7 шагов по демонтажу и установке сайлентблоков: подробная инструкция на примере задней балки

Для чего нужен плавающий сайлентблок?

Пла­ва­ю­щий сай­лет­блок слу­жит для соеди­не­ния подвиж­ных дета­лей авто и гаше­ния коле­ба­ний под­вес­ки. Внешне неболь­шая деталь, она кажет­ся несу­ще­ствен­ной. Но при деталь­ном рас­смот­ре­нии, ока­зы­ва­ет­ся, что без нор­маль­но­го ее функ­ци­о­ни­ро­ва­ния невоз­мож­но управ­ле­ние авто­мо­би­лем.

Это важ­ный эле­мент, от кото­ро­го зави­сит управ­ля­е­мость транс­порт­ным сред­ством. При его изно­се в авто­мо­би­ле ощу­ща­ет­ся непо­слу­ша­ние управ­ле­ния на высо­кой ско­ро­сти – авто кре­нит, слы­шит­ся скрип, в руле­вом коле­се появ­ля­ет­ся люфт.

Сай­лент­блок высту­па­ет посред­ни­ком меж­ду жест­ким кузо­вом и рес­со­ра­ми, рыча­га­ми, под­рам­ни­ка­ми, амор­ти­за­то­ра­ми под­вес­ки.


Для чего нужен пла­ва­ю­щий сай­лент­блок

Процесс замены сайлентблоков

Для  замены сайлентблоков нижних рычагов на автомобилях ВАЗ классика, машину нужно загнать в гараж или бокс на яму, или использовать подъемник. Места крепления деталей предварительно обрабатываются смазкой WD-40, которую нужно оставить на некоторое время, чтобы облегчить съем этих деталей. При обработке нужно проследить за тем, чтобы смазка зашла в места крепления узла, это облегчит демонтаж.  В процессе эксплуатации сайлентблок может закиснуть, и, если не обработать его заранее, снять его при помощи монтировки и кувалдочки будет сложно.

Если автомобиль стоит на яме, он поддомкрачивается под балку, чтобы снять нагрузку с колес, делаются упоры под рычаги, а под поддомкратник устанавливают страховочную чурку, чтобы избежать травмирования в случае срыва автомобиля с упоров под рычагами. Ключом на 22 выкручивается гайка, удерживающая сайлентблок в нижнем рычаге. Если гайка закисла, можно в качестве дополнительного рычага использовать отрезок трубы, надев его на ключ. Оригинальные гайки лучше не выбрасывать, поскольку новые часто имеют низкое качество, резьба срывается, поэтому иногда лучше устанавливать старые. То же можно сказать и о старых шайбах, которые делаются из толстого прочного металла, в то время как шайбы, идущие с новыми сайлентблоками, более тонкие и при затяжке могут существенно деформироваться, что недопустимо.

Для демонтажа переднего сайлентблока монтировку нужно подвести так, чтобы упереть в болт балки и нажаться вперед, по направлению к задней части автомобиля. Поскольку усилия нажатия на монтировку будет мало, необходимо периодически бить молотком по рычагу возле сайлентблока, одновременно упираясь для создания натяжения. После того как сайлентблок выйдет из гнезда,  вынимаем его, подталкивая монтировкой. При сильном закисании процедуру придется делать вдвоем: один человек натягивает рычаг монтировкой, второй выбивает сайлентблок из гнезда.

Далее производят замену сайлентблока передней балки, для этого ось  смазывается нигролом и на нее надевается новая деталь. Монтировкой рычаг приподнимается так, чтобы сайлентблок мог направиться в гнездо. После этого на него надевается наставка из толстостенной трубы, подходящей по размеру, по которой нужно аккуратно бить молотком, пока сайлентблок не сядет на место. Заводим монтировку за крепежный болт и поджимаем рычаг, продолжая бить по наставке кувалдочкой, пока деталь не сядет в гнездо до конца по ограничители.

Меняем нижние сайлентблоки с обратной стороны, для чего предварительно нужно  сбить короткий наконечник тяги с рулевой колонки, чтобы он не мешал работе. При помощи монтировки, упирая ее в гайку, таким же способом отводим рычаг, чтобы высвободить сайлентблок. Аналогично бьем молотком по рычагу, натягивая его монтировкой до тех пор, пока сайлентблок не выйдет из гнезда, после этого подталкиваем его монтировкой до полного снятия. Установка нового сайлентблока производится таким же образом, как и в передней части рычага, при помощи наставки из трубки и молотка, ось и посадочное гнездо предварительно смазывают нигролом.

На оба сайлентблока ставятся шайбы, если старые в нормальном состоянии, не деформированы, лучше установить их, поскольку новые бывают очень плохого качества, выгибаются при затягивании гаек, сокращая срок службы деталей. После того как гайки наживляются с обеих сторон, машина опускается с домкратов и ее нужно раскачать, чтобы проверить, как работает подвеска. При этом скрипы и стук должен прекратиться, а работа подвески нормализоваться.

При затягивании гаек сайлентблока лучше пригрузить переднюю часть автомобиля, сначала с одной, а затем с другой стороны, для чего снова понадобится напарник. Если его нет, затягивать можно и так, но потом гайки нужно будет снова подтянуть. Гайки затягиваются максимально туго, при необходимости на ключ надевается труба, чтобы развить максимальное усилие. При этом на некачественных гайках может сорвать резьбу. По окончании работы нужно обратно установить демонтированную ранее рулевую тягу.

Видео:Как заменить сайлентблоки нижних рычагов Ваз без съемника.

Данный способ достаточно трудоемок, но не требует такого специнструмента, как съемник, и дополнительных знаний и навыков. Сделать замену можно самостоятельно в своем гараже, если в нем есть яма. При этом можно воспользоваться простым инструментом, который есть у каждого водителя. Качество работы ни в чем не будет уступать замене с применением специализированного съемника. По аналогичным принципам производится замена сайлентблока амортизатора и других подобных деталей. Эта методика подходит для ВАЗ классических серий 2101-2107.

Печать

Как заменить сайлентблоки самостоятельно

Производить замену сайлентблоков можно непосредственно с ямы на машине, но удобнее это делать со снятым узлом. Для работы понадобятся следующие инструменты:

  • молоток или кувалда;
  • набор ключей;
  • набор отверток;
  • тиски;
  • наждачная бумага.

Всю операцию можно разделить на несколько этапов.

Шаг 1. Следует поставить машину на яму. В крайнем случае можно воспользоваться домкратом. После этого снять узел или агрегат с неисправной деталью.

Шаг 2. После снятия узла или агрегата необходимо снять старый элемент. То есть произвести его выпрессовку. Сделать это можно несколькими способами, рассмотрим наиболее эффективные из них.

Оптимальный вариант — использовать специальный съемник сайлентблоков, подходящий для вашего автомобиля.

Некоторые автолюбители делают их из набора обычных деталей, купленных в магазине метизов.

Видео — съемник сайлентблоков своими руками:

В некоторых случаях, когда нет возможности использовать специальный съемник, можно пойти альтернативными путями.

Для одного такого метода понадобится самодельный «инструмент», которая включает прочный металлический стержень (хорошо подходит болт М120), шайбу и металлическую трубку со схожим диаметром как у изношенного сайлентблока. По этой конструкции и наносить удары кувалдой пока шарнир не выйдет со своего гнезда. Обычно хватает 5-10 прицельных ударов.

Можно вооружившись ножовкой по металлу распилить сайлентблок с двух сторон и вынуть резиновую вставку отверткой с молотком и вытащить втулку. Главное, при распиле не задеть саму деталь, где установлен расходный материал.

В других случаях можно воспользоваться паяльной лампой или газовой горелкой и выжечь резину. После чего остается вынуть шарнир обычным выбиванием при помощи зубила и молотка.

Шаг 3. После выпрессовки старой детали необходимо хорошо очистить посадочное гнездо наждачной бумагой. А перед установкой нового сайлентблока, посадочное отверстие следует натереть обычным хозяйственным мылом. Использовать вместо него масло, солидол и прочие продукты нефтепереработки крайне не рекомендуется.

Шаг 4. Запрессовку шарнира можно производить с помощью специальных приспособлений (если они есть в наличии).

Или же в тисках, сжимая их с медленной скоростью, чтобы можно было контролировать равномерное вхождение шарнира. Однако до конца он не сможет установиться на свое место, поэтому вытащив деталь, нужно положить ее на ровную поверхность

После этого ударами молотка или кувалды окончательно установить шарнир, соблюдая при этом максимум осторожности, так как есть риск повредить резину

Шаг 5. Теперь остается вернуть снятый узел или деталь на свое место.

Видео — замена сайлентблоков ВАЗ 2110:

тормозной суппорт

Все больше автомобилей оборудуют задними тормозными суппортами с электроприводом. При замене колодок их поршни можно утопить только с помощью компьютера. Однако и сейчас в некоторых «гаражных» сервисах об этом никто не знает. Сила есть — ума не надо. Прикладывая значительные усилия и подручные средства, механизмы фатально ломают. Такие суппорты успешно ремонтируют далеко не все, а стоимость нового узла очень высока!

Программирование модулей управления

В современных автомобилях число различных модулей управления просто зашкаливает. Причем большинство из них необходимо программировать при замене с помощью диагностического оборудования. Хотя все еще остаются и те блоки, которые можно свободно переставлять на машины в сходных комплектациях, чтобы выявить ту или иную неисправность, например других систем. Тут уже все зависит от конкретной модели автомобиля.

Сайлентблоки

В идеале крепления рычагов с сайлентблоками лучше затягивать, когда автомобиль стоит на земле. Но для удобства, если машина висит на подъемнике, можно нагрузить вывешенное колесо или колеса, например, с помощью гидростоек. Именно в таком положении и должны быть зажаты сайлентблоки, точнее, их металлические обоймы, внутренняя и внешняя. Резиновый наполнитель между ними при этом будет находиться как бы в состоянии покоя, когда автомобиль едет по ровной дороге прямо, и нагружаться, только когда подвеска будет отрабатывать при маневрах (кренах) или проезде неровностей.

А теперь представьте — что, если затянуть рычаг при вывешенном колесе? Когда автомобиль опустят на землю, обоймы сайлентблоков, естественно, провернутся относительно друг друга, и наполнитель будет постоянно нагружен даже на стоящей машине. Еще хуже ему придется при езде и работе подвески на сжатие. В итоге уже через пару тысяч километров пробега сайлентблоки начнут скрипеть, а их резиновый наполнитель покроется трещинами и разрывами. Придется откладывать деньги на их очередную замену. Повезет, если сайлентблоки на конкретный автомобиль доступны как отдельные запчасти, а не как рычаг в сборе!

Датчики давления в шинах

Когда только появились комплектации машин с опционными датчиками давления в шинах, их приличное количество полегло в первый же сезон шиномонтажа. Причем поначалу ошибались даже работники дилерских сервисов. Довольно хрупкие датчики, установленные за внешним бортом диска, периодически ломались при надевании резины. Понимание пришло довольно быстро, и в некоторых сервисах даже оперативно развесили бумажки с инструкциями. Покрышку нужно надевать особым образом, чтобы ее нагруженная боковина не повредила датчик. Увы, по-прежнему можно попасть на неопытных шиномонтажников.

Какие сайлентблоки лучше, полиуретановые или резиновые?

Если вы задумались над тем, как заменить сайлентблоки, то здесь нужно сделать важный выбор по поводу того, из какого материала они будут лучше. Из доступных вариантов на рынке представлено несколько.

Признаки износа или неисправности шаровой опоры передней подвески автомобиля

Резиновые сайлентблоки

Резиновые сайлентблоки на основе каучука отличаются своей дешевизной, однако имеют несколько недостатков:

  • обладают низким ресурсом;
  • вызывают скрип, даже если они новые;
  • быстро приходят в негодность под воздействием вредоносных факторов окружающей среды.

Полиуретановые сайлентблоки

Сайлентблоки выполненные из полиуретана значительно улучшают характеристики подвески и всего транспортного средства. Их преимущества состоят в следующем:

  • длительный срок службы (до пяти раз дольше, чем резиновые).
  • улучшение поведения автомобиля на дороге, устранение эффекта «выжимания», который появляется при использовании резины, а также снижение деформации в элементах подвески, следовательно, деталь функционирует в таком режиме, в каком и должна;
  • поглощение вибрации, ударов, снижение шума;
  • улучшение управляемости.

сайлентблоки сделанные из полиуретана улучшат поведение автомобиля на дороге, уменьшая не нужные деформации в подвеске и убирая эффект «выжимания», характерный для деталей из резины.

Единственный недостаток полиуретановых сайлентблоков – их дороговизна. Но скупой платит дважды, поэтому лучше изначально воспользоваться более долговечным и эффективным материалом.

Основные места установок сайлентблоков — подвеска автомобиля

Инструкция по замене сайлентблоков нижнего и поворотного рычагов

Проходит замена сайлентблоков передних рычагов следующим образом:

  1. Машину необходимо поставить на яму. Если на ВАЗ 2110 присутствует защита отсека двигателя, то ее необходимо демонтировать. Далее следует удалить гайки болтов, которые держат передние рычаги. Затем можно открутить гайки болтов, соединяющих рычаг и стабилизатор. После удаления колесных болтов машину нужно поднять домкратом и демонтировать колесо;
  2. Вооружившись ключом «на 24» необходимо открутить гайки растяжек. Если крепления не поддаются, то их необходимо обработать WD-40. После удаления гайки поворотный кулак и шаровую опору можно разобщить. Теперь передний рычаг можно полностью снять;
  3. Готово, теперь неисправные сайлентблоки можно достать. Далее следует взять новые детали и запрессовать их в рычаг при помощи тисков. Сначала нужно поставить сайлентблоки растяжки. Редко бывает, чтобы блок полностью сел в рычаг, исправить это можно несколькими ударами молотка;
  4. Следующим шагом будет запрессовка сайлентблоков рычагов. Если же деталь полностью изношена, то она выпадет после ударов молотка. Новую деталь перед установкой в рычаг необходимо смазать. Как показывает опыт владельцев ВАЗ 2110, лучше всего смазывать мыльной водой или жидким мылом. Готово, замена завершена, сборка выполняется в обратном порядке.

Процесс демонтажа и установки

Установка начинается после покупки деталей. Потребуется инструмент — ключи для снятия балки и рычагов подвески, молоток или кувалда.

Пошаговое руководство:

Автомобиль загоняют на яму или эстакаду. Можно приподнять колесо на домкрате, но так неудобно работать с подвеской — приходится работать лёжа. Лапа домкрата не должна стоять в одной плоскости с кронштейном балки.
Демонтируют балку подвески. Обязательно при этом снимают трос ручника.
Кронштейны имеют специальные скобы, в которых держатся шланги тормозной системы. Скобы снимают.
Демонтируют старый сайлентблок балки. Гаражные условия предполагают использование молотка или кувалды

Работать следует осторожно, чтобы не повредить посадочное место, иначе возникнут проблемы с монтажом новой детали.
Посадочное место очищают от грязи, кладут туда графитовую смазку.
Устанавливают новую деталь. Замену сайлентблока задней балки делают так, чтобы не было зазоров и дырок

Запрессовку делают аккуратными ударами молотка.
Собирают балку в обратном порядке.

Замена окончена и ездить на автомобиле можно сразу же. Во время сборки следует проверять монтаж каждой детали и только потом приступать к сборке следующей. Сайлентблок передней балки меняют по такой же схеме.

Демонтаж старой резинки делают в  3 — 4 сильных удара кувалдой. Бить следует строго по центру детали, не отклоняя в сторону от вертикальной оси. Край обоймы загибают при помощи зубила, чтобы облегчить демонтаж.

Опытные мастера используют отрезок трубки для выпрессовки сайлентблока задней балки

Важно, чтобы её диаметр был несколько меньше, чем тот же параметр посадочного места. Трубку приставляют к детали и бьют по ней молотком

За несколько ударов деталь будет снята без лишних операций.

Сняв сайлентблок задней балки, проверяют посадочное место. На нём не должно быть сколов и трещин. Если таковые имеются, то деталь следует заменить. В ином случае новый сайлентблок не встанет так, как должен.

Замена сайлентблоков на Renault Logan фото и видео процесса

Замена сайлентблоков Рено Логан на передних рычагах и задней спице процесс не сложный, но копнуть придется поглубже. Сразу нужно сказать, что данная инструкция подходит не только для Renault Logan, но также для Sandero и даже Lada Largus. Для замены сайлентблоков на нижних рычагах передней подвески их нужно будет снять. О снятии рычагов мы уже писали.

Все тормозные и тяговые усилия при движении автомобиля воспринимаются рычагами подвески Renault Logan, соединенными через сайлентблоки с кузовом. К тому же сайлентблоки воспринимают всю неровность дороги. То есть чем хуже дороги и чем агрессивнее вы едете, тем быстрее приходят в негодность сайлентблоки.

Сразу отметим, что производитель рекомендует заменять нижний рычаг Логана вместе с собранными сайлентблоками. Но если хотите сэкономить, то все в ваших руках. Для извлечения сайлентблока вам потребуются тиски и пара патронов подходящего размера. Все тонкости замены можно увидеть в этом видео.

Заменяем задние сайлентблоки Рено Логан (как и передние рычаги) в случае поломки или отслоения резины шарнира. Для этого нам придется повесить заднюю часть машины. Снимаем колесо со стороны разбираемого сайлентблока, при наличии АБС снимаем проводку с проводами с балки и вынимаем трос стояночного тормоза из проушины кронштейна балки. Отсоедините нижнюю опору амортизатора от рычага балки и открутите гайку болта крепления рычага к кронштейну и три болта крепления кронштейна к кузову. Это позволит опустить нужную нам часть балки и вынуть болт крепления рычага. Посмотрим на фото.

Вот и наш задний сайлентблок Рено Логан во всей красе, но как его извлечь?

Собственно для снятия сайлентблока с проушины спицы вам понадобится напильник по металлу. Вставляем лезвие ножовки по металлу в отверстие в резиновом массиве сайлентблока и разрезаем внешнюю пластиковую втулку сайлентблока, эта операция ослабит конструкцию и заставит содержимое легко упасть.

Теперь нам понадобится распорка или отрезок трубы подходящего диаметра, с помощью которой снимаем старый сайлентблок с проушины рычага. Перед установкой нового сайлентблока очистите отверстие в рычаге балки. Вставляем сайлентблок в отверстие рычага, ориентируя по указателям. Если ввести по другому, долго работать не будет, лопнет.

Чтобы нажать на новый рычаг, вам понадобится экстрактор стаканов, с помощью которого мы осуществляем прессование. Фото прилагается.

Сделать такое приспособление можно своими руками. Достаточно найти длинный болт с гайкой, пару больших шайб и отрезки трубы подходящего диаметра. При установке рычага балки с новым сайлентблоком производитель рекомендует затягивать его с моментом затяжки 125 Нм или 12,5 кгс / мин.

Почему сайлентблоки рвутся

Классический сайлентблок состоит из следующих частей:

  • наружной обоймы в виде металлической втулки;
  • резиновой рабочей части, она же может быть изготовлена из иного эластичного материала, например, полиуретана;
  • внутренней втулки с отверстием под ось.

Резина вулканизируется или приклеивается к металлу обеих втулок. Это сделано, чтобы все относительные смещения рычага и оси происходили внутри эластичного материала. Если резина будет оторвана от металла, то сайлентблок превратится в обычный подшипник скольжения плохого качества.

Трение по обоймам быстро приведёт к износу, конструктивно оно не предусмотрено, и смазка отсутствует. Шарнир будет издавать скрип, в нём быстро появятся значительные люфты, узел выйдет из строя.

Иногда вулканизации или склейки в сайлентблоках нет, используется простая резиновая втулка, плотно зажатая между обоймами. В этом случае отсутствие проворота и трения материалов обеспечивается натягом и упругостью деталей.

Такой шарнир может быть разобран, меняется только эластичная деталь. Это удобно для ремонтопригодности, а также снижает цену изделия.

При любом конструктивном исполнении резина не вечна. Причин разрыва может быть несколько:

  • разрушение вулканизации эластичной части к металлу обойм;
  • ослабление посадки упругой втулки, проворот и последующий интенсивный износ;
  • естественная усталость материала под влиянием многократных деформаций;
  • атмосферное воздействие агрессивных веществ, отчего резина подвергается деградации свойств;
  • единичные запредельные нагрузки осевого, радиального или углового направления, когда максимальные углы работы узла нарушаются, материал выходит из зоны упругой деформации и рвётся;
  • ошибки при монтаже, когда неправильно выбирается начальная установка узла.

Потерявший свои характеристики упругий элемент необходимо заменить в сборе с обоймами. Если технология ремонта предусматривает замену только втулки, то обоймы и валы подлежат осмотру, поскольку они также изнашиваются.

При сильном изменении геометрии новая втулка не будет зажата и тут же провернётся с быстрым последующим разрушением.

Что такое сайлентблок, за что он отвечает

В переводе с английского сайлентблок переводится как тихий блок — «silent block». Как выглядит и как устроен этот элемент автомобиля, знают не все владельцы авто, хотя без них поездка на машине была бы очень некомфортная.

Идея о создании единой конструкции металла с резиной, которая будет уменьшать вибрации и ударные нагрузки при перемещении автомобиля, появилась в голове у Вальтера Крайслера, в честь которого и названа одноимённая фирма. Но имя того, кто разработал деталь, утеряно.

В февраля 1932 года в автомобиле New Finer Plymouth впервые установили резинометаллические шарниры в подвеске мотора, что вызвало немало радости – вибрации стало гораздо меньше. Через 20 лет шарниры уже устанавливали на всех моделях автомобилях повсеместно. Интересно, что самый первый резинометаллический шарнир был и первым сайлентблоком, потому что он был неразборным — резиновая вставка была неподвижна.

New Finer Plymouth 1932 года

В машинах сайлентблок обеспечивает выполнение упругое соединение узлов подвески и защиту кузова при движении, ударах и вибрации. За счёт работы конструктивного элемента повышается комфорт использования транспортного средства для водителя и пассажиров.

Резинометаллические шарниры (РМШ) часто называют сайлентблоками, но если изучить терминологию, это не совсем неверно. Вообще резинометаллические шарниры бывают разборными и неразборными. Так вот, сайлентблок – это неразборный РМШ с двумя металлическими втулками, между которыми находится эластичная резиновая (каучуковая) или полиуретановая вставка-демпфер. Втулку и вставку «садят» на клей или вулканизируют, а затем проводят процедуру прессовки. Деталь получается надёжная, которая может выдержать до 100 тыс. км пробега.

Сайлентблоки устанавливаются между кузовом и элементами подвески, чтобы уменьшить шум и передаваемую вибрацию. Такая технология позволяет увеличить несущую способность и повысить ресурс узла. В этом и состоит различие между сайлентблоками и резинометаллическими шарнирами.

В обычном РМШ неподвижность резины обеспечивается с помощью преднатяга и радикального сжатия в процессе монтажа. Со временем это состояние нарушается, элемент выходит из строя и издаёт характерные звуки — пищание. А состояние сайлентблока невозможно проконтролировать таким образом, он будет «молчать» до последнего. Даже при появлении внешних признаков износа проскальзывания, писки и другие звуки не появляются. В результате происходит моментальный обрыв резинки.

Как выглядит стабилизатор поперечной устойчивости

За что отвечает сайлентблок?

  1. Связывает узлы подвески транспортного средства.
  2. Уменьшает шумность внутри автомобиля во время движения.
  3. Поглощаются вибрации и удары на кузов при езде по плохим дорогам.
  4. Увеличивается устойчивость автомобиля.
  5. Защита дорогих деталей от быстрого износа.

Установка сайлентблоков снижает конечную стоимость автомобилей – благодаря им не такие строгие правила к посадке деталям.

Что такое сайлентблоки?

Сайлентблок – деталь, которая гасит колебания, которые во время движения возникают между элементами подвески. Таким образом, гасит шум и вибрации, способные привести к быстрому изнашиванию деталей. Шарнир очень важен, потому что отвечает за корректную работу целой системы. Он состоит из внутренней и внешней металлических втулок, между ними помещается прокладка из резины или полиуретана.

Отметим, что полиуретановые сайлентблоки считаются более долговечными и служат до 2-3 раз дольше резиновых. Автомобили, оснащенные полиуретановыми шарнирами, лучше слушаются водителя.

Важно контролировать исправность сайлентблоков, ведь их поломка приводит к сложностям с управлением машиной, замедлением реакции на рулевое управление – машина не сразу будет отвечать на действия водителя. В крайнем случае, на скорости машина будет вилять из стороны в сторону

Разбитые сайлентблоки могут повредить посадочные места шарниров, и в этом случае придется менять весь рычаг, который не будет подлежать восстановлению.

Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику шарниров. Производитель заявляет отличную работу на 100 тыс. км., но, учитывая качество отечественных дорог, проводить осмотр сайлентблоков рекомендуют каждые 50-70 тыс.км.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Химия движения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: