«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (РАСЧЕТНЫМ МЕТОДОМ)» (утв. Минтрансом РФ 28.10.98)
3.12. Обкатка и испытание двигателей после ремонта
Участок по обкатке и испытанию двигателей оборудуется специальными стендами, на которые устанавливается двигатель для проведения этих работ. При работе двигателя выделяются токсичные вещества: оксид углерода — СО, оксиды азота — NOx, углеводороды — СН, соединения серы — SO2, сажа — С (только для дизелей), соединения свинца — Рb (при применении этилированного бензина).
Обкатка двигателей проводится как без нагрузки (холостой ход), так и под нагрузкой. На режиме холостого хода выброс загрязняющих веществ определяется в зависимости от рабочего объема испытываемого двигателя. При обкатке под нагрузкой выброс загрязняющих веществ зависит от средней мощности, развиваемой двигателем при обкатке.
Валовый выброс i-го загрязняющего вещества М_i ; определяется по формуле:
где М_iхх — валовый выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке на холостом ходу, т/год;
М_iн — валовый выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке под нагрузкой, т/год.
Валовый выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке на холостом ходу определяется по формуле:
где P_ixxn — выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке двигателя n-й модели на холостом ходу, г/с;
t_xxn — время обкатки двигателя n-й модели на холостом ходу, мин.;
n_n — количество обкатанных двигателей n-й модели в год.
где q_iххБ, q_ixхД — удельный выброс i-го загрязняющего вещества бензиновым и дизельным двигателем n-й модели на единицу рабочего объема, г/л с;
V_hn — рабочий объем двигателя n-й модели, л.
Валовый выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке двигателя под нагрузкой определяется по формуле:
где P_iнn — выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке двигателя n-й модели под нагрузкой, г/с;
t_нn — время обкатки двигателя n-й модели под нагрузкой, мин.
где q_inБ, q_inД — удельный выброс i-го загрязняющего вещества бензиновым или дизельным двигателем на единицу мощности, г/л.с. с;
N_cpn — средняя мощность, развиваемая при обкатке под нагрузкой двигателем n-й модели, л.с.
Значения q_iххБ, q_ixхД, q_inБ, q_inД приведены в табл. 3.12.1, V_hn, t_нn, N_cpn — в табл. 3.12.2.
Расчет выбросов загрязняющих веществ ведется отдельно для бензиновых и дизельных двигателей. Одноименные загрязняющие вещества суммируются.
Максимально разовый выброс загрязняющих веществ G_i, определяется только на нагрузочном режиме, т.к. при этом происходит наибольшее выделение загрязняющих веществ. Расчет производится по формуле:
где q_inБ, q_inД — удельный выброс i-го загрязняющего вещества бензиновым или дизельным двигателем на единицу мощности, г/л.с. -с;
N_срБ, N_срД — средняя мощность, развиваемая при обкатке наиболее мощного бензинового и дизельного двигателя, л.с.
а_Б, А_Д — количество одновременно работающих испытательных стендов для обкатки бензиновых и дизельных двигателей.
Если на предприятии имеется только один стенд, на котором обкатывают бензиновые и дизельные двигатели, то в качестве максимально разовых выбросов G_i принимаются значения для двигателей, имеющих наибольшие выбросы по i-му компоненту.
Если на предприятии проводится только холодная обкатка, то расчет выбросов загрязняющих веществ не проводится.
Таблица 3.12.1
Удельные выделения загрязняющих веществ при обкатке двигателей после ремонта на стендах (составлена по данным НАМИ)
Тип двигателя | Вид обкатки | Обозначение | Единицы измерения | Удельный выброс загрязняющих веществ | ||||||
СО | NOx | CH | SO2 | сажа (С) | Рb | |||||
АИ-93 | А-91, А-76, АИ-80 | |||||||||
Бензиновые | на холостом ходу | q_iххБ | г/л с | 7,3 x 10(-2) | — | 3,0 x 10(-2) | 8,0 x 10(-3) | — | 5,6 x 10(-3) | 2,2 x 10(-3) |
под нагрузкой | q_inБ | г/л.с. с | 3,0 x 10(-2) | 2,0 x 10(-3) | 5,0 x 10(-3) | 4,0 x 10(-3) | — | 2,8 x 10(-3) | 1,5 x 10(-3) | |
Дизельные | на холостом ходу | q_ixхД | г/л с | 4,5 x 10(-3) | 1,5 x 10(-3) | 7,0 x 10(-4) | 1,5 x 10(-4) | 1,0 x 10(-4) | — | — |
под нагрузкой | q_inД | г/л.с. с | 1,6 x 10(-3) | 3,5 x 10(-3) | 5,0 x 10(-4) | 1,7 x 10(-4) | 2,3 x 10(-4) | — | — |
Справочная таблица рабочих объемов двигателей, условной средней мощности обкатки и время обкатки
Способы обкатки двигателя после капремонта
Существует 4 способа обкатки авто после капремонта мотора:
- Холодная обкатка на специальном стенде;
- Холодная обкатка без стенда;
- Горячая обкатка;
- Естественная обкатка.
Холодная обкатка на специальном стенде
Это оптимальный вариант для двигателей, побывавших в капремонте – только так можно обеспечить полный контроль над процессом обкатки.
Для приведения в движение закрепленного в стенде двигателя (ведомого) применяется карданный вал, соединяющий его с валом электромотора (ведущего). При этом частота вращения ведущего двигателя контролируется посредством специального прибора – энкодера. Для этой же цели может использоваться тахометр. Всем процессом руководит компьютерная программа, которая и задает частоту вращения, ориентируясь на показания датчиков.
Длительность процедуры зависит от типа и объема проведенных ремонтных работ. К примеру, для приработки заново установленной цилиндрово-поршневой группы требуется порядка 2 или 3-х часов холодной обкатки.
- стойкие обороты на холостом ходу (не более 600 оборотов в минуту);
- отсутствие перебоев в работе силового агрегата во время нажатия на педаль акселератора на холостом ходу. Кроме этого, мотор не должен заглохнуть.
Провести обкатку на стенде может далеко не каждый, хотя бы потому, что наличием такого устройства в состоянии похвастаться немногие станции техобслуживания.
Холодная обкатка без стенда
Для холодной обкатки без стенда в мотор необходимо залить масло (какое масло лучше заливать в двигатель), а в радиатор – тосол или антифриз. После этого машину нужно катать на буксире, включив 3-ю передачу, но при этом не заводя двигатель. Длительность процедуры – до 2-х часов.
Специалисты не рекомендуют применять данный способ обкатки, хотя он очень распространен среди “гаражных” мастеров.
Горячая обкатка двигателя
Во время горячей обкатки можно не только проконтролировать качество сборки мотора после капремонта, но и нивелировать возможные неточности в изготовлении запчастей. Кстати, для этого не всегда нужно гнать автомобиль на СТО, так как технология проведения такого мероприятия не очень сложная.
- Нужно запустить силовой агрегат и установить обороты мотора приблизительно на отметке его работы на холостом ходу.
- Время работы небольшое – до 3-х минут, но такие заходы следует повторять несколько раз, давая мотору остывать. В противном случае вполне возможен местный перегрев.
- После цикла кратковременных работ на холостом ходу, двигатель заводят и дают ему поработать порядка 50 минут. Начинается процесс с 1200 оборотов в минуту и постепенно доводится до половины максимально разрешенного значения.
При превышении допустимой температуры необходимо включить печку салона, а если это не поможет – нужно заглушить силовой агрегат и дать ему время, чтобы остыть.
Холодная обкатка на стенде
Наиболее точный и правильный метод притирки новых деталей в ремонтном двигателе – это холодная обкатка на специальном оборудовании. Для этого применяется специализированный стенд, который имеется не на всех автосервисах и станциях технического обслуживания. Он дает возможность качественно и быстро провести процедуру обкатки двигателя. При этом проводится полный контроль над функционированием мотора, и возникающие неточности и неисправности в работе устраняются в процессе обкатки.
Рассматриваемый способ еще называют холодной притиркой, по принципу его действия на стенде. Зафиксировав двигатель на определенное место, его коленчатый вал соединяется с электродвигателем, который будет приводить в действие и передавать вращательный момент на двигатель автомобиля. Затем в силовой агрегат заливают моторное масло соответствующей марки, и подсоединяется система охлаждения. Параметры и характеристики работы двигателя проверяются с помощью электронной системы управления, что позволяет исключить ошибки при обкатке, так как стенд действует по настроенной программе.
Как выполнить обкатку после замены поршневых колец
Перед тем как приступить к процедуре обкатки, необходимо подготовить автомобиль. Несколько действий, которые требуется выполнить:
-
Зарядить аккумуляторную батарею;
- Перед первым выездом на дороги выполнить предварительно запуск двигателя и дождаться, когда он нагреется до 80 градусов по Цельсию. После этого его нужно заглушить и дождаться, когда мотор остынет до 40 градусов по Цельсию. Далее снова мотор прогревается до 80 градусов. Таких циклов нужно выполнить 8-10 штук. Это необходимо, чтобы произошла предварительная “притирка” деталей, вызванная их расширением в результате нагрева;
- Выполнив предварительный этап, осмотрите автомобиль и двигатель. Нужно убедиться, что нет утечек антифриза, масла и прочих жидкостей. Если выявлена проблема в результате осмотра, ее необходимо устранить;
- Выберите правильно участок дороги для движения. Лучше, чтобы это была трасса с малым количеством автомобилей и без перепада высот, то есть нужно исключить въезд на склон и со склона. Также нужно минимизировать вероятность попадания в пробку.
Важно: В книге по технической эксплуатации конкретной модели автомобиля может быть рассмотрен вопрос обкатки двигателя. Обязательно ознакомьтесь с советами производителя и соблюдайте их
Специалисты рекомендуют проводить обкатку двигателя автомобиля после замены поршневых колец в течение 1500 километров. Сам процесс обкатки должен проходить, в среднем, на 2500 оборотах, лучше выполнять его на третьей передачи. Данный рекомендации позволят оптимизировать процесс “притирки” колец к поршню и цилиндру.
Первые 300 километров лучше преодолеть за один заезд. Идеально для притирки подойдет загородная трасса
Следующее 1200 километров нужно пройти в том же режиме, но не важно за какое число поездок, то есть эксплуатация может вестись в комфортном и привычном для водителя графике
Важно: После прохождения 1500 километров нужно обязательно заменить масляный фильтр и масло. (178 голос., средний: 4,55 из 5)
(178 голос., средний: 4,55 из 5)
Советы и рекомендации
Информация, которая приведена ниже, будет полезна тем, кто делает капремонт двигателя своими руками или принимает непосредственное участие в этом процессе.
Перед первым запуском и во время обкатки нужно повышенное внимание уделять состоянию АКБ
Учтите, во время первого запуска провернуть коленвал труднее всего, так что аккумулятор должен быть нормально заряжен.
Следует принять некоторые меры предосторожности во время заливки масла и установки масляного фильтра перед первым запуском
Главной задачей является исключение образования воздушных пробок, чтобы в момент пуска агрегат не испытывал масляного голодания.
Смазку и другие жидкости нужно заливать строго по уровню. Дело в том, что превышение рекомендуемого объема может привести к появлению течей и другим неисправностям.
После первого запуска давление масла должно прийти в норму за несколько секунд во время работы на ХХ
Запрещается газовать в том случае, если лапочка давления не тухнет. Если давление масла на холостых оборотах низкое, силовой агрегат нужно немедленно глушить.
Затем производится повторный запуск. Если ситуация не меняется, тогда очевидна неисправность. Любые проблемы с подачей масла, воздушные пробки, некорректная работа масляного насоса и другие причины могут привести к необходимости повторно ремонтировать ДВС.
В том случае, если давление смазки на холостых в норме, можно прогреть мотор. С ростом температуры смазочный материал разжижается, давление также должно несколько уменьшиться до определенного показателя. При этом оно не должно падать ниже 0.4-0.8 кг/см2.
Пока двигатель прогревается, нужно внимательно осмотреть силовой агрегат на предмет утечки масла, антифриза и других техжидкостей. Если заметно подтекание, двигатель сразу глушат, после чего проблему следует немедленно локализовать и устранить.
Если давление в системе смазки нормальное, агрегат сухой и работает ровно, тогда рекомендуется также внимательно послушать звук работы двигателя. Никаких посторонних шумов и стуков быть не должно.
Нормальная и устойчивая работа ДВС говорит о том, что можно приступать к обкатке мотора под нагрузкой. Совершите пробную короткую поездку, при этом наблюдая за лампочкой давления масла в системе смазки и температурой ДВС на панели приборов. После 2-3 км. пути остановите автомобиль и снова осмотрите двигатель на предмет подтекания технических жидкостей.
Стабильная работа двигателя и всех его систем укажет на то, что мотор после капремонта готов к дальнейшей обкатке. Для получения наилучших результатов и продления срока службы мотора нужно придерживаться режимов обкатки и соблюдать рекомендации, указанные выше.
Обороты и мотресурс двигателя. Недостатки езды на низких и высоких оборотах. На каком количестве оборотов мотора ездить лучше всего. Советы и рекомендации.
Что значит капремонт двигателя автомобиля, какие работы выполняются. От чего зависит ресурс двигателя до капремонта и как его увеличить. Полезные советы.
Как самому промыть мотор соляркой или керосином перед заменой масла в двигателе. Преимущества и недостатки очистки, особенности промывки двигателя соляркой.
Это интересно: Замена левой опоры двигателя Рено Логан
Гидрокомпенсаторы : что это такое, какую функцию выполняют, неисправности гидрокомпенсатора и симптомы. Ремонт и промывка гидрокомпенсаторов своими руками.
Стук или шум двигателя после замены моторного масла. Чем вызвано повышение уровня шума, масло или неисправность самого мотора. Что делать в такой ситуации.
Для чего необходимо обкатывать новый дизель. Как правильно обкатать машину, основные рекомендации и указания. Сколько километров длится обкатка автомобиля.
Неверная обкатка авто
Непретеревшиеся детали будут отнимать мощность за счет повышения сил трения между неприработанными узлами.
Заливаем качественное моторное масло проверенной компании. Расход масла при обкатке двигателя – приблизительно 1 л на первые 2-3 тысячи пробега. Таковой параметр допускается экспертами.
При заливке масла необходимо знать, что оно не сходу распределяется по всем узлам.
Исходя из этого возможно отмерить необходимое количество, дабы не совершить ошибку, и вылить все в двигатель. Масляный фильтр наряду с этим не рекомендуется смачивать заблаговременно, поскольку этот процесс не содействует стремительному распределению жидкости по системе. Скорее напротив, образуется воздушная пробка, ухудшающая работу мотора.
Предпочтительнее будет вариант с принудительной подачей масла через отверстие, в котором монтируется датчик давления. Дома для данной операции возможно воспользоваться шинным насосом, убрав из него обратный клапан и смонтировав на конец шланги резьбовой переходник.
Грамотная обкатка двигателя после капремонта
Как соблюсти все рекомендации и не пустить прахом труды мастеров по восстановлению силового агрегата при обкатке двигателя после капремонта? Подобными вопросами задаётся, пожалуй, каждый автовладелец, транспортное средство которого отправилось на капитальный ремонт “сердца” автомобиля – его двигателя. В этой статье мы постараемся на них ответить. Дело в том, что после окончания капремонта необходимо некоторое время эксплуатировать машину в так называемом «щадящем режиме». В каждом конкретном случае эти сроки и условия оговариваются отдельно, но есть и ряд общих правил, соблюдать которые не помешает никому.
Правила езды в щадящем режиме
Для обкатки двигателя в процессе эксплуатации руководствуйтесь следующими правилами:
- Не перегружайте силовой агрегат слишком высокими или низкими оборотами, переключайтесь на высшую либо низшую передачу вовремя. Оптимальный диапазон оборотов для бензинового мотора составляет 2800–4000 об/мин.
- Динамичные разгоны полностью исключаются, как и движение на максимальной скорости.
- Преодолевая крутые подъемы, своевременно переходите на низшую передачу.
- Избегайте перевозки тяжелых грузов, не прицепляйте к автомобилю прицеп.
- Не испытывайте возможности машины на бездорожье либо по раскисшим грунтовым дорогам. Если застряли, вызывайте помощь, не буксуйте в грязи.
- Старайтесь объезжать городские пробки. Если попали в таковую и наблюдаете нагрев антифриза, включите салонный отопитель на полную мощность, примите вправо и найдите возможность припарковаться, дабы остудить мотор.
- Самое главное – следите за указателем давления и температуры, не допускайте перегрева силового агрегата. Последствия плачевны и грозят повторным капремонтом.
На обкатываемом авто ежедневно перед выездом проверяйте уровень охлаждающей жидкости и моторного масла. Прогревайте силовой агрегат в течение 2–4 минут, затем начинайте медленное движение на низшей передаче. Следите за температурой в момент выключения двигателя и прислушивайтесь к работе вентилятора – если он запустился, не глушите мотор до остановки крыльчатки.
По истечении срока обкатки моторное масло необходимо сменить вместе с фильтром. Делать промывку не следует – после толковой «капиталки» внутренние поверхности двигателя еще не успели загрязниться. Допускается провести замену смазки дважды – после пробега 1000 и 3000 км, но подобная мера не является обязательной. Производители всегда рекомендуют менять масло на новом автомобиле один раз – по завершении обкатки.
Горячая обкатка двигателя камаз
ГОРЯЧАЯ ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740
Трудоемкость — 300.0 чел. мин После холодной обкатки двигателя всегда производится горячая обкатка двигателя. Приработка двигателя только в режиме «горячей» обкатки осуществляется только после замены менее половины вкладышей коренных или шатунных подшипников или по одному поршневому кольцу не более чем в двух цилиндрах.
12. Проверить параметры подводимых к двигателю энергоносителей. Температура масла, подаваемого в двигатель должна быть не ниже 80+5°С, давление масла — не ниже 0,1 МПа (1 кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода и 0,4—0,55 МПа (4—5,5 кгс/см2) — при частоте вращения 2600 об/мин. Температура воды должна быть 50+5°С. (Стенд для испытания двигателя)
13. Установить скобу останова двигателя в положение выключенной подачи, включить электродвигатель стенда и произвести «горячую» обкатку двигателя по режиму, приведенному в таблице 2. (Стенд) Режимы горячей обкатки двигателя
14. Повторить работы № 4—11
15. Проверить максимальные обороты двигателя, которые должны быть не более 2930 об/мин. (Стенд)
16. Проверить минимальные обороты холостого хода двигателя, которые должны быть не более 600 об/мин. (Стенд)
17. Проверить устойчивость работы двигателя на минимальных оборотах холостого хода и при необходимости отрегулировать минимальные обороты холостого хода вращением регулировочного болта 2 (Рис. 6). При проверке повысить обороты до 1400—1500 об/мин и резко сбросить обороты на минимум. (Ключ гаечный открытый 12 мм, отвертка 8,0 мм)
18. В случае устранения неисправностей, связанных с заменой головки цилиндра или других деталей, замена которых требует снятия головки, после снятия ее для осмотра деталей цилиндро-поршневой группы, а также замены масляного, водяного или топливного вала, картера маховика, передней крышки блока, а также после переборки двигателя без замены агрегатов, узлов и деталей произвести обкатку двигателя в режиме повторных испытаний, режимы которых приведены в таблице 3. (Стенд)
КОНТРОЛЬНАЯ ПРИЕМКА ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740
Трудоемкость — 25,0 чел. мин 19. После обкатки двигатель проходит контрольные испытания и производится его приемка пред-
ставителем ОТК. Режимы контрольных испытаний двигателя приведены в таблице 4. (Стенд)
20. Двигатель считается принятым при условии соблюдения следующих требований:
— двигатель прошел обкатку по заданным режимам, что должно быть подтверждено соответст-
вующими записями в журнале регистрации испытаний;
— двигатель устойчиво работает на режиме холостого хода в пределах 800 об/мин;
— максимальная частота вращения коленчатого вала при работе без нагрузки не превышает
— двигатель останавливается при прекращении подачи топлива (скоба останова должна быть в
положении выключенной подачи);
— работа двигателя при всех нагрузках и частоте вращения коленчатого вала происходит равномерно, без резких стуков и шумов, выделяющихся из общего шума работы двигателя;
— отсутствует течь масла, топлива и воды в соответствующих соединениях систем двигателя;
21. После контрольной переборки, устранения неисправностей, связанных с заменой головки блока цилиндров или других деталей, замена которых требует снятия головки, а также замены масляного и водяного насосов или ТНВД и его привода, шестерен распределения, сальников коленвала, картера маховика и передней крышки, необходимо провести повторную приработку двигателя, режимы которой приведены в таблице 3. (Стенд)
22. Произвести подготовку двигателя к снятию со стенда и снять двигатель со стенда. При этом необходимо выполнить следующие работы:
— отсоединить гибкий шланг подвода воздуха от фильтра к двигателю;
— отсоединить карданный вал балансирного электротормоза стенда от маховика двигателя;
— отсоединить шланги подвода масла от фильтра центробежной очистки масла и от полнопоточного фильтра очистки масла;
— отсоединить трубку слива топлива от форсунок и установить защитную пробку;
— отсоединить от двигателя шланг подвода топлива и трубку отвода топлива (дренажную) от топливного фильтра;
— отсоединить тяги от рычага подачи топлива на ТНВД и рычага останова ТНВД;
— снять датчик начала подачи топлива и присоединить топливную трубку высокого давления 8-ой секции ТНВД;
— отсоединить от двигателя шланг отвода воды;
— открыть защитный кожух со стороны вентилятора двигателя;
— отсоединить от фланцев выпускных коллекторов двигателя выпускные трубы газопровода;
— отсоединить от масляного поддона картера двигателя маслопроводы стенда и завернуть сливные пробки в поддон двигателя;
Варианты обкатки двигателя
Классическую обкатку выполняют в щадящем режиме. Объем работ при капитальном ремонте на этот момент не влияет. Начинать движение нужно плавно, движение на 5 передаче исключено. Необходимо контролировать качество топлива и моторного масла.
Кроме классической обкатки мотора специалисты используют несколько других вариантов:
- Обкатка на стенде с размещением ДВС и выполнением запуска с присоединенным карданным валом. Обороты двигателя фиксируются энкодером и/или тахометром. Программа, используемая при обкатке на стенде, определяет параметры работы электромотора (ведущий мотор), который приводит в движение карданный вал. Продолжительность такой обкатки зависит от выполненных технологических операций в ходе ремонта. Необходимо добиться стабильных оборотов в пределах 600 об/мин. на холостом ходу и отсутствия сбоев в работе ведущего двигателя при нажатии на педаль газа.
- Бесстендовая холодная обкатка подразумевает буксировку автомобиля на 3 скорости с выключенным двигателем. Длительность такой операции обычно составляет 3 часа. Перед обкаткой выполняют заправку технических жидкостей. В технических центрах такой способ специалистами не применяется, однако частные мастера к нему прибегают достаточно часто.
- Горячая обкатка выполняется на неподвижно стоящем автомобиле. В ходе обкатки проверяется качество сборки двигателя после капитального ремонта. Небольшие дефекты установленных на замену изношенным и неисправным деталям устраняют. Такой способ обкатки подходит для выполнения в гараже. Выполняются следующие операции:
- Запускают двигатель с оборотами, как на холостом ходу.
- После 3-минутной работы его выключают и дают отдохнуть 3-4 минуты. Операция повторяется до 15 раз. Выключение ДВС позволяет избежать локального перегрева двигателя.
- После этого мотор запускают так, чтобы он давал 1200 об/мин. Ориентируясь на общее время работы силового агрегата в пределах 50 минут постепенно увеличивают обороты. Однако нельзя переходить рубеж в 50% от возможного максимума.
Не допускается работа двигателя при резком подъеме температуры. В таких случаях мотор выключают и выполняют новый запуск только после снижения температуры. Также нужно проверить уровень технических жидкостей, возможные протечки и компрессию цилиндров. Регулирование зазоров клапанов выполняют после окончания обкатки.
Общие правила
- Запрещается применять торможение двигателем, тормозить или ускоряться.
- Нельзя буксировать прицеп или другой автомобиль, перевозить большие грузы.
- Не следует ездить с одинаковыми оборотами и одной скоростью.
- Запрещается движение на низких оборотах.
Не следует допускать большую нагрузку для двигателя, нагрузки должны быть небольшими, увеличиваться медленно. В период обкатки нежелательно позволять двигателю долго работать в холостом режиме, кроме случаев прогрева, холостой ход в этом случае для мотора является тяжелым режимом.
После 1-й тысячи км надо в обязательном порядке заменить масло в двигателе и фильтр. Присадки, добавки при этом не допускаются. Рассмотрим более подробно обкатку мотора после проведения ремонта. Двигатель требует, чтобы все узлы и детали притерлись между собой.
Притирка касается для восстановленных двигателей цилиндро-поршневой группы, коленвала и шатунов, газораспределительного механизма. Обкатывать двигатель придется не менее 3000 км. Если ремонт был только на распредвале и головке блока цилиндров, то хватит обкатки 1000 км. Наиболее популярным капитальным ремонтом стал вариант с полным восстановлением двигателя, поэтому будем рассматривать именно его.
- Перед началом движения двигатель следует прогреть на холостом ходу, далее прогревать его при движении до рабочей температуры.
- Лучше заранее запланировать маршрут таким образом, чтобы дорожное покрытие было ровным без больших спусков и подъемов. Желательно, чтобы в автомобиле находился только водитель.
- При движении запрещается применять торможение двигателем, резко тормозить или ускоряться, не допускать рывков.
- Не рекомендуется разгоняться быстрее 60 км в час, а также увеличивать обороты двигателя более 2500 оборотов.
- Нельзя допускать движения в натяг, а также частого движения на малых скоростях вращения двигателя около 1000 оборотов.
- Нельзя допускать езду с монотонной нагрузкой на двигатель. Другими словами, не рекомендуется двигаться одной передаче долгое время. Лучше плавно изменять нагрузки, иногда ускоряясь и притормаживая, но при этом необходимо правильно подбирать передачу коробки, чтобы двигатель функционировал в интервале средних скоростей.
Такой способ дает возможность поршневым кольцам найти свое место в канавках поршней, и образуется зеркало цилиндров. Даже наилучшая тщательная полировка не способна идеально выровнять все шероховатости, которые удаляются только обкаткой.
Общепринятая норма обкатки 3000 км является наименьшей. Полная качественная притирка деталей на большинстве двигателей заканчивается к 10 тысячам километров. И весь этот промежуток тоже рекомендуется выполнять условия обкатки, но менее строго. Только после полной обкатки, и прохождения указанного периода мотор можно подвергать нагрузке, плавно и медленно увеличивая ее от средних величин до высоких значений, и далее до наибольших.
Для чего производится обкатка мотора
Обкатывать двигатель после капитального ремонта нужно для равномерной притирки трущихся поверхностей. Несмотря на то, что современные материалы и способы обработки позволяют получать поверхности без задиров, трущиеся детали имеют некоторую шероховатость. В большей части это касается цилиндропоршневой группы. Так, отремонтированный блок цилиндров и новые поршни имеют отклонения в размерах и поверхностные дефекты.
Обкатка позволяет:
- отрегулировать сопряжение деталей и сократить износ;
- минимизировать деформации;
- стабилизировать расход масла;
- проконтролировать результат капремонта.
Во время работы ДВС выделяется большое количество тепла. Так, днище поршня от взаимодействия с горючей смесью нагревается до 300℃. Охлаждение детали происходит через компрессионные кольца. Соприкасаясь со стенками цилиндра, поршневые кольца сбрасывают тепло, которое уходит вместе со смазкой.
При длительной работе поршневые кольца притираются к стенкам цилиндра. После капремонта «связь» пропадает. Именно поэтому повторно ставить б/у кольца нельзя: они были «заточены» под другие габариты цилиндра и не пригодны для дальнейшей работы.
Отказ от проведения обкатки приводит к плохой теплопередаче поршня к цилиндру. В свою очередь это вызывает перегрев поршня, детонацию, деформацию поршневых колец или обгорание всей детали.
Замена масла после капремонта двигателя
Масло для обкатки двигателя заливают после капремонта перед первым пуском. Для экономии до первой замены оптимально заливать полусинтетику, подходящую по допуску.
Есть мнение, что после первых запусков смазка загрязняется стружкой от мехобработки и продуктами износа, поэтом масло необходимо менять через 1000 — 2000 км. На практике, хорошая моторная смазка может пройти 4000 — 7000 км. Чтобы знать наверняка, проверяйте уровень и качество смазки раз в неделю.
На скорость загрязнения масла влияет и качество капремонта. Механическая обработка деталей на современном оборудовании, выполненная умелым мастером с соблюдением зазоров и допусков, не даёт сильной притирки. Очистка и продувка мотора после ремонта избавляет от основной грязи, которая засоряет смазку.
Обкатка двигателя после капитального ремонта
1. Зачем обкатывать двигатель после капремонта 2. Какие типы обкатки существуют 3. Холодная обкатка с использованием стендового оборудования 4. Бесстендовая обкатка 5. Горячая обкатка 6. Естественная обкатка мотора 7. Что не рекомендуется делать при обкатке
Чтобы сохранить неизменными ресурсы двигателя, только изготовленного или прошедшего капитальный ремонт, нужна его обкатка. Длится она около трех тысяч километров пробега после первого запуска и сопровождается высоким трением и нагреванием, поэтому нужно соблюдать определенный режим и использовать специально подобранные антизадирные средства.
Дело в том, что поверхность деталей после ремонта имеет множество неровностей, даже если технология соблюдается на 100%. Они не видны невооруженным взглядом, но обнаруживаются под микроскопом. Во время обкатки происходит притирка неровностей, они сталкиваются друг с другом и сглаживаются.
Зачем обкатывать двигатель после капремонта
Основная цель обкатки — притереть друг к другу новые детали (поршни, цилиндры, клапаны), которые имеют шероховатости, тем самым предотвратив потерю производительности двигателя. Она актуальна, когда, например, производится замена колец, трущихся о гильзу.
Если провести обкатку неправильно, могут появиться сложности с запуском, увеличится расход топлива, станет возможным попадание моторного масла в воздухоочиститель.
При сильной нагрузке на двигатель элементы перегреваются и расширяются. Поэтому обкатывать автомобиль следует в щадящем режиме, не допуская высоких скоростей и резкого торможения. Дорожное покрытие должно быть нормального качества, езда по бездорожью не рекомендуется
Перед первым запуском важно проверить затяжку болтов и креплений, а также наличие масла, охлаждающей и тормозной жидкости. После 500 километров пробега моторное масло с фильтром заменяют
Какие типы обкатки существуют?
Производят с использованием специального стендового оборудования, что позволяет полностью контролировать процесс. Разнообразные неточности в работе и самые мелкие неисправности могут быть обнаружены практически сразу после запуска, потому что все показатели работы мотора учитываются компьютером, а сам стенд запрограммирован на необходимый режим работы.
2. Бесстендовая холодная
Этот вид обкатки имитирует предыдущую. Ее достоинство — быстрота. Автомобиль передвигают на буксировочном тросе в течение пары часов. Такая обкатка не позволяет точно предсказать последствия ремонта, ведь точный учет всех показателей не ведется. Судить об ее эффективности можно по косвенным признакам: улучшению динамики, легкости запуска автомобиля, стабильной работе на холостом ходу.
Один из самых популярных способов. Проводится при использовании чередующихся режимов и интервалов времени, обязательно на холостых оборотах. В перерывах между этапами двигатель должен полностью остыть.
Весьма доступный способ для большинства водителей. Такой тип обкатки представляет собой самостоятельное вождение в соответствии со строго заданными ограничениями, которые нужно соблюдать в течение первых 2-3 тысяч километров пробега.