Технические жидкости

Пусковые жидкости

Эксплуатационные свойства пусковых жидкостей:

—        должны иметь хорошую испаряемость при низких температурах;

—        быстрая воспламеняемость от искры или самовоспламеняемость от сжатия;

—        высокие антикоррозионные и противоизносные свойства;

—        низкая температура застывания;

—        стабильность при длительном хранении.

Для карбюраторных двигателей применяется пусковая жидкость «Арктика», а для дизельных двигателей – диэтиловый эфир, жидкость НАМИ и «Холод Д-40».

Жидкости «Арктика» и НАМИ впрыскиваются во впускной трубопровод с помощью приспособления 5ПП-40 или ДПП-40, Диэтиловый эфир подаётся в виде 5-8 капель в воздушную трубу при снятом воздухоочистителе в момент проворачивания вала двигателя, «Холод Д-40» впрыскивается в камеру сгорания с помощью специального приспособления.

Применять пусковую жидкость марки «Холод Д-40» в карбюраторных двигателях не допускается, так как это приводит к замасливанию свечей зажигания и перебоям в зажигании.
Использование жидкости «Арктика» в дизельных двигателях влечёт за собой повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы дизеля.
Непременным условием применения пусковых жидкостей при низких температурах является применение одновременно зимних марок горючего, загущенных масел и антифризов. В противном случае применение пусковых жидкостей является малоэффективным и может привести к повышенным износам и даже  выходу из строя двигателя.
Специальные жидкости

Амортизаторные жидкости

Амортизаторные жидкости
используют в качестве жидкой среды в телескопических и рычажно-кулачковых
амортизаторах автомобилей и других машин. Работа амортизатора основана на
поглощении кинетической энергии колебания подрессоренных масс при протекании
под давлением жидкости через узкие отверстия из одной полости в другую. Эти
жидкости должны иметь пологую вязкостно-температурную характеристику, низкую температуру
застывания (коротко: замёрзнет –
амортизатор не работает – устойчивость движения и комфортабельность езды
ухудшаются, но главное устойчивость, так как связано с безопасностью
),
необходимую вязкость.

Температура
амортизаторных жидкостей может изменятся от температуры окружающего воздуха,
например, – 50 С в северных районах, до + 120…140 С при
работе. Давление жидкости в амортизаторах достигает 8…12 МПа. Основное
требование к амортизаторным жидкостям – оптимальная вязкость с минимальными
изменениями во всём рабочем диапазоне температур.

АЖ-170 – смесь полиэтилсилоксанов с очищенным нефтяным маслом.
Применяют в интервале температур – 60…+ 130 С, tвспышки = 245 С.

МГП-10 – смесь маловязкого трансформаторного масла и синтетической
полиэтилсилоксановой жидкости, в которую для улучшения эксплуатационных свойств
введены: осернённый кашалотовый жир, полимерная депрессорная, а также
антиокислительная и антипенная присадки. Застывает жидкость при – 40
С, tвспышки= + 150 С, tзастывания = — 40
С.

МГП-12. В состав её входят антиокислительные и противопенные присадки.
Кинематическая вязкость при 50 С 12 мм2,с.

АЖ-12Т – фракция трансформаторного масла, загущена полиэтилсилоксановой
жидкостью с добавлением противоизносной и антиокислительной присадок.
Кинематическая вязкость при
50C 10 мм2/с, tзастывания = — 55
С, что обеспечивает
мягкую работу амортизаторов в любое время года. Это
прозрачная жидкость от светло-жёлтого до светло-коричневого цвета.

Широко используют
заменители амортизаторных жидкостей:

АУ (МГ-22-А) и АУП (МГ-22-Б).
Однако у них высокая температура застывания и неудовлетворительная
вязкостно-температурная характеристика. Их вязкость быстро возрастает при
понижении температуры окружающего воздуха. В связи с этим увеличивается жёсткость
работы амортизаторов.

Смесь турбинного и трансформаторного масел в соотношении примерно
1:1. Однако эта смесь не в полной мере отвечает требованиям, так как имеет
недостаточно хорошую вязкостно-температурную характеристику и высокую температуру
застывания – 30 С.

Охлаждающие жидкости

Эксплуатационные требования к охлаждающим жидкостям:

—         должны обладать высокой теплоёмкостью и теплопроводностью;

—         иметь малый коэффициент объёмного расширения и не вспениваться;

—         иметь высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания;

—         быть термически стабильными, инертными к металлическим и неметаллическим материалам;

—         не образовывать отложений в системе охлаждения;

—         быть не пожароопасными.

При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды находящиеся в ней соли приводят к образовании накипи. В зависимости от содержания растворённых солей вода может быть мягкой (содержание солей до 3 мг-экв в 1л), средней жёсткости (от 3 до 6) и жёсткой (более 6 мг-экв в 1л). Для использования пригодна только мягкая вода и вода средней жёсткости. Для предотвращения образования накипи воду в системе охлаждения меняют как можно реже, используют добавление ингибиторов коррозии, смягчают воду кипячением и перегонкой, а также используют дождевую и талую воду. Для удаления накипи используют хромпик, ингибированную соляную кислоту, каустическую соду (для двигателей с чугунной головкой блока) и другие растворы.

В соответствии с приказом МО РФ 1992 года №65 для применения в системах охлаждения двигателей автомобилей, гусеничных машин и тракторов в качестве основной марки определена охлаждающая жидкость марки 40 (65), а в качестве дублирующих марок – жидкость охлаждающая Тосол А-40 (А-65), Лена-40 (65).

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости по своим свойствам относятся к группе ядовитых технических жидкостей и при обращении с ними необходимо соблюдать меры предосторожности.

У этиленгликолевых жидкостей большой коэффициент объёмного расширения, поэтому при заправке системы охлаждения следует заполнять её на 5  процентов меньше при использовании антифриза марки 40, и  до 8 процентов при использовании антифриза марки 65.

Этиленгликоль практически не испаряется, поэтому в процессе эксплуатации при понижении уровня жидкости в систему охлаждения доливается чистая мягкая вода при прогретом двигателе.

Стандартные жидкости марки 40 содержат 53% этиленгликоля и 47% воды, а марки 65 – соответственно 66  и  34 процентов.

По окончании зимнего периода эксплуатации низкозамерзающие охлаждающие жидкости сливают из системы охлаждения двигателя, за исключением автомобилей КамАЗ, собирают по маркам в тару и сдают на склад горючего воинской части. Хранить антифриз в оцинкованной таре запрещается, так как этиленгликоль взаимодействует с цинком, образуя белый осадок. Качество его при этом снижается.

Что именно скрывается за показателем вязкости?

Существует классификация моторных масел по вязкости, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE). Эта организация выделила 11 классов масел, из которых шесть (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) относятся к зимним. Однако отечественные погодные условия диктуют свои правила игры: не все зимние масла подойдут для российской зимы. Поэтому лучше выбрать моторное масло классов 0W и 5W, которые отличаются наименьшей вязкостью в морозную погоду.

Чтобы оценить минимальную температуру холодного запуска, обычно достаточно отнять 35 от числа перед W в обозначении класса вязкости. Например, при работе двигателя на масле 5W, он заведётся при внешней температуре до  –30°C, а на 0W — в –35°C. Однако это правило работает не всегда, потому что способность стартера провернуть двигатель при низкой температуре также зависит от конкретной марки автомобиля. Ведь разные производители используют стартеры разной мощности. Поэтому перед покупкой зимнего моторного масла всегда стоит свериться с сервисной книжкой, где будет написано, какие классы смазочных материалов производитель рекомендует при разных температурных диапазонах.

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Справочник водителя

Публикация:

   Пусковые жидкости

Читать далее:

   Изменения качества нефтепродуктов при хранении, заправке и применении

Пусковые жидкости

Применение в период пуска двигателей при отрицательных температурах специальных жидкостей, имеющих относительно низкую температуру самовоспламенения, высокое давление насыщенных паров и широкие пределы воспламеняемости, дает возможность значительно снизить предельную температуру возможного пуска и величину минимальных Пусковых частот вращения коленчатого вала как дизелей, так и карбюраторных двигателей.

В нашей стране выпускаются пусковые жидкости «Арктика» (для карбюраторных двигателей) и «Холод Д-40» (для дизелей).

Основным компонентом пусковой жидкости является этиловый эфир. Для обеспечения мягкой работы двигателя его количество в пусковой жидкости ограничивается, а в ее состав вводятся компоненты, обеспечивающие снижение жесткости работы при пуске.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В качестве таких компонентов для дизелей используются изопропилнитрат и смесь низкокипящих углеводородов. При этом вследствие разной температуры самовоспламенения этих компонентов, этилового эфира и дизельного топлива, обеспечивается ступенчатое воспламенение: этиловый эфир — изопропилнитрат — смесь низкокипящих углеводородов — дизельное топливо.

Жидкость для карбюраторных двигателей состоит из этилового эфира и смеси низкокипящих углеводородов, обладающей хорошей испаряемостью и воспламеняемостью.

Для снижения износов двигателя при холодных пусках в пусковую жидкость для дизелей вводят до 10% масла с низкой температурой замерзания, имеющего противоизносные и противозадирные присадки. В пусковой жидкости для карбюраторных двигателей содержание масла обычно пе превышает 2% во Избежание образования масляной пленки на поверхности электродов свечей и отказа их в работе.

Учитывая, что пусковая жидкость очень летуча, для выполнения требований по охране труда водителя и обе-стечению правил противопожарной безопасности она содержится в герметичных сосудах. В нашей стране пусковая жидкость выпускается в капсулах.

Существенное влияние на эффективность пуска двигателя, жесткость его работы и пусковые износы оказывает не только состав пусковой жидкости, но и состояние, в котором она попадает в цилиндры двигателей.

Наиболее целесообразно обеспечивать распиливание пусковой жидкости во впускном трубопроводе двигателя, создавая оптимальные условия для ее испарения и образования однородной смеси с воздухом.

В последнее время широко применяются для облегчения пуска двигателей внутреннего сгорания в холодное . время года пусковые жидкости. Наша промышленность выпускает две марки пусковых жидкостей: «Холод Д-40» для дизельных двигателей и «Арктика» для бензиновых двигателей.

«Холод Д-40» —пусковая жидкость для дизельных двигателей, имеет следующий состав, : этиловый эфир 58—т62, изопропилнитрат 13—17, газовый бензин 13—17 и маловязкое масло 8—12. Основным компонентом пусковой жидкости является этиловый эфир, который обладает низкой температурой самовоспламенения, широкими пределами воспламеняемости и высоким давлением насыщенных паров. Этиловый эфир обеспечивает самовоспламенение рабочей смеси при сравнительно низких температурах (около 200 °C). В целях обеспечения плавного и последовательного воспламенения в состав смеси вводят изопропилнитрат и газовый бензин, которые воспламеняются после этилового эфира, но раньше основного топлива. Для снижения пусковых износов в состав пусковой жидкости добавляют 8— 12 масла.

Жидкость «Холод Д-40» выпускают в запаянных ампулах или в аэрозольной упаковке в металлических баллонах. Жидкость вводят пусковым приспособлением 6ПП-40 во впускной трубопровод дцзеля. Благодаря этому обеспечивается пуск холодного дизеля при температуре окружающего воздуха до —40 ЭС.

«Арктика» применяется в тех случаях, когда использовать предварительный прогрев бензинового двигателя нельзя. Пусковая жидкость имеет следующий состав, % этиловый эфир 45—60, газовый бензин 35—55, инициатор воспламенения — изопропилнитрат — 1,5, масло с противозадирной присадкой—2. Хранится в ампулах или баллонах.

Пусковая смесь вводится во впускной трубопровод двигателя при помощи пускового приспособления 5ПП-40, после чего возможно осуществить пуск холодного двигателя при температурах окружающего воздуха до —40 °C.

Рекламные предложения:

Читать далее: Изменения качества нефтепродуктов при хранении, заправке и применении

Категория:
Справочник водителя

Голые цифры о моторных маслах для зимы

А теперь сравним моторные масла разных классов на примере Quartz Ineo First 0W-30 и Quartz Ineo MC3 5W-30. По индексу вязкости 0W-30 не слишком превосходит 5W-30: 187 против 171. Оба класса подходят для холодного запуска двигателя в –30°C, однако при такой экстремальной температуре их вязкость заметно различается.

Этот график показывает зависимость кинематической вязкости масла от температуры. Если провести вертикальную черту на отметке –30°C, линия 0W-30 пересечёт её в точке 3000 сСт, а линия 5W-30 — на уровне примерно 8000 сСт. Это значит, что моторные масла обоих классов при такой температуре останутся текучими, но масло класса 0W-30 заметно упростит холодный запуск двигателя и будет намного легче прокачиваться через смазочную систему в сильный мороз. При дальнейшем понижении температуры разница в вязкости 5W-30 и 0W-30 будет только возрастать.

Если в приоритете стабильная работа двигателя при экстремально низкой температуре, можно сделать выбор в пользу универсального решения — полнозольного масла Quartz 9000 Energy 0W-30. Или же отдать предпочтение малозольному маслу Quartz Ineo First 0W-30. Благодаря специальному пакету присадок такой смазочный материал отличается от полнозольного масла намного более низким содержанием сульфатной золы, фосфора и серы. Это в первую очередь увеличивает срок службы сажевого фильтра, защищая его от попадания твёрдых несгораемых частиц и образования отложений. Несмотря на разные технологии присадок, эти продукты почти не отличаются друг от друга по низкотемпературному поведению и отлично работают при холодном запуске.

И всё же не стоит ограничивать свой выбор классом 0W-30, если, конечно, вы не собираетесь участвовать в автопробеге по Заполярью. Ведь в средней полосе России столбик термометра редко опускается ниже –20°C. Поэтому такие моторные масла, как Quartz Future NFC 5W-30 и Quartz Ineo MC3 5W-30, легко справятся с зимними холодами.

Подбор масла

Тормозные жидкости

Тормозные жидкости используют в тормозных системах с
гидравлическим и пневмогидравлическим приводом.

Они должны обладать хорошими
вязкостно-температурными и смазывающими свойствами, физической и химической
стабильностью, а так же быть инертными по отношению к металлам, резиновым
деталям гидропривода.

Жидкость в системе
привода обычно имеет температуру окружающего воздуха. Однако в колёсных
тормозных цилиндрах за счёт тепла, выделяемого при трении в тормозных механизмах,
жидкость нагревается. Закипание жидкости не допускается, так как при этом нарушается
главное условие работы привода – несжимаемость жидкости. Пары жидкости уменьшаются
в объёме даже при небольших давлениях и поэтому, передаваемое по гидросистеме
усилие не доходит до рабочих колёсных цилиндров. То же самое происходит при
попадании воздуха в гидропривод. Часть системы вместо несжимаемой жидкости наполняется
легко сжимаемым воздухом и педаль тормоза проваливается.

Ассортимент тормозных жидкостей. Тормозные жидкости выпускают на
основе растительного масла (чаще всего касторового) или гликолей (двухатомных
спиртов).

Касторовое масло имеет
высокие смазывающие свойства и не вызывает набухания или размягчения резины и
изготовленных из неё уплотнительных деталей. Однако высокая вязкость и
относительно высокая температура застывания (– 16 С) исключает
использование касторового масла в чистом виде. Поэтому тормозные жидкости
готовят смешением касторового масла со спиртами – изопентанол, бутанол, этанол.
Попадание воды в такие смеси приводит к снижению концентрации спирта, что
вызывает расслоение жидкости. Такие смеси имеют низкую температуру застывания,
однако уже при – 20 С происходит интенсивная кристаллизация составляющих
касторового масла. Поэтому касторовые тормозные жидкости при температурах ниже
– 20 С применять не рекомендуется.

Жидкости на основе
гликолей и этилкарбитола по многим свойствам превосходят спиртокасторовые
смеси. Они имеют хорошие низкотемпературные свойства (не замерзают при – 60
С), низкую испаряемость и высокую температуру вспышки. Все эти смеси нейтральны
по отношению к резиновым немаслостойким деталям, так что могут применяться в
тормозной системе автомобилей с обычными резиновыми уплотнителями. Эти жидкости
нельзя смешивать со спиртокасторовыми жидкостями, так как происходит выпадение
касторового масла. Применение жидкостей на основе гликолей и этилкарбитола
обеспечивает работу гидравлического привода при температурах окружающего
воздуха + 50…–50 С. Все эти
жидкости токсичны.

«Нева» – тормозная жидкость на основе 51…59 % этилкарбитола, 31…34
% диолов, 5 % эфиров и 13,5 % смесей гликолей и полигликолей, а также
вязкостная и противокоррозионная присадки. Имеет цвет от светло-жёлтого до
жёлтого, прозрачная. Она рекомендуется для легковых автомобилей. tкипения = 190…195
С, tприменения
= +50…–50 С. Плотность при 20 С 1012…1015 кг/м3.
Жидкость
огнеопасна, при попадании на кожу вызывает дерматит.

«Томь» – состоит из этилкарбитола, боратов, загущающих, антикоррозионных
и противоизносных присадок. Имеет цвет от светло-жёлтого до жёлтого.

tкипения = 205…220 С, tприменения = + 50…–50 С. При tокружающего воздуха ниже – 40

С допускается добавка до 20 % этилового спирта.

«Роса» – тормозная жидкость на основе боросодерожащих олигомеров
алкиленоксидов, в которую введены антиокислительная и антикоррозионная
присадки. tкипения
= 260 С, tприменения
= + 50…–50 С. Имеет цвет от
светло-жёлтого

до светло-коричневого. Жидкость «Роса ДОТ-4» превосходит «Росу»
по эксплуатационным свойствам.

БСК – смесь равных частей касторового масла и бутанола (50х50%),
окрашена в оранжево-красный цвет. В автомобилях ВАЗ не применяется. Рекомендуется
использовать в зонах умеренного климата не ниже – 20 С из-за
кристаллизации касторового масла, которая уже начинается при – 5 С.
tкипения =
115 С. Плотность при 20 С 890…9000 кг/м3. Жидкость
обладает хорошими смазывающими свойствами, не вызывает большого набухания или
размягчения уплотнительных деталей тормозной системы.

АСК – смесь равных частей касторового масла и с изопентенолом.

ЭСК – смесь равных частей касторового масла и с этанолом. Жидкости
АСК и ЭСК рекомендуется использовать в том же температурном диапазоне, что и
жидкость БСК. Эти жидкости могут давать при высоких температурах паровые
пробки, так как имеют низкую температуру кипения (этанол кипит при 78
С).

ГТЖ-22 – жидкость на основе двухатомных спиртов.

ГТЖ-22 – так же жидкость на основе двухатомных спиртов с антикоррозионной
и противоизносной присадками. Эти жидкости имеют зелёный цвет, застывают при
температуре не выше – 65 С., ядовиты.

Охлаждающие жидкости

Часть тепла,
выделяющегося в процессе сгорания топлива в двигателе, идёт на нагревание
деталей двигателя. При этом из-за очень высоких температур стенок камеры
сгорания теряется мощность двигателя, так как ухудшается наполнение цилиндров.
Кроме того, ухудшаются условия смазывания, появляется детонация, калильное
зажигание, усиленное нагаро- и лакообразование, повышенное трение и изнашивание
деталей и т.д. Чтобы предотвратить перегрев деталей, их охлаждают. Система
охлаждения двигателя в зависимости от его быстроходности и мощности отводит
15…35 % теплоты, образующейся при сгорании топлива. В бензиновых и газовых
двигателях доля отводимой теплоты больше, чем в дизелях. Система охлаждения
может быть воздушной или жидкостной. Наибольшее распространение на
автомобильных двигателях получили жидкостные системы охлаждения.

В двигателях внутреннего
сгорания в блоке и головке блока цилиндров между двойными стенками находится
рубашка системы охлаждения, заполняемая жидкостью. Охлаждающая жидкость отводит
тепло от стенок и отдаёт тепло воздуху, проходящему через радиатор. При этом
охлаждающая жидкость циркулирует в замкнутом пространстве системы охлаждения,
нагреваясь в блоке и головке цилиндров и охлаждаясь в радиаторе. Для обеспечения
нормальной работы двигателя охлаждающая жидкость должна удовлетворять определённым
требованиям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Химия движения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: