ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое)
ПРОТОКОЛ № испытаний тепловоза по измерению содержаний ВВ в ОГДата испытаний ____________________________________________________________ Тип испытаний _____________________________________________________________ Тип и номер тепловоза ______________________________________________________ Модель и номер дизеля ______________________________________________________ Тип и марка газоанализатора _________________________________________________ Подтверждение равномерности потока газов ____________________________________ Расстояние от конца зонда до конца трубы (патрубка) ____________________________ Результаты тарировок по образцовым смесям газоанализаторов на: NOx ____________________________________________________ СО _____________________________________________________ CnHm ___________________________________________________ |
Таблица В.1
Номер режима |
Характеристика режима работы |
Результаты измерений |
Среднеарифметическое значение |
Примечание |
||||||
Позиция контроллера |
Частота вращения, n, мин-1 |
Мощность Рe, кВт |
, г/н × м3 (%, об) |
ССO, г/н × м3 (%, об) |
, г/н × м3 (%, об) |
, г/н × м3 (%, об) |
ССO, г/н × м3 (%, об) |
, г/н × м3 (%, об) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
2а |
||||||||||
Предельно допустимое содержание
Испытания провел __________________________________________________________
должность, личная подпись, расшифровка подписи
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (рекомендуемое)
ПРОТОКОЛ № испытаний тепловоза по измерению дымности ОГДата испытаний ____________________________________________________________ Тип испытаний _____________________________________________________________ Тип и номер тепловоза ______________________________________________________ Модель и номер дизеля ______________________________________________________ Тип и марка дымомера ______________________________________________________ Подтверждение равномерности потока газов ____________________________________ Расстояние от конца зонда до конца трубы (патрубка) ____________________________ Результат тарировки дымомера _______________________________________________ |
Таблица Г.1
Номер режима |
Характеристика режима работы |
Значение параметра дымности |
Условия проведения испытаний |
|||||||
Позиция контроллера |
Частота вращения n, мин-1 |
Расход газов Qог, м3/ч |
Измеренное значение |
Измеренное среднеарифметическое значение |
Приведенное среднеарифметическое значение |
Атмосферное давление Ра, мм рт.ст. |
Температура окружающего воздуха ta, °C |
Значение коэффициента F |
Значение коэффициента приведения А |
|
Nизм, % |
Nизм.ср, % |
Nприв.ср, % |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
5.1 Периодичность определения и подготовка к измерениям
5.1.1 ИзмерениявыбросоввредныхвеществидымностиОГновых (послепостройки) тепловозов
следуетпроводитьприихквалификационных, приемо-сдаточных, типовыхипериодическихиспытаниях.
ИзмерениявыбросоввредныхвеществидымностиОГпритиповыхиспытанияхпроводятпри
измененииконструкцииагрегатов, узловисистемтепловозовитехнологическогопроцессаихизготовления, влияющихнаколичествовыбросоввредныхвеществидымностьОГ.
5.1.2
ОпределениевыбросоввредныхвеществидымностиОГдолжнопроводитьсянережеодногоразавгод. Периодичностьпроведенияконтроляустанавливаютвтехническихусловиях (ТУ) натепловозыконкретныхсерий.
5.1.3 ОпределениевыбросоввредныхвеществидымностиОГэксплуатируемыхтепловозовследуеттакжепроводитьпослеремонтаагрегатов, узловисистемтепловозов (топливнаяаппаратура, турбокомпрессор, цилиндропоршневаягруппаидр.), влияющихнавыбросоввредных
веществидымностьОГ.
5.1.4
Тепловозы, предназначенныедляконтролявыбросоввредныхвеществидымностиОГ, должныбытьвполнойтехническойисправности, которуюопределяютприихреостатныхиспытаниях.
5.1.5
ПрииспытанияхпоопределениювыбросоввредныхвеществидымностиОГ
тепловозыдолжныработатьнадизельномтопливепоГОСТ 305-82, ГОСТР 52368-2005исмазочныхматериалах, указанныхв
ТУнадизели.
5.1.6
Испытанияпроводятссоблюдениемрегулировоксистемтепловозовиузловдизелей, указанныхвТУнатепловозыконкретныхсерийинадизели.
5.3 Средства и условия проведения измерений
5.3.1 Испытательныйтепловозныйстенд (реостат) долженбытьдополнительнооборудовангазоанализаторами, дымомером, газоотборнымзондомиустройствамипробоподготовки, отвечающими
следующимтребованиям
—
газоанализаторыдолжныбытьизготовленывсоответствиистребованиямиГОСТР 50759-95, атакжедолжныучитыватьселективностьиспользуемогометодаприизмеренияхсодержанияВВвсложных
газовыхсмесях;
—
дымомердолженработатьпометодупросвечиваниястолбаОГопределеннойдлиныииметь
линейнуюизмерительнуюшкалукоэффициентаослаблениясветовогопотокаN, %;
—
газоотборныйзондиустройствапробоподготовки, подлежащиесамостоятельнойпоставке, должнысоответствоватьтребованиямизмерительныхприборовконкретныхтипов, применяемыхприиспытаниях.
Примечание-Допускаетсяприменениедругихизмерительныхприборов, обеспечивающихпроведениеизмеренийспогрешностью, указаннойв .
Условияотборапроб, газоотборныйзонд, газоанализаторыидымомертакжедолжнысоответствоватьтребованиям, приведеннымвприложенииА.
5.3.2
Средстваизмерений, используемыеприпроведениииспытаний, должныобеспечивать
погрешностьизмерения, указаннуюв ,
ибытьповеренывсоответствиистребованиямиправилпо
метрологии .
5.3.3
Конструкциейвыхлопнойсистемытепловозовнаучасткеотдизелядоместаустановкигазо-отборногозондадолжнабытьисключенавозможностьутечкигазов.
5.3.4
Испытательныйтепловозныйстенд (реостат), принеобходимости, долженбытьдополнительнооборудованэлектро- итрубопроводами, обеспечивающимиподводэлектроэнергии, сжатого
воздухаиводыксредствамизмеренийпо .
5.3.5 АтмосферныеусловияприиспытанияхтепловозовпоопределениюдымностиОГоцениваюткоэффициентоматмосферныхусловийF, определяемымпоформуле
(2) |
где
tа-температураокружающейсредывовремяпроведенияиспытаний, °С;
ра-атмосферноедавлениевовремяпроведенияиспытаний, ммрт.ст.
5.3.6 ЕсливовремяизмеренийзначениекоэффициентаатмосферныхусловийFвыходитза
пределыдиапазона 0,98 ≤F≤1,02, тоизмеренныезначениядымностиОГдолжныбытьприведеныкследующиматмосфернымусловиямра = 750 ммрт.ст. (Ра =100 кПа) иta= 27 °С (Та = 300 К) поформуле
Nприв = NизмА |
(3) |
гдеNпривиNизм-соответственноприведенныеиизмеренныезначениядымностиОГ;
А-коэффициентприведения, вычисляемыйпоформуле
А = -22,94+48,97F+25,02F2 |
(4) |
5.3.7 ДиаграммазависимостикоэффициентаатмосферныхусловийFот атмосферногодавления
раитемпературыокружающейсредыta, атакжетаблицазначенийкоэффициентаприведенияАвзависимостиоткоэффициентаатмосферныхусловийFприведеныв.
5.3.8 ЕслибазадымомераL, м, оптическоготипа, используемогоприиспытаниях, отличаетсяот 0,43 м, тоизмеренныйпараметрдымностиNL, %, долженбытьприведенкпоказаниямшкалыдымомера
N0,43 состандартнойбазой 0,43 поформуле
(5) |
для настоящих любителей техники
Определение дымности выхлопа дизельных двигателей
Отдельные нормы, касающиеся проверки дымности выхлопа дизельных двигателей, вступили в силу задолго до ввода в действие норм, касающихся контроля содержания в отработавших газах газообразных токсичных веществ. Все существующие методы контроля дымности тесно связаны с используемым оборудованием. Вот о том, как происходит определение дымности выхлопа дизельных двигателей, мы и поговорим в этой статье.
- Оптический метод (измерение непрозрачности или потемнения отработавших газов) основан на определении ослабления светового потока при просвечивании отработавших газов (см рис «Дымомер оптического типа (абсобционный метод)» );
- При использовании фильтрационного метода (измерение отраженного света) определенное количество отработавших газов пропускается через фильтрующий элемент. Степень почернения фильтра характеризует содержание сажи в отработавших газах (см. рис. «Дымометр (фильтрационный метод)» ).
Определение дымности выхлопа дизельных двигателей проводится только при работе двигателя под нагрузкой, поскольку только в этом режиме двигатель производит значительное количество твердых частиц. Здесь наиболее распространены два разных метода проведения испытаний:
- Измерение при полностью открытой дроссельной заслонке, например, на стенде с беговыми барабанами или ином стенде под нагрузкой, создаваемой тормозами автомобиля:
- Измерение при неограниченном ускорении, при резком открытии дроссельной заслонки и нагруженном двигателе (рис. «График изменения дымности выхлопа при резком открытии дроссельной заслонки» ).
Так как результаты измерений дымности выхлопа варьируются в зависимости от метода проведения испытаний и нагрузки, сравнить их напрямую нельзя.
3 Термины и определения
Внастоящемстандартепримененыследующиетерминыссоответствующимиопределениями
3.1 окисловазотаCNOxОбъемнаядоляокисловазотавсухихотработавшихгазах (ОГ).
3.2 окисиуглеродаССООбъемнаядоляокисиуглеродавсухихОГ.
3.3 углеводородовССnНmОбъемнаядоляуглеводородоввовлажныхОГ.
3.4 коэффициентослаблениясветовогопотока N(дымностъ)Степеньослаблениясветового потокавследствиепоглощенияирассеиваниясветаОГприпрохожденииимирабочейтрубыдымомера.
3.5 стандартнаябазадымомераLТолщинаоптическиоднородногослояОГ, эквивалентного поослаблениюсветовогопотокатемжеОГ, заполняющимрабочуюдлинудымомеравусловияхизмерения, равная 0,43 м.
Знак утверждения типа
наносится на табличку дымомеров и титульный лист паспорта типографским способом. Комплектность средства измерений
Таблица 4 — Комплектность средства измерений
Наименование |
Кол-во |
Измерительный блок |
1 шт |
Пульт управления с кабелем |
1 шт |
Проботборный шланг |
1 шт 1) |
Проботборный шланг высокотемпературный |
по заказу |
Пробоотборный обогреваемый шланг |
по заказу |
Пробоотборный зонд для горизонтально расположенной выпускной системы |
1 шт1) |
Наименование |
Кол-во |
Пробоотборный зонд для вертикально расположенной выпускной системы |
1 шт1) |
Пробоотборный зонд для горизонтально расположенной выпускной системы высокотемпературный |
по заказу |
Пробоотборный зонд для вертикально расположенной выпускной системы высокотемпературный |
по заказу |
Пробоотборный зонд для коллекторного подключения к выхлопной системе |
по заказу |
Пробоотборное устройство |
по заказу |
Холодильник |
по заказу |
Светофильтр контрольный |
1 шт |
Кабель питания 220 В |
1 шт |
Кабель питания 12 В |
1 шт |
Адаптер на (9-36)/12 В |
по заказу |
Датчик температуры масла2) |
1 шт. |
Датчик частоты вращения коленчатого вала2) |
1 шт. |
Адаптер ВИОД-А |
по заказу |
Комплект ЗИП- фильтр вентилятора |
1 шт |
Диск или иной носитель информации с ПО для подключения дымомера к ПК |
по заказу |
Кабель для связи с ПК |
по заказу |
Руководство по эксплуатации, совмещенное с паспортом ВЕРА.415311.000 РЭ |
1 экз. |
Методика поверки МП-ТМС-035/20 |
1 экз. |
1) По согласованию с заказчиком может не входить в комплект поставки 2) Поставляется в зависимости от модификации |
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Условия измерений
2.1.1. Выпускная система автомобиля не должна иметь неплотностей, вызывающих утечку отработавших газов и подсос воздуха.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.2. Перед испытаниями двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.1.3. На автомобилях с механической коробкой передач измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач. На автомобилях с автоматической коробкой передач измерение проводят при установке избирателя скорости на нейтральное положение.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.4. Устройство для пуска холодного двигателя должно быть отключено.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
2.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.2.1. Дымность должна измеряться приборами, работающими на принципе просвечивания отработавших газов и отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.
2.2.2. Подготовку, обслуживание и использование дымомера следует проводить в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на дымомер. Дымомер должен быть поверен.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2.3. Конструкция пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов. Рекомендуемые требования к пробоотборной системе изложены в приложении 4.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
2.3. Проведение измерений
2.3.1 Испытания автомобилей на режиме свободного ускорения должны проводиться по следующей процедуре:
— при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной частоте вращения быстрым, но не резким, нажатием до упора на педаль управления подачей топлива топливным насосом высокого давления (далее — педаль) устанавливают максимальный расход топлива и его поддерживают до достижения максимальной частоты вращения и включения регулятора. Затем отпускают педаль до установления минимальной частоты вращения. Этот процесс повторяют не менее шести раз;
— при каждом последующем свободном ускорении фиксируют максимальную дымность до получения устойчивых значений. Измеренные величины считаются устойчивыми, если четыре последовательных значения располагаются в зоне шириной 0,25 м-1 и не образуют убывающей последовательности;
— за результат измерения принимают среднее арифметическое результатов четырех измерений.
2.3.2. Дымность на режиме максимальной частоты вращения проверяют не позднее, чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения. Для этого необходимо нажать до упора педаль и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения. Дымность измеряют не ранее, чем через 10 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6 % по шкале N. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям дымности.
2.3.3. Измерение дымности у автомобилей с раздельной выпускной системой следует проводить в каждой из выпускных труб отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению.
2.3.4. Результаты измерений рекомендуется занести в карточку, указанную в приложении 3.
2.3.1 — 2.3.4 (Измененная редакция, Изм. № 2).
2.3.5. Колебание стрелки прибора не должно превышать ± 3 % от всей шкалы прибора. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям.
2.3.6. Результаты измерений следует занести в карточку, указанную в приложении 3.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Проверка работы цилиндра
Одним из самых быстрых и лёгких проверок является проверка отключения цилиндра. При работающем двигателе по очереди отключите линию впрыска для каждого цилиндра. Если двигатель снижает обороты или звук меняется (даже на мгновение), то это значит, что нет проблем в цилиндре.
Если при отключении линии впрыска цилиндра не меняется звук работы, то вы точно будете знать, что цилиндр работает неправильно, и вероятнее всего в цилиндре имеются проблемы.
Если двигатель стучит, этот тест также может помочь идентифицировать проблему:
- Если шум работы снижается, когда линия впрыска глушится, то вероятнее всего проблема с инжектором или инжекторным насосом. Время впрыска в цилиндр может быть неправильным, и это вызывает стук.
- Если шум меняется, но не полностью исчезает, то это может быть проблема с пальцем поршня или, возможно, поршень просто забит. С забитым поршнем звук не исчезает, но обычно меняется (давление на поршень меняется и звук соответственно меняется).
- Если шум не изменится, или не исчезнет, проблема заключается в жёстком механическом контакте. (т. е. поршень бьётся головой и т. д.)
Условия отбора проб. Требования к газоотборному зонду, газоанализаторам и дымомеру
А.1 Условия отбора проб ОГ должны соответствовать требованиям,
предусматриваемым используемыми методами измерений и изложенным в инструкциях
по обслуживанию и эксплуатации применяемых средств измерений.
А.2 Система отбора и
подготовки проб газа должна обеспечивать нормальную работу газоанализаторов и
дымомера в течение всей продолжительности измерений. Запаздывание показаний
газоанализаторов, подключенных к системе пробоотбора, не должно превышать 60 с.
А.3 Газоотборный зонд следует располагать по оси выпускной трубы
тепловоза на расстоянии не менее 300 мм до ее среза перед выходом ОГ в
атмосферу. Проходные сечения газоотборного зонда и газоподводящей трубки газоанализаторов и дымомера должны быть
достаточными для обеспечения их нормальной работы на любом режиме испытаний.
А.4 Газоотборный зонд должен быть установлен в неразделенном
потоке ОГ выхлопной трубы или дополнительного патрубка тепловоза. При
невозможности такой установки зонда допускается устанавливать его по очереди в
каждую разделенную часть потока ОГ с последующим определением
среднеарифметического значения содержания ВВ или дымности ОГ.
А.5 В случае
невозможности установки газоотборного зонда по оси выхлопного патрубка
тепловоза подтверждение достаточной равномерности газового потока в точке
установки зонда должно проводиться при смещении конца зонда от оси выхлопной
трубы (патрубка) в пределах 1/2 ее радиуса. При этом погрешность измерений не
должна превышать значения, установленного в 5.2.2.
При смещении зонда относительно оси выхлопного патрубка должна
быть обеспечена равномерность газового потока, что должно быть отмечено в протоколе
испытаний.
А.6 Конструкцией,
материалами и температурным режимом газоотборного зонда и газоподводящей трубки
должна быть исключена возможность изменения химического состава отбираемого
газа в процессе пробоотбора по причине газообразования, конденсации или подсоса
воздуха.
Газоподводящая трубка
должна быть изготовлена из нержавеющей стали или тефлона. Длина газоподводящей
трубки не должна превышать 5 м. Газоподводящая трубка должна быть герметичной.
Использование газоподводящей трубки длиной более 5 м подлежит
согласованию с природоохранными
органами и открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и
конструкторско-технологический институт подвижного состава», г. Коломна.
А.7 В составе
газоанализаторов должны быть самопишущие или показывающие устройства, шкалы
которых должны быть градуированы в объемных долях, %, или массовых
концентрациях, г/м3, измеряемого ВВ.
А.8 Измеряемым
компонентом газоанализатора окислов азота должна быть сумма всех окислов азота,
кроме закиси N2O, выраженная через
эквивалентную объемную долю или массовую концентрацию окислов вида NOx.
А.9 Газоанализаторы и
дымомер должны обеспечивать измерение концентраций компонентов и параметра
дымности ОГ при значениях по 4.3 — 4.5.
А.10 Газоанализаторы
должны быть снабжены комплектом эксплуатационной документации и запасом
образцов газовых смесей. В комплект
эксплуатационной документации каждого
газоанализатора должны входить:
— паспорт газоанализатора;
— действующее свидетельство о
метрологической поверке;
— паспорта образцов газовых смесей.
Дымомер должен быть снабжен эксплуатационной документацией и
действующим свидетельством об аттестации.
А.11 Число образцов
газовых смесей должно быть не менее одного для каждого поддиапазона измерения.
Образцы газовых смесей должны содержать измеряемый компонент с содержанием,
соответствующим (95 ± 5) % каждого конечного предела измерений, и с
погрешностью измерений не более ±2,0 %.
А.12 Температура пробы
ОГ тепловозов в месте отбора должна быть в пределах от 100 °С до 200 °С и должна сохраняться до входа в
измерительный прибор.
5.5 Проведение измерений
5.5.1 Режимыиспытанийтепловозовприизмеренияхсодержаниявыбросоввредныхвеществи дымностиОГприработеихдизелейнаустановившихсярежимахпотепловознымхарактеристикамприведенывтаблице 3.
Таблица 3
Режимиспытанийтепловозов |
Тепловозыс 16-позиционнымконтроллером |
Тепловозыс 9-позиционнымконтроллером |
||
Нагружение |
Позиция |
Нагружение |
Позиция |
|
1 |
Нулевое (холостойход) |
Нулевое (холостойход) |
||
2 |
Частичное |
VIII |
Частичное |
IV |
3 |
Полное |
XV |
Полное |
VIII |
Примечания 1 2 Длятепловозов, неимеющихвозможностинагружениянареостат (сгидропередачей, пооснымрегулированиемэлектродвигателей, сТЭДпеременноготокаит.д.) измерениясодержаниявыбросоввредныхвеществи дымностиОГпроводятнарежиме 1 (холостойход). |
5.5.2 ПрипроведенииизмеренийсодержаниявыбросоввредныхвеществидымностиОГчастота
вращенияколенчатоговаладизеляимощность (длятепловозовсэлектропередачей) тепловозовдолжнысоответствоватьтребованиямТУнатепловозыконкретныхсерийприработенарежимах 2 и 3 (частичноеиполноенагружение).
5.5.3
Газоанализаторыследуетпрогретьипровестиградуировкупообразцовымгазовымсмесям
всоответствиисинструкциямипредприятий-изготовителейгазоанализаторов.
Дымомерследуетпрогретьипровестиградуировкувсоответствиисинструкциейпоэксплуатации
предприятия-изготовителя.
5.5.4 Отсчетпоказанийгазоанализаторовидымомераследуетпроводитьнакаждомрежимене
менеетрехразсинтерваламиводнуминуту, причемпервыйотсчетследуетпроводитьнеранеечем
черездвеминутыпослеустановлениятемпературногосостояниядизелянарежимеиспытаний.
5.5.5 Результатытрехотсчетовнедолжныотличатьсядруготдругаболеечемна 10 %, впротивномслучаеследуетотрегулироватьизмерительныеприборы. Зарезультатизмеренийпринимаютсреднеарифметическоезначениетрехотсчетов.
Дымометры Мета
Компания Мета – это целый комплекс, куда входят лаборатории, заводы, диагностические центры, учебные заведения и прочее. Измерительные приборы Мета получили высокую оценку и экспертов, благодаря надежности, высокой эффективности и безопасности.
Мета предлагает несколько разновидностей дымометров, прежде всего они делятся на две группы – портативные и стендовые. Дымомметры предлагаемые Мета могут производить измерения не только выхлопных газов от автомобилей, но и морских судов, машин сельскохозяйственного назначения, тепловозов.
Основное преимущество дымометров Мета – это высокая точность показаний. В тоже время дымометры для дизельных двигателей отличаются безопасностью и простотой в эксплуатации.
— Стендовые дымометры Мета оснащены пультом управления, данные отображаются на его дисплее;
— Портативные дымометры позволяют производить измерения на безопасном расстоянии, благодаря наличию телескопической ручки.
Разновидности дымометров Мета.
Портативные дыфмометры
Дымометр Мета 01 МП 01 – данный прибор предназначен для измерения дымности отработанных газов в автомобилях, в которых установлен дизельный двигатель.
Оборудование автоматически позволяет вычислить дымность, контролировать давление и температуру в канале. Аппарат имеет телескопическую ручку, благодаря которой измерения можно производить на безопасном расстоянии. Питание автономное.
Дымометр Мета-01МП0.01ЛТК обладает теми же качествами что и дымометр Мета 01 МП 01, но еще он может распечатать результаты на принтере.
Дымометр Мета-01МП0.2Т может не только производить измерения, но и фиксировать их в памяти с дальнейшим выводом протокола, где будут указываться не только данные по выхлопным газам, но и дата, время, государственный номер технического средства.
Стендовые дымометры
Дымометр Мета-01МП0.43 используются для измерения дымности в тракторах и прочих транспортных средствах, в которых установлен дизельный двигатель. Характеризуется высокой точностью показаний. В памяти аппарата хранится до 40 измерений с датой и временем.
Дымометр Мета-01МП0.43 позволяет произвести измерения, и в дельнейшем вывести данные на печатное устройство.
Средство контроля
В основе принципа работы наиболее распространённых технических средств обнаружения пожара (дымовых извещателей) лежит определение величины оптической плотности газовоздушной среды, содержащей продукты горения или потока оптического излучения, рассеянного этой средой.
Дым пламенных пожаров в основном состоит из частиц углерода почти сферической формы, размер такой «сферы» гораздо меньше длины волны света. Исследования проводились для трёх длин волн 450, 630, 1000 нм. Со временем дым происходит образование более крупных частиц из-за слипания мелких. Приборы-сигнализаторы ионизационного типа могут реагировать на только что образовавшийся дым с мелкими частицами, приборы выдающие сигнал по рассеиванию или поглощению света на частицах не будут реагировать, пока размеры частиц не будут того же порядка, что и длина волны.
С аспираторами
В СССР в 60е годы использовался автоматический корабельный сигнализатор дыма АКСД-57 в котором контролируемый воздух поочерёдно отсасывался вентиляторами из помещений судна. При пожаре дым попадающий в дымомер, вызывал срабатывание сигнализации. Вариант конструкции подобной установки состоял из приёмных труб диаметров 15…32 мм, прокладываемых на пост контроля задымлённости воздуха, в котором установлены непрерывно работающие вентиляторы. Снабженные раструбами приёмные отростки труб располагались под потолком защищаемых помещений. На станции контроля задымлённости трубы соединялись внутри аппарата с раструбами, срезы которых освещались электролампой. Свет от лампы проходил через призму и линзу, устанавливаемые в нижней части каждого раструба. Горизонтальная переборка не давала напрямую свету лампы проникать в область контроля задымлённости. Камера контроля задымлённости имела прозрачное стекло, остальные ограждающие поверхности были окрашены в чёрный цвет. До тех пор, пока из помещений засасывается чистый воздух, лучи света остаются невидимыми. При поступлении дыма в раструб, его частицы (размером 10−2…10−3 мм) окажутся в потоке света и будут производить впечатление выходящего из раструба пламени. Возможна была установка внутрь фотоэлемента, который автоматически обнаруживал рассеянный дымом свет.
В 1970е годы в Australian Post Office потребовались пожарные извещатели для компьютерных залов, телефонных станций и кабельных туннелей. Для исследований в качестве средства измерения применили нефелометр, ранее использовавшийся для изучения шлейфов дымов от лестных пожаров. Ни один из предлагаемых на рынке извещателей не был признан подходящим для применения в данной области. Наилучшие результаты показывал сам нефелометр. Но для применения в качестве извещателя он требовал доработки. Аспирационный дымовой извещатель, разработанный на основе нефелометра, стал производится в 1979 году.
В настоящее время ряд аспирационных пожарных извещателей для снижения вероятности ложных сигналов использует систему фильтров для очистки контролируемой воздушной среды от пыли. Фильтр установлен перед оптической камерой обнаружения дыма. Затем для предотвращения загрязнения оптических поверхностей, обеспечения стабильности калибровки и длительного срока службы на второй ступени очистки добавляется чистый воздух. Следующий фильтр установлен перед измерительной камерой, в которой происходит распознавание наличия дыма.
Точечные
Современные конструкции большинства точечных дымовых пожарных извещателей используют закрытые оптические системы. Это необходимо для защиты приёмника рассеянного частицами дыма светового потока от внешних источников света. При этом полностью закрытой она быть не может, так как продукты горения в виде частиц дыма не попадут. В оптических системах извещателей используются специальных перегородки (лабиринты), которые защищают приёмник светового излучения от внешних источников света и дают возможность потокам частиц дыма попасть в измерительную область приёмника-передатчика.
Линейные
В 1929 году в Нью-Йорке демонстрировался запуск системы газового пожаротушения при попадании дыма от горящего бензина в пространство между источником и приёмником ультрафиолетового излучения.
5.4 Методы измерений
5.4.1 ДляизмерениясодержанияокисловазотаNOx(NO + NО2)вОГтепловозовиспользуют метод, основанныйнапреобразованиилюминесцентногоизлучения, значениеинтенсивностикоторого
связаносконцентрациейанализируемоговещества.
ДляизмерениясодержанияокисловазотавОГтепловозовтакжеиспользуютметоды, основанные
наопределенииколичестваNOиликоличестваегоокислениядоNО2, споследующейкалориметрией илинапримененииультрафиолетовогоизлучения, атакжедругиекалориметрическиеметоды.
5.4.2
ДляизмерениясодержанияокисиуглеродаСОвОГтепловозовиспользуютметод, основанныйнаизмерениипоглощенияэнергиивинфракраснойобластиспектра, чтодаетвозможностьпроведенияизбирательногоанализагазов, излучениявопределенной, свойственнойему, областиспектра.
5.4.3.
ДляизмерениясодержанияуглеводородовCnHm(попропануС3Н8) вОГ тепловозовиспользуютметодоптико-абсорбционногоанализагазов, основанныйнаизмерениипоглощенияинфракраснойэнергииизлучения, степеньпоглощениякоторойзависитотконцентрациианализируемого
компонентавгазовойсмеси. Этообусловливаетвозможностьпроведенияизбирательногоанализа
газов.
5.4.4.
ДляизмерениядымностиОГтепловозовиспользуютметод, основанныйнапоглощении
лучасветаприпропусканииегочерезчастьпотокагазов. Приэтомизмеряюткоэффициентослабления
световогопотока N.
5.4.5
ДопускаетсяиспользованиедругихметодовизмеренийвыбросоввредныхвеществидымностиОГ, позволяющихпроводитьизмерениясуказаннойвпогрешностьюиобеспечениемселективностиВВвсложныхгазовыхсмесях.