Трехфазные асинхронные электродвигатели серии 4А. Обозначение, расшифровка, характеристики типов двигателей.
Трехфазные асинхронные электродвигатели серии 4А
В отличии от двигателей предыдущих серий двигатели серии 4А в полной мере удовлетворяют рекомендациям МЭК (Международной электротехнической комиссии) в отношении габаритных и установочно-присоединительных размеров, что обеспечивает их взаимозаменяемость с электрическими машинами, изготовляемыми фирмами других стран мира. Благодаря использованию более совершенных электротехнических материалов, новых конструктивных решений и более совершенной технологии двигатели этой серии обладают большей надежностью и эксплуатационными удобствами, чем двигатели серии А2. По этим показателям и по основным техническим данным двигатели находятся на уровне мировых стандартов.
Серия 4А предусматривает основное исполнение и практически, а также все электрические модификации и специализированные исполнения трехфазных асинхронных электродвигателей серии А2 и АО2 и дополнительное специализированное исполнение электродвигателей со встроенной температурной защитой.
В основном исполнении двигатели предназначаются для общего применения в промышленности в условиях умеренного климата. (Климатическое исполнение У категорий 3 и 4).
Номинальные значения климатических факторов:
· высота над уровнем моря не более 1000 м;
· воздушная среда с запыленностью не более:
· для двигателей защищенного исполнения — 2 мг/м3;
· для двигателей закрытого обдуваемого исполнения — 10 мг/м3. Среда невзрывоопасная, не содержащая агрессивных газов и паров, разрушающих металлы и изоляцию, и токопроводящей пыли.
Двигатели изготавливаются в двух вариантах по степени защиты от воздействия окружающей среды по ГОСТ 17494-72: защищенными (IР23) и закрытыми обдуваемыми (IР44).
У электродвигателей серии 4А мощностью от 0,12 до 400 кВт (при 1500 об/мин) высота оси вращения от 56 до 355 мм. Электродвигатели с высотой вращения 56 и 63 мм выполняются в алюминиевом корпусе, а с высотой 71—355 мм — в чугунном. Валы и подшипники (качения) рассчитаны на применение клиноременной и зубчатой передач.
Обмотку статора электродвигателей с высотой оси вращения 56—250 мм выполняют всыпной; с высотой оси вращения 280—355 мм — из жестких секций. Короткозамкнутую клетку ротора отливают из алюминия.
Структура обозначения типов двигателей расшифровывается следующим образом:
· 4 — порядковый номер серии;
· А — наименование вида двигателя — асинхронный;
· Н — обозначение двигателей защищенного исполнения;
· А — станина и щиты из алюминия;
· Х — станина из алюминия и чугунные щиты;
· 56 … 355 — высота оси вращения;
· S, L, M — установочные размеры по длине корпуса (длина станины) (S — короткая, M — средняя, L — длинная);
· А, В — обозначение длины сердечника (первая длина — А; вторая — В).
Примечание. Обозначение длины сердечника дается только в том случае, когда на одном установочном размере по длине корпуса предусмотрены две мощности.
· 2, 4, 6, 8, 10, 12 — число полюсов;
· У — климатическое исполнение двигателей;
· 3 — категория размещения.
Например: 4АА56А2У3 — электродвигатель серии 4, асинхронный закрытого исполнения, станина и подшипниковые щиты из алюминия, с высотой оси вращения 56 мм, сердечник первой длины, двухполюсный, для районов умеренного климата, третьей категории размещения;
4А112МВ6У3 — электродвигатель серии 4, асинхронный закрытого исполнения, станина и щиты из чугуна, с высотой оси вращения 112 мм, с установочным размером М по длине корпуса, сердечник второй длины, шестиполюсный, для районов умеренного климата, третьей категории размещения;
4АН200М4У3 — электродвигатель серии 4, асинхронный защищенного исполнения, станина и щиты из чугуна, с высотой оси вращения 200 мм, с установочным размером М по длине корпуса, четырехполюсный, для районов умеренного климата, третьей категории размещения.
Двигатели мощностью от 0,12 до 0,37 кВт изготавливаются на напряжение 220/380 В, двигатели мощностью 0,55 до 110 кВт — на напряжение 220/380 и 380/660 В, двигатели мощность от 132 до 400 кВт — на напряжение 380/660 В. Количество выводных концов 6, схема соединения — D/Y.
Изоляция двигателей по классам нагревостойкости выполняется для двигателей с высотой оси вращения:
· 56 … 63 — класса Е;
· 71 … 132 — класса В;
· 160 … 355 — класса F.
Выводное устройство в двигателях с высотами оси вращения 56 … 250 мм располагается сверху корпуса; в двигателях с высотами оси вращения 280 … 355 мм — с правой стороны, если смотреть на двигатель со стороны выведенного конца вала.
Таблица 1. Технические данные асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором серии 4А основного исполнения (закрытые обдуваемые)
Двигатель anb технические характеристики
ДВУХТАКТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ В АВИАЦИИ
Генеральный директор ООО “Мотив”
Совсем недавно, когда заходила речь о двухтактных двигателях, перед мысленным взором возникал какой-нибудь мотоцикл, с треском проезжающий по пыльной дороге. Ныне это может быть современная чудо-машина на двух колесах, или глиссер с подвесным мотором, или эффектный гидроцикл. Поднялись эти двигатели и в небо. Но вот вопрос: обладают ли мотоциклетные, по сути, моторы такими свойствами, которые позволили бы ставить их на пилотируемые летательные аппараты?
На этот теоретический вопрос уже готов практический ответ. Благодаря энтузиастам-дельтапланеристам в конце 70-х гг. двухтактные «гадкие утята», преодолев невероятные препятствия, проложили себе путь в небо.
Основные технические характеристики авиационных «двухтактников» сегодня не очень сильно отличаются от их мотоциклетных родственников. К достоинствам двухтактных моторов по сравнению с четырехтактными можно отнести:
— меньшую удельную массу; — невысокую стоимость; — малые габариты; — простоту обслуживания.
Недостатками «двухтактников» являются: большой удельный расход топлива, незначительный ресурс и меньшая надежность.
Нормы летной годности допускают применение двухтактных двигателей на пилотируемых летательных аппаратах (ЛА). По мнению специалистов, двухтактные двигатели целесообразно применять, например, на мотодельтапланах и ультралегких самолетах с маломощной силовой установкой (до 80 л.с.) и небольшим временем полета (до 2 часов). Считается желательным, чтобы такой ЛА мог планировать и осуществлять безопасную посадку с выключенным мотором. Вместе с тем, известны случаи установки двухтактных двигателей на таких «энергетически нагруженных» объектах, какими являются пилотируемые вертолеты.
Современные авиационные двухтактники имеют от 2 до 8 цилиндров, расположенных в один ряд или напротив друг друга (оппозитно), реже в виде звезды (3- или 4-цилиндровые). Большинство из них имеют кривошипно-камерную продувку. Схема продувки цилиндра, как правило, петлевая многоканальная. Система охлаждения двигателя — принудительная воздушная или жидкостная.
В качестве топлива чаще всего используются высокооктановые автомобильные бензины. Система смазки — совмещенная, т. е. все трущиеся элементы смазываются топливомасляной смесью, в которой специальное масло содержится в пропорции 1:40. Этот «древний» способ смазки имеет серьезные преимущества. В частности, он позволяет двигателю работать длительное время в любом положении. Топливная система включает насос мембранного типа, фильтр и карбюратор. На входном патрубке карбюратора устанавливают воздушный фильтр. Карбюраторы поплавкового типа с цилиндрическим дросселем постепенно вытесняются беспоплавковыми, позволяющими двигателю работать в перевернутом полете. Мотор может быть снабжен несколькими карбюраторами. Системы непосредственного впрыска топлива обычно не применяются из-за своей сложности и специфики рабочего процесса в двухтактном двигателе.
Запуск осуществляется вручную или электростартером. Система зажигания, как правило, дублируется для повышения надежности. В частности, на каждый цилиндр устанавливается по две свечи зажигания. Это одновременно улучшает и процесс сгорания топлива. Источником электропитания служит небольшой генератор, совмещенный конструктивно с магнето.
Двигатель крепится к мотораме на специальных амортизаторах, снижающих уровень вибраций. Дроссельная заслонка карбюратора управляется при помощи троса-боудена. Установленный на ЛА мотор оснащается следующими агрегатами: воздушным винтом, редуктором, демпфером, резонансной системой выхлопа и шумоглушения. Обычно используются двух- или трехлопастные винты постоянного шага, выполненные из дерева или современных композиционных материалов
Правильный подбор винта для конкретной силовой установки является очень важной задачей. Учитывая существенную неравномерность вращения вала двигателя, в особенности на малых оборотах, для снижения нагрузок на детали редуктора и мотора все чаще применяются демпферы крутильных колебаний
Как правило, передаточные отношения редукторов составляют от 1/2 до 1/4. Резонансная труба необходима не только для снижения шума, но и для организации рабочего процесса в двигателе. Настроенная выхлопная система, хотя и выглядит довольно громоздко, способствует повышению мощности современных «двухтактников» на 40 %.