Единая система газоснабжения России
«Газпром» располагает крупнейшей в мире газотранспортной системой. Ее основная часть входит в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России. ЕСГ представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа в европейской части России и Западной Сибири. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.
Основные активы и проекты Группы «Газпром» в транспортировке и подземном хранении газа
Увеличенная фотография (JPG, 1,3 МБ)
Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки, ЕСГ обладает существенным запасом надежности и способна обеспечивать бесперебойные поставки газа даже при пиковых сезонных нагрузках.
Газовые артерии Бованенковского месторождения
Увеличенная фотография (JPG, 5 МБ)
Также Группа «Газпром» владеет магистральными газопроводами в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России: «Сила Сибири», «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», «Соболево — Петропавловск-Камчатский».
Общая протяженность газотранспортной системы на территории России составляет 176,8 тыс. км. В транспортировке газа используются 254 компрессорные станции с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов 46,8 тыс. МВт.
Компрессорная станция «Атаманская»
Увеличенная фотография (JPG, 5,4 МБ)
Общие сведения о ГТД
Принцип функционирования общий для всех ГТД и заключается в трансформации энергии сжатого нагретого воздуха в механическую работу вала газовой турбины. Воздух, попадая в направляющий аппарат и компрессор, сжимается и в таком виде попадает в камеру сгорания, где производится впрыскивание топлива и поджег рабочей смеси. Газы, образовавшиеся в результате сгорания, под высоким давлением проходят сквозь турбину и вращают ее лопатки. Часть энергии вращения расходуется на вращение вала компрессора, но большая часть энергии сжатого газа преобразуется в полезную механическую работу вращения вала турбины. Среди всех двигателей внутреннего сгорания (ДВС), газотурбинные установки обладают наибольшей мощностью: до 6 кВт/кг.
Работают ГТД на большинстве видов диспергированного топлива, чем выгодно отличаются от прочих ДВС.
Задача импортозамещения решена
М55Р — важнейший элемент в составе главной энергетической установки кораблей проекта 22350. На каждом фрегате монтируется два агрегата — по одному на каждый борт. Электропитание обеспечивает дизель-генератор АДГ-1000НК разработки ООО «Уральский дизель-моторный завод» (Екатеринбург). Все материалы и комплектующие, использованные в М55Р, исключительно российского производства.
Создание ДГТА велось в кооперации с ведущими российскими предприятиями. В проектировке изделия рыбинским инженерам помогали специалисты Северного проектно-конструкторского бюро (Санкт-Петербург).
Также по теме
От торпед до беспилотников: какая техника представлена на военно-морском салоне в Петербурге
Ведущие российские оборонные предприятия представили широкий спектр перспективных и современных образцов техники на Международном…
Редуктор М55Р был изготовлен на ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург), локальные системы управления — в АО «Концерн «НПО «Аврора» (Санкт-Петербург).
В 2023 году М55Р получит цифрового двойника. По информации ОДК, это позволит управлять жизненным циклом силовой установки, повысит надёжность и коммерческую привлекательность российских морских двигателей.
«Цифровизация сокращает сроки и стоимость проектирования силовых установок, в том числе линейки морских газотурбинных двигателей нового поколения, помогает достичь расчётных характеристик, минимизирует затраты на изготовление опытных образцов, а также испытания и доводку двигателей», — цитирует пресс-служба ОДК генерального конструктора корпорации Юрия Шмотина.
Мощность М55Р составляет 27,5 тыс. л. с. при КПД 36,8%. Как отмечают в ОДК, по своим характеристикам ДГТА не уступает зарубежным аналогам. Как сообщил в декабре 2020 года генеральный конструктор «ОДК-Сатурн» Роман Храмин, ДГТА является одним из самых передовых и надёжных агрегатов.
«Самое важное, что освоено серийное производство составных частей газотурбинного агрегата. Освоены дизель, редуктор, двигатель и все компоненты этой системы, в том числе электронная, топливная аппаратура», — цитирует Храмина пресс-служба Торгово-промышленной палаты Ярославской области.
- Испытания дизель-газотурбинного агрегата М55Р
По словам Мураховского, М55Р отличается от украинского образца увеличенным эксплуатационным ресурсом, более эффективной топливной системой и повышенным коэффициентом полезного действия.
«После разрыва Киевом военно-технических отношений с Россией нам пришлось в сжатые сроки создать испытательный стенд и подготовить производственную площадку. В итоге российский двигатель получился более совершенным. Он в лучшую сторону отличается по материалам, КПД, техническим и эксплуатационным характеристикам», — пояснил Мураховский.
Также по теме
«Проект такого масштаба реализуется впервые»: чем уникальны модернизированные противолодочные корабли ВМФ
Впервые после модернизации фрегат проекта 1155 «Маршал Шапошников» провёл стрельбы из нового оружия, сообщает Минобороны РФ. На…
Как отмечал в 2017 году президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями деловых кругов Ярославской области, на момент прекращения поставок украинских газотурбинных агрегатов Россия не имела научно-производственного фундамента для удовлетворения потребностей флота в двигателестроительных изделиях.
Тем не менее, с точки зрения главы государства, задача импортозамещения данной продукции была решена быстро, уверенно и с высоким качеством.
«Мы создали фактически новую научную школу и новую отрасль по морскому двигателестроению, чего в России раньше никогда не было, мы всё покупали на Украине. Но не было бы счастья, да несчастье помогло», — заявил Путин.
Дмитрий Корнев констатирует, что разрыв военно-технического сотрудничества, на который пошёл официальный Киев, на несколько лет затормозил кораблестроительные программы РФ. «Не будем лукавить: сроки сдачи кораблей ВМФ тогда поползли вправо, и это относилось не только к фрегатам 22350», — сказал Корнев.
Однако, как считает эксперт, «время расставило всё по своим местам» и теперь ключевое значение для промышленности и ВМФ имеет то обстоятельство, что М55Р является исключительно российской разработкой, обеспечивающей полную технологическую независимость от Украины и Запада, где выпускаются морские агрегаты такого же класса.
Объемы транспортировки
Поступление газа в ГТС «Газпрома» на территории России и объем газа, использованный на собственные технологические нужды ГТС, млрд куб. м
За год, закончившийся 31 декабря | |||||
---|---|---|---|---|---|
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Поступление в газотранспортную систему (ГТС) | 622,6 | 672,1 | 693,1 | 679,0 | 625,0 |
Собственные технологические нужды ГТС | 32,0 | 37,5 | 40,1 | 38,0 | 33,5 |
Оказание для ПАО «Газпром» услуг по транспортировке газа по территории сопредельных государств, млрд куб. м
За год, закончившийся 31 декабря |
|||||
---|---|---|---|---|---|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Через газоизмерительную станцию «Иматра» (для поставки в Финляндию) |
2,5 |
2,4 |
2,6 |
2,5 |
1,6 |
Через Украину |
82,2 |
93,5 |
86,8 |
89,6 |
55,9 |
Через Литву |
2,2 |
2,4 |
2,6 |
2,5 |
2,4 |
Через Латвию |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
— |
Через Эстонию |
1,7 |
1,2 |
1,4 |
1,5 |
— |
Через Молдову |
18,5 |
20,2 |
18,1 |
10,2 |
0,9 |
Через Казахстан |
27,7 |
32,7 |
33,2 |
21,6 |
22,5 |
Газотурбинный двигатель UGT 15000 Зоря — Машпроект
Трехвальный ГТД Компрессоры – осевые, КНД -9 ступеней, КВД — 10 ступеней. Камера сгорания – трубчато-кольцевая, противоточная, 16 трубная Турбины компрессоров – осевые, одноступенчатые. Силовая турбина – осевая, 3 и 4 ступени Запуск – раскруткой ротора ТКНД двумя электростартерами переменного тока длительной мощностью по 30 кВт каждый
В условиях по ISO 2314
Двигатель | UGT15000 ДБ90 |
Мощность ГТД, кВт | 10500 |
КПД ГТД, % | 36,0 |
Удельный расход топливного газа (Hu = 8555 ккал/нм³), нм³/(кВт ч) | 0,279 |
Суммарная степень повышения давления в компрессорах | 19,0 |
Расход газа на выходе из ГТД, кг/с | 36,0 |
Температура газа на выходе из ГТД, оС | 490 |
Частота вращения силовой турбины, об/мин | 4800 |
На основе этого двигателя завод «Зоря-Машпроект» выпускает следующие энергоустановки:
Простого цикла
Тип установки | Мощность, kBт | КПД (ISO), % | Расход топлива | Выхлопные газы | ||
газа, м 3 /ч | жидкого, кг/ч | расход, кг/с | температура, °С | |||
UGT 15 000 | 17 500 | 35,0 | 5020 | 4215 | 72,0 | 414 |
UGT 15 000+ | 20 000 | 36,0 | 5560 | 4680 | 71,0 | 454 |
Когенерационная
Тип установки | Мощность, kВт | КПД электрический, % | КИТ, % | Расход | |||||
электрическая | паровая | водогрейная | паровой | паровой + водогрейный | пара,т/ч | топливного газа, м 3 ч | жидкого топлива, кг/ч | ||
UGT 15000C | 16000 | 19500 | 4390 | 32,5 | 72,1 | 81 | 24,4 | 4940 | 4150 |
Тип установки | Мощность электрическая, кВт | КПД электрический, % | Расход пара, т/ч | Расход топлива | |||
STIG | сухая | STIG | сухая | газа, м 3 /ч | жидкого, кг/ч | ||
UGT 15000S1 | 25 000 | 11 400 | 42,0 | 28,3 | 24,0 | 5980 | 5020 |
Установка типа «Водолей»
Тип установки | Мощность электрическая, кВт | КПД электрический, % | Расход пара, т/ч | Расход топлива | |||
STIG | сухая | STIG | сухая | газа, м 3 /ч | жидкого, кг/ч | ||
UGT 15000S2А | 24 500 | 11 400 | 41,0 | 28,3 | 24,0 | 5960 | 5020 |
Комбинированная парогазовая установка
Тип установки | Количество и тип двигателей | Мощность электрическая, кВт | КПД электрический, % | Расход топлива | |
газа, м 3 /ч | жидкого, кг/ч | ||||
UGT 15 000 CC1 | 1 х UGT15 000 + 1 ПТ | 22 700 | 45,3 | 4 940 | 4 150 |
UGT 15 000 CC2 | 2 х UGT15 000 + 1 ПТ | 45 800 | 45,9 | 9 880 | 8 300 |
Малые ГТД: области применения
Микротурбины применяют в промышленности и быту в качестве автономных источников электроэнергии.
— Мощность микротурбин составляет 30-1000 кВт;
— объем не превышает 4 кубических метра.
Среди преимуществ малых ГТД можно выделить:
— широкий диапазон нагрузок;
— низкая вибрация и уровень шума;
— работа на различных видах топлива;
— небольшие габариты;
— низкий уровень эмиссии выхлопов.
Отрицательные моменты:
— сложность электронной схемы (в стандартном варианте силовая схема выполняется с двойным энергопреобразованием);
— силовая турбина с механизмом поддержания оборотов значительно повышает стоимость и усложняет производство всего агрегата.
На сегодняшний день турбогенераторы не получили такого широкого распространения в России и на постсоветском пространстве, как в странах США и Европы в виду высокой стоимости производства. Однако, по проведенным расчетам, одиночная газотурбинная автономная установка мощностью 100 кВт и КПД 30% может быть использована для энергоснабжения стандартных 80 квартир с газовыми плитами.
Коротенькое видео, использования турбовального двигателя для электрогенератора.
За счет установки абсорбционных холодильников, микротурбина может использоваться в качестве системы кондиционирования и для одновременного охлаждения значительного количества помещений.
Автомобильная промышленность
Малые ГТД продемонстрировали удовлетворительные результаты при проведении дорожных испытаний, однако стоимость автомобиля, за счет сложности элементов конструкции многократно возрастает. ГТД с мощностью 100-1200 л.с. имеют характеристики, подобные бензиновым двигателям, однако в ближайшее время не ожидается массовое производство таких авто. Для решения этих задач необходимо усовершенствовать и удешевить все составляющие части двигателя.
По иному дела обстоят в оборонной промышленности
Военные не обращают внимание на стоимость, для них важнее эксплуатационные характеристики. Военным нужна была мощная, компактная, безотказная силовая установка для танков
И в середине 60-ых годов 20 века к этой проблеме привлекли Сергея Изотова, создателя силовой установки для МИ-2 — ГТД-350. КБ Изотова начало разработку и в итоге создало ГТД-1000 для танка Т-80. Пожалуй это единственный положительный опыт использования ГТД для наземного транспорта. Недостатки использования двигателя на танке — это его прожорливость и привередливость к чистоте проходящего по рабочему тракту воздуху. Внизу представлено короткое видео работы танкового ГТД-1000.
https://youtube.com/watch?v=yjla0e9xTmk
Малая авиация
На сегодняшний день высокая стоимость и низкая надежность поршневых двигателей с мощностью 50-150 кВт не позволяют малой авиации России уверенно расправить крылья. Такие двигатели, как «Rotax» не сертифицированы на территории России, а двигатели «Lycoming», применяемые в сельскохозяйственной авиации имеют заведомо завышенную стоимость. Кроме того, они работают на бензине, который не производится в нашей стране, что дополнительно увеличивает стоимость эксплуатации.
Именно малая авиация, как ни одна другая отрасль нуждается в проектах малых ГТД. Развивая инфраструктуру производства малых турбин, можно с уверенностью говорить о возрождении сельскохозяйственной авиации. За рубежом производством малых ГТД занимается достаточное количество фирм. Сфера применения: частные самолеты и беспилотники. Среди моделей для легких самолетов можно выделить чешские двигателиTJ100A, TP100 и TP180, и американский TPR80.
В России со времен СССР малые и средние ГТД разрабатывались в основном для вертолетов и легких самолетов. Их ресурс составлял от 4 до 8 тыс. часов,
На сегодняшний день для нужд вертолета МИ-2 продолжают выпускаться малые ГТД завода «Климов» такие как: ГТД-350, РД-33,ТВЗ-117ВМА, ТВ-2-117А, ВК-2500ПС-03 и ТВ-7-117В.
Унификация
-
Конструкция ГПА должна быть технологичной, позволяющей в сжатые сроки и без потери качества выполнять монтаж оборудования и его дальнейшее обслуживание. Кроме того, с учетом сложной логистики ряда проектов должно быть минимизировано количество транспортных мест, оптимизированы работы по монтажу, наладке и испытаниям оборудования, выполняемые непосредственно на строительной площадке.
Основной проблемой остается сложность кооперации между различными специализированными предприятиями — изготовителями основных элементов и систем: приводных двигателей, центробежных компрессоров, систем обеспечения ГПА. Так, в случае сбоев в цепочке поставок оборудования или выхода его из строя оперативная замена на изделие другого производителя проблематична или вовсе не представляется возможной. Большой объем работ по сборке и наладке разнотипного оборудования на площадке повышает вероятность нестыковок, увеличивает сроки и стоимость монтажных и пусконаладочных работ (включая привязку ГПА к станционным системам).
Концепция унифицированных ГПА позволяет применить типовые, отработанные решения, обеспечить максимальную заводскую готовность и комплектование взаимозаменяемым оборудованием, оптимизировать поставки оборудования, его монтажа и наладки, что в целом положительно сказывается на экономических показателях инвестиционного проекта.
Работы по созданию унифицированных ГПА для объектов «Газпрома» ведутся с 2010 года. При этом было определено, что такое оборудование должно состоять из нескольких блоков, которые, вне зависимости от изготовителя, можно было бы собрать в единый агрегат.
В 2012 году была завершена разработка компоновочных решений и согласовано техническое задание на унифицированный газоперекачивающий агрегат ГПА-16У мощностью 16 МВт. В 2014-м на базе предприятий АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК») изготовлен головной образец ГПА-16У. В качестве объекта для установки агрегата был принят проект реконструкции одного из цехов (КЦ-4) компрессорной станции (КС-15) «Нюксеница» в ООО «Газпром трансгаз Ухта».
В настоящее время на объектах «Газпрома» установлено четыре ГПА-16У, в том числе два агрегата на КС «Атаманская» магистрального газопровода «Сила Сибири» (всего на компрессорных станциях данного проекта будет установлено 26 единиц ГПА-16У).
Закачиваются пусконаладочные работы еще 11 агрегатов на КС «Балашов», КС «Калач» и КС «Петровск».
Опыт, полученный при разработке и доведении до серийного изделия ГПА-16У, используется в актуальном проекте по созданию нового унифицированного ГПА мощностью 16–25 МВт, который реализуется «Газпромом» совместно с АО «ОДК».
Заместитель генерального директора АО «ОДК» — Руководитель дивизиона «Энергетические и промышленные программы» Сергей Михайлов:
«Унифицированный газоперекачивающий агрегат блочно-модульного исполнения УГПА-16(25) — это новая эффективная разработка, создание которой стало возможным благодаря активному сотрудничеству с ПАО „Газпром“. Унифицированный ГПА позволяет применять в его составе различные типы газотурбинных двигателей, включая серии „ПС“, „АЛ“ и „НК“ производства предприятий, входящих в холдинг АО „ОДК“. Для нашей компании унификация является одним из базовых направлений работы по повышению качества и надежности выпускаемого оборудования. Переход на производство типовых, серийных блоков и модулей ГПА позволит сократить издержки заказчика на проектирование и строительство, применить отработанные и проверенные конструкторские решения, обеспечить взаимозаменяемость узлов и систем, а при необходимости — перераспределить поставки комплектующих между объектами».
Увеличенная фотография (JPG, 414,2 КБ)
Почему возникла необходимость создания нового унифицированного агрегата?
ГПА-16У и сейчас остается актуальным для «Газпрома»
Но важно понимать, что решения по унификации, разработанные для этого агрегата, были приняты с учетом возможностей промышленности и доступных технологий по состоянию на 2011–2012 годы. Проект позволил отработать подходы к оптимизации процессов проектирования и повысить качество кооперации отечественных предприятий при изготовлении газоперекачивающей техники
Однако за прошедший период были разработаны и успешно внедрены новые технические решения, технологии автоматизированного управления и цифровизации, использование которых позволяет еще больше повысить эффективность нашего оборудования.
Задача импортозамещения решена
М55Р — важнейший элемент в составе главной энергетической установки кораблей проекта 22350. На каждом фрегате монтируется два агрегата — по одному на каждый борт. Электропитание обеспечивает дизель-генератор АДГ-1000НК разработки ООО «Уральский дизель-моторный завод» (Екатеринбург). Все материалы и комплектующие, использованные в М55Р, исключительно российского производства.
Создание ДГТА велось в кооперации с ведущими российскими предприятиями. В проектировке изделия рыбинским инженерам помогали специалисты Северного проектно-конструкторского бюро (Санкт-Петербург).
Редуктор М55Р был изготовлен на ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург), дизельная установка — в АО «Коломенский завод» (Подмосковье), локальные системы управления — в АО «Концерн «НПО «Аврора» (Санкт-Петербург).
В 2023 году М55Р получит цифрового двойника. По информации ОДК, это позволит управлять жизненным циклом силовой установки, повысит надёжность и коммерческую привлекательность российских морских двигателей.
«Цифровизация сокращает сроки и стоимость проектирования силовых установок, в том числе линейки морских газотурбинных двигателей нового поколения, помогает достичь расчётных характеристик, минимизирует затраты на изготовление опытных образцов, а также испытания и доводку двигателей», — цитирует пресс-служба ОДК генерального конструктора корпорации Юрия Шмотина.
Мощность М55Р составляет 27,5 тыс. л. с. при КПД 36,8%. Как отмечают в ОДК, по своим характеристикам ДГТА не уступает зарубежным аналогам. Как сообщил в декабре 2020 года генеральный конструктор «ОДК-Сатурн» Роман Храмин, ДГТА является одним из самых передовых и надёжных агрегатов.
«Самое важное, что освоено серийное производство составных частей газотурбинного агрегата. Освоены дизель, редуктор, двигатель и все компоненты этой системы, в том числе электронная, топливная аппаратура», — цитирует Храмина пресс-служба Торгово-промышленной палаты Ярославской области.
- Испытания дизель-газотурбинного агрегата М55Р
- АО «Объединённая двигателестроительная корпорация»
По словам Мураховского, М55Р отличается от украинского образца увеличенным эксплуатационным ресурсом, более эффективной топливной системой и повышенным коэффициентом полезного действия.
«После разрыва Киевом военно-технических отношений с Россией нам пришлось в сжатые сроки создать испытательный стенд и подготовить производственную площадку. В итоге российский двигатель получился более совершенным. Он в лучшую сторону отличается по материалам, КПД, техническим и эксплуатационным характеристикам», — пояснил Мураховский.
Как отмечал в 2017 году президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями деловых кругов Ярославской области, на момент прекращения поставок украинских газотурбинных агрегатов Россия не имела научно-производственного фундамента для удовлетворения потребностей флота в двигателестроительных изделиях.
Тем не менее, с точки зрения главы государства, задача импортозамещения данной продукции была решена быстро, уверенно и с высоким качеством.
«Мы создали фактически новую научную школу и новую отрасль по морскому двигателестроению, чего в России раньше никогда не было, мы всё покупали на Украине. Но не было бы счастья, да несчастье помогло», — заявил Путин.
Дмитрий Корнев констатирует, что разрыв военно-технического сотрудничества, на который пошёл официальный Киев, на несколько лет затормозил кораблестроительные программы РФ. «Не будем лукавить: сроки сдачи кораблей ВМФ тогда поползли вправо, и это относилось не только к фрегатам 22350», — сказал Корнев.
Однако, как считает эксперт, «время расставило всё по своим местам» и теперь ключевое значение для промышленности и ВМФ имеет то обстоятельство, что М55Р является исключительно российской разработкой, обеспечивающей полную технологическую независимость от Украины и Запада, где выпускаются морские агрегаты такого же класса.
Проблемы разработки малых ТГД
При уменьшении размера ГТД происходит уменьшение КПД и удельной мощности по сравнению с обычными турбореактивными двигателями. При этом удельная величина расхода топлива так же возрастает; ухудшаются аэродинамические характеристики проточных участков турбины и компрессора, снижается КПД этих элементов. В камере сгорания, в результате уменьшения расхода воздуха, снижается коэффициент полноты сгорания ТВС.
Снижение КПД узлов ГТД при уменьшении его габаритов приводит к уменьшению КПД всего агрегата
Поэтому, при модернизации модели, конструкторы уделяют особое внимание увеличению КПД отдельно взятых элементов, вплоть до 1%.. Для сравнения: при увеличении КПД компрессора с 85% до 86%, КПД турбины возрастает с 80% до 81%, а общий КПД двигателя увеличивается сразу на 1,7%
Это говорит о том, что при фиксированном расходе топлива, удельная мощность увеличится на ту же величину.
Для сравнения: при увеличении КПД компрессора с 85% до 86%, КПД турбины возрастает с 80% до 81%, а общий КПД двигателя увеличивается сразу на 1,7%. Это говорит о том, что при фиксированном расходе топлива, удельная мощность увеличится на ту же величину.