобы почистить дефлекторы в автомобиле, пену наносят на испаритель и внутрь вентиляционных воздуховодов (делают это при помощи трубки). Средство постепенно превращается в жидкость и растворяет грязь и жир. Остается только просушить вентиляционную систему. Недостатком дезинфицирующей пены является то, что при просушке ее остатки вылетают из дефлектора и загрязняют салон.
Меньше проблем доставляет аэрозоль. Его ставят между сиденьями и активируют. Запускают рециркуляцию. Двери и окна авто закрывают. Вентиляционная система прогоняет сквозь себя антибактериальный состав. После дезинфекции машину проветривают. Вся процедура занимает 7-10 минут.
Wurth (аэрозоль)
Дезинфицирующее средство, которое автовладельцы оценивают как высокоэффективное. Оно не только позволяет почистить дефлекторы в машине и всю климат-систему, но и нивелирует запахи. Аэрозольный баллончик устанавливают посередине салона, выключают двигатель, запускают рециркуляцию. Спустя 10 минут все будет очищено. Машину проветривают, стараясь не вдыхать распыленное средство.
При сильном загрязнении необходимо пользоваться механическим способом или обращаться в автосервис, где специалисты почистят дефлекторы в салоне автомобиля и всю систему климат-контроля профессионально.
Atas Plak (пена)
Одно из чистящих средств, о котором не очень лестно отзываются автолюбители. Претензии предъявляются к низкой эффективности и резкому запаху, который даже после проветривания машины долго держится в салоне.
Причина затхлого запаха в машине
Причина неприятного запаха в салоне — в продуктах жизнедеятельности бактерий, которые размножаются на сотах испарителя кондиционера. Предпосылка для их образования кроется в особенностях работы кондиционера автомобиля. Поскольку через охлажденный испаритель проходит воздух с высшей температурой, на поверхности конденсируется влага. После выключения кондиционера температура испарителя повышается, создается благоприятная среда для возникновения и размножения бактерий. Затхлый запах появится намного быстрее, если в автомобиле забито дренажное отверстие, через которое отводится конденсат из корпуса печки.
Чтобы в салоне от кондиционера никогда не было постороннего запаха, приучите себя после выключения кондиционера переводить температуру на максимальное тепло. 1-2 минут в таком режиме достаточно, чтобы горячий воздух высушил образовавшийся конденсат.
Пыль, тополиный пух и прочий сор, который просачивается мимо салонного фильтра, оседают на влажных сотах. Со временем испаритель покрывается плотным «одеялом», которое уменьшает проходное сечение радиатора. Поэтому нередко вместе с неприятным запахом в салоне снижается производительность вентилятора печки.
Это интересно: Потеря мощности двигателя – от чего слабеет наш автомобиль?
Механическая чистка автокондиционера
Если после чистки кондиционера одним из химических средств запах появляется вновь, придется принимать более радикальные меры. Один из путей решения – посещение автосервиса. В мастерской выполнят чистку и заправку автокондиционера на профессиональном уровне, но придется заплатить относительно большую сумму. В районе 3500-5000 рублей, в зависимости от модели автомобиля.
Если у вас есть навыки, можно выполнить механическую чистку автокондиционера своими руками, но подготовиться следует тщательно. В ходе работ приходится откачивать фреон, заменять патрубки и уплотнители. Все это должно быть под рукой. Действуем по плану:
- снимаем приборную панель, чтобы добраться до испарителя;
- откачиваем хладагент;
- при необходимости снимаем печку;
- отсоединяем датчики и патрубки, идущие к испарителю, и извлекаем его;
- отмываем радиатор от грязи мыльным раствором;
- проверяем состояние компрессора, при необходимости меняем смазку;
- собираем систему в обратном порядке;
- заправляем кондиционер фреоном с помощью специального набора.
В этом случае чистка и заправка автокондиционера обойдется в 1700-2000 рублей (стоимость набора для заправки системы хладагентом). Экономия составит примерно половину суммы.
Пена
Более трудоемкий способ – использовать специальные пенные средства для чистки автокондиционера. Преимущество в том, что пена растворяет и удаляет грязь с поверхности компонентов системы кондиционирования, а не просто дезинфицирует ее.
Потребуется баллон с пенным средством для чистки автокондиционера, гибкая удлинительная трубка и пара прямых рук. Для лучшего эффекта продуваем радиатор системы кондиционирования, расположенный в моторном отсеке, воздухозабор и салонные дефлекторы. Все как в предыдущем способе.
Теперь с помощью удлинительной трубки закачиваем пену в систему через дренажное отверстие (по инструкции). Можно ввести средство через гнездо установки салонного фильтра. Это легче, чем лезть под днище автомобиля. Достаточно выкрутить четыре шурупа и вынуть фильтрующий элемент. Заодно проверяем его состояние и при необходимости меняем.
Осталось подождать примерно 15 минут (точное время указано в инструкции к средству), чтобы пена, превратившись в жидкость, стекла через дренажное отверстие. Теперь запускаем мотор, включаем рециркуляцию и кондиционер. Выходим, закрыв все окна и двери на 10 минут. Теперь достаточно проветрить салон и установить новый фильтр салона. Цена чистки автокондиционерапенойсоставит около 500 рублей. Можно сэкономить примерно тысячу.
Как промыть радиатор кондиционера своими руками
Простой, но дорогой способ чистки радиатора кондиционера – отправить автомобиль в автосервис. В профессиональных сервисах проводится демонтаж узлов и деталей, а затем промывка струей воды. Если чистка осуществляется горячим паром, то радиатор не снимают. Для этого на автомобильных мойках установлены газовые генераторы, которые подают нагретый воздух для чистки радиатора.
Такая струя не способна повредить мелкие ребра, по сравнению с высоким давлением воды. Стыки и швы остаются невредимыми, а процедура мойки занимает 20-30 минут.
Чистку также можно сделать своими руками, не затратив много сил и времени. Трудности могут возникнуть при снятии основного радиатора двигателя и конденсора. Охлаждающий радиатор мотора будет мешать чистке конденсора, если его не снимать, так как доступ ограничен.
Без снятия
Рассмотрим порядок действий по чистке элементов кондиционера своими руками.
- Не снимая конденсор, демонтируйте радиатор двигателя, согласно руководства на автомобиль.
- Снимите решетку радиатора и передний бампер.
- После освобождения доступа к конденсору, первым делом промойте его слабым напором воды с наружной и внутренней стороны. Промывка таким методом выполняется несколько раз на каждой стороне. Рекомендуется перед чисткой поверхности обработать специальным средством для удаления насекомых. Сильный напор не допускается, так как тонкие пластинки сот могут деформироваться.
- Попутно рекомендуется почистить основной радиатор и поставить его на место. Все это делается без снятия конденсора, так как в систему залит хладагент. А для его заправки нужен специальный мастер по холодильным устройствам.
Со снятием
Если решено снять радиатор кондиционера для его мойки, то работа выполняется в таком порядке:
- Отсоединить трубопроводы от климатической системы, и фиксаторы, крепящие радиатор на кузове.
- Закрепить конденсор вертикально в таком месте, чтобы удобнее было промывать.
- Соты обработать химическим средством для удаления насекомых и грязи.
- Подождать 15 минут и промыть слабой струей воды с расстояния 50 см под прямым углом.
- Промывку произвести с двух сторон радиатора несколько раз.
Кроме этого, во внутреннюю полость нужно залить специальное средство, плотно закрыв выходные патрубки. Это позволит избавиться от накипи и ржавчины.
Осторожно!
Жидкость растворяют по инструкции, иначе детали конденсора можно испортить.
Через 15 минут средство нужно слить и промыть радиатор кондиционера чистой водой 5 раз. После этого эффективность работы системы должна повыситься.
Причины появления запаха в автомобиле
В принципе, вины владельца транспортного средства здесь нет. Кондиционер – система, которая, пропуская через себя поток тёплого воздуха, а точнее, испаряя его, передаёт конденсатору атмосферу в видоизменённом формате. Тот в данный момент нагревается, а испарителю приходится снижать градус. Расположены эти две части автомобильного кондиционера в разных местах автомобиля. Конденсатор помещается рядом с радиатором, а испаряющий элемент – в приборной панели, где и происходит основной процесс охлаждения атмосферы.
Именно здесь и кроется проблема. Поступающий с улицы воздух содержит в себе влагу, ни много ни мало целых 15 гр. воды приходится на 1 м3. Если представить, что за 60 минут собирается до 3-х литров воды, куда она девается? Конструкторы предусмотрели и оснастили каждый автомобиль дренажным отводом, через который конденсат незаметно для окружающих выводится на улицу.
Вроде бы ничего странного в работе автокондиционера нет, но не тут-то было. Испаритель, забирая воздух снаружи, всасывает ещё и пыль, а также прочий мусор. Получаем пылесос с водяным фильтром. Одно «но»: аквафильтр в бытовом приборе легко снимается и чистится, а здесь всё намного сложнее.
После отключения климатической системы температура в испарителе увеличивается, и скопившаяся в нём грязь начинает гнить, что провоцирует развитие бактерий, грибков, плесени и других микроорганизмов. Отсюда и инфекция, и просочившийся неприятный запах в салон.
Таким образом, причин загрязнения кондиционеров можно выделить несколько:
- условия эксплуатации транспортного средства;
- возраст машины;
- чистоплотность автовладельца.
Профилактика, которая обеспечит большой период между чистками кондиционера
Соблюдение простых мер профилактики необходимо для того, чтобы Ваш кондиционер работал со 100% отдачей и не беспокоил неприятным запахом, а его чистка не превратилась в регулярную процедуру.
Мнение о необходимости чистить кондиционер в автомобиле только с помощью профессионалов оставим без комментариев.
Убедитесь в том, что для модели Вашего авто конструктивно предусмотрен фильтр салона. Если нет, то изучите возможность его сторонней установки;
Если режим рециркуляции в автомобиле предусматривает работу в обход салонного фильтра, то пользуйтесь таким режимом только тогда, когда это необходимо;
Регулярно меняйте внутрисалонный фильтр
Обращайте внимание на индивидуальные условия эксплуатации автомобиля. При регулярной езде по запыленной местности сокращайте интервалы его сервисной замены.
Проверяйте дренажную трубку на исправность не реже 2-х раз в год
Трубка не должна быть забитой или пережатой;
Отключайте кондиционер за пару минут до окончания поездки. Вентилятор сразу не выключайте, дайте испарителю просушиться.
Уход за автомобильным кондиционером
Система кондиционирования требует не только периодической очистки, но и обслуживания, контролирования состояния всех ее частей. Чтобы срок службы кондиционера был максимально долгим, необходимо:
- периодически проверять герметичность системы и надежность крепления соединительных трубок;
- не допускать попадания масла и технических жидкостей на ремень компрессора;
- если кондиционер долго не используется (например, зимой), его все равно необходимо включать хотя бы раз в месяц для поддержки рабочего состояния системы;
- содержать подкапотное пространство в чистоте;
- проверять натяжку приводного ремня, при необходимости производить регулировку натяжения.
Если по какой-либо причине в системе кондиционирования нет фреона, нельзя допускать, чтобы работал компрессор – при работе «на сухую» быстро износятся подшипники, и это устройство придет в негодность (может заклинить вал). И в целом без хладагента автомобиль эксплуатировать не стоит, может выйти из строя ресивер-осушитель, поломка приведет к внеплановому ремонту и дополнительным тратам.
Причины возникновения зловония
Возникает вопрос, почему при включении кондиционера в салоне машины воняет как в канализационном колодце? Причиной тому служат плесень и бактерии, появившиеся в системе автомобильного кондиционера. В процессе охлаждения внутрь испарителя, расположенного в блоке печки, поступает воздух вместе с пылью и грязью.
Образование конденсата в воздуховодах, а также внутри и снаружи испарителя, после нажатия кнопки выключения кондиционера и прекращения движения машины, обусловлено попаданием горячего и влажного воздуха на эти охлажденные узлы климатической системы. Возникновение в новообразованной сырости разнообразных микроорганизмов и их постоянное разрастание и способствует появлению неприятного запаха.
Так что если воняет из воздуховодов при включении печки или кондиционера нужно обязательно заняться очисткой климатической системы.
Основные методы очистки и дезинфекции кондиционеров
Дезинфекция любых систем вентиляции и кондиционирования бывает сухой, температурной и химической. Последовательность, согласно которой проводятся очистка и дезинфекция кондиционера жидкими средствами:
- нанесение на поверхность теплообменника и иные части прибора чистящего средства;
- промывание водой;
- просушивание;
- обработка антисептиком.
Согласно санитарным нормам и правилам, после чистки кондиционера любым способом его необходимо минимум час проветрить.
Сухая чистка
Наиболее простой и самый распространенный способ дезинфекции кондиционера. Проводится специальной машиной, снабженной пневматической или электрической щеткой.
Порядок работы:
- мастер подбирает нужный размер щетки;
- вводит ее в отдушину, затем в канал;
- управляя пультом, очищает кондиционер под давлением или с помощью электричества.
Минусы:
- требует дорогостоящего оборудования – цена доходит до 850 тысяч рублей;
- нужны обученные люди;
- не уничтожает, а лишь счищает микроорганизмы.
Достоинства – безопасно для людей, хорошо очищает.
Химическая чистка
Проводится с помощью применения реагентов-дезинфектантов, воздействие которых вызывает гибель микроорганизмов. Порядок работы основывается на инструкции по работе с каждым веществом. Общие принципы:
- заливается или засыпается средство по очистке;
- выдерживается нужное время;
- реагент смывается.
Запрещено использование препаратов на основе кислот или щелочей для заливания во внутреннюю поверхность воздуховода. Химическая дезинфекция не проводится в детских, медицинских учреждениях. Чистка осуществляется только официальными компаниями, имеющими лицензию на этот вид деятельности.
Смотрите, как происходит обработка:
Температурная чистка
Самый безопасный, экологичный и дорогой способ обеззараживания кондиционера. В систему с помощью генератора нагнетается холодный компонент, в результате образуются кристаллики тумана и льда. При этом гибнут микроорганизмы, осуществляется дезинфекция всей системы.
Поддержать циркуляцию воздуха в помещении или автомобиле поможет своевременная дезинфекция кондиционера. Для этого лучше обратиться к компаниям, имеющим соответствующую лицензию, чем пытаться провести очистку самостоятельно.
Дополнительно читайте статью про обеззараживание воздуха в помещении. В ней вы найдете информацию о способах и средствах дезинфекции, советы и лайфхаки.
Дымовая шашка
Для обслуживания системы кондиционирования можно приобрести дымовую шашку. Примером можно назвать предложение Carmate, при ее горении может появляться диоксид хлора. Именно это вещество убивает различные микроорганизмы. Порядок действий:
- Кондиционер включается.
- Забор воздуха с улицы выключается, ставится режим рециркуляции воздуха в салоне транспортного средства.
- Упаковка приобретенного средства вскрывается, после чего ее шашку размещают в салоне и давят на надпись Push.
- После того как из коробки появится дым, следует поставить ее на коврик, подложив жаропрочный материал. Эта рекомендация связана с тем, что дно коробки сильно нагревается.
- Все окна и двери закрываются.
Как только шашка полностью выгорает, следует провести проветривание салона. Для этого все окна и двери открываются. Стоит учитывать, что высокая концентрация выделяемого вещества токсична.
Работы с испарителем кондиционера
Этот компонент находится внутри системы, однако у нас есть возможность обслужить его, не разбирая весь кондиционер, когда осуществляется чистка автомобильных кондиционеров. Испаритель чистят тогда, когда в салон автомобиля при работающем кодиционере начинают поступать неприятные запахи.
Сначала мы высушиваем испаритель. Для этого мы
включаем систему кондиционирования на самую большую температуру и отключаем кондиционер. Так машина должна проработать примерно на протяжении 10 минут. После этого в систему запускаются специальные очистительные средства. Они поступают туда через дефлекторы, куда мы направляем специальный состав через воздушный пистолет под давлением около 6 бар. Спустя некоторое время снова осуществляется просушка кондиционера, а вся система готова к работе в штатном режиме. Испаритель сухой и чистый, поэтому никаких посторонних запахов в салон поступать не будет.
Испаритель со временем загрязняется, и это нормальное явление. Тем более, что беспокоить владельцев часто он не должен. Но все-таки, многое зависит от условий эксплуатации.
Если Вам приходится ездить по пыльной местности и эксплуатировать машину во влажном климате, то периодически нужно будет прочищать испаритель.
Способы чистки без демонтажа устройства
Выбор наилучшего способа чистки кондиционера будет зависеть от нескольких факторов: возраст авто, условия эксплуатации ТС, навыки владельца машины.
Способ годится для относительно новых авто, чей возраст не превышает 5-и лет, а также его можно считать профилактической мерой
Тут важно подобрать специальное чистящее химическое аэрозольное или пенное средство
Аэрозольное средство ориентировано главным образом на дезинфекцию.
Порядок ее проведения:
- На заведенной машине включаем кондиционер, выставляем максимум скорости вентилятора и включаем режим рециркуляции.
- Закрываем окна и двери авто, ставим распылительный баллончик в область места для ног переднего пассажира, ведь именно там зачастую забирается воздух в процессе рециркуляции.
- Начинаем распыление.
- Через время, указанное в инструкции к средству, проветриваем салон.
Или можно использовать верхнее вентиляционное отверстие, которое находится справа от переднего пассажира.
Пенообразующее средство позволяет не только продезинфицировать кондиционер, но и представляет собой отличный способ его почистить.
Дезинфекция и чистка:
- Снимаем воздушный фильтр салона (как это сделать на ВАЗ 2110 читайте здесь).
- Через монтажный проем фильтра заполняем пеной воздуховоды.
- Через время, указанное в инструкции, включаем кондиционер и даем возможность поработать в разных режимах.
- Не забываем после проветрить салон.
Причины загрязнения радиатора кондиционера автомобиля
Правильное название радиатора кондиционера – это конденсор. Чаще всего он расположен под капотом, за радиатором охлаждения двигателя. Это нужно для того, чтобы было достаточное охлаждение встречным воздушным потоком. В том же месте находится электровентилятор, который срабатывает при перегреве.
В климатической системе используется специальный хладагент – фреон. Во время работы двигателя водитель из салона включает автокондиционер. Срабатывает электрический магнит, который прижимает шкив компрессора и включает его в работу. Компрессор создает давление, которое перекачивает хладагент в конденсор. Встречный воздух охлаждает фреон и превращает его в жидкость.
После этого фреон проходит по ресиверу, испарителю, воздух в салоне охлаждается. На испарителе конденсируется влага, которая стекает под кузов машины. Со временем автовладельцы замечают, что в салоне неприятно пахнет.
Причины неприятного запаха:
- Соты конденсора забиваются насекомыми, грязью, пылью. Уменьшается эффективность радиатора, так как грязная поверхность хуже охлаждает фреон.
- На элементах испарителя скапливается влага. Она смешивается с грязью и создает оптимальную среду для образования плесени, грибков, а также развития микроорганизмов.
В результате вместе с запахом в салон проникают опасные микробы, грибки, которые отрицательны для здоровья людей. Поэтому требуется чистка радиатора кондиционера, тщательная мойка. Эту работу можно сделать самостоятельно или обратиться в автосервис.
Как устранить запах
Устранить запах от испарителя кондиционера можно, либо демонтировав и промыв радиатор испарителя, либо очистить его от бактерий, не снимая его со штатного места. Первый способ чистки позволяет почистить радиатор испарителя лучше, но более трудоемок, к тому же после сборки кондиционер нужно будет заправить. Почистить кондиционер авто своими руками, не разбирая, при помощи аэрозоля или жидкости можно следующим образом:
- Высушить радиатор кондиционера. Для этого прогреть мотор и включить в машине на несколько минут обогреватель салона.
- Выключить обогреватель.
- Вынуть салонный фильтр приточной вентиляции авто.
- Открыть заслонку притока воздуха с улицы.
- Открыть все двери в машине настежь.
- Выходы воздуховодов в салон прикрыть неплотной тканью, чтобы средство для чистки меньше поливало салон авто.
- Включить кондиционер, и распылять средство для чистки в отверстие для салонного фильтра.
Когда нужно чистить кондиционер
Система кондиционирования нуждается в периодическом техобслуживании. В современных автомобилях климатическая система уже постепенно включается в базовую комплектацию. Она обеспечивает комфортную температуру в салоне и влияет на безопасность движения. С повышением температуры концентрация внимания водителя снижается.
Многие водители не знают, что кондиционер нужно своевременно обслуживать и рискуют выходом его из строя. После поломки придется выложить немало денег на восстановление. В своевременное обслуживание входит проверка работоспособности компрессора, исправности прокладок, шлангов, испарителя. Также нужно контролировать и доливать в систему фреон.
Чаще меняются прокладки и шланги из-за их высыхания и потери герметичности. Заводы-изготовители рекомендуют делать диагностику климатической системы не менее 1 раза в год, обращаясь в специализированный сервис. Оптимальным периодом для контроля является весна. Перед летом нужно убедиться, что кондиционер справится с жарой и сможет функционировать на полную мощность.
Обычно диагностика и обслуживание кондиционера проводится быстро, если проводить их в профессиональном сервисе. Некачественное обслуживание может привести к поломке элементов и последующим расходам на ремонт.
Обслуживание состоит из следующих работ:
- Осмотр и проверка работы.
- Чистка радиатора от загрязнений, дезинфекция.
- Заправка хладагентом.
- Долив смазки в компрессор.
Однако не всегда техобслуживание климатической системы нужно проводить по времени. Поломки могут возникнуть неожиданно. Например, фреон может протекать и его уровень дойдет до критического. Если вы заметили, что радиатор кондиционера слишком грязный, то не нужно ждать очередного ТО, придется чистить его раньше.