Самые распространённые причины перегрева двигателя и способы их устранения.
Забит радиатор.
Радиатор — это основной компонент системы охлаждения, который предназначен для отвода тепла. Он может быть забит как снаружи, в этом случае про его чистку, у нас на сайте есть отдельная статья, так и изнутри.
Пример радиатора, забитого грязью снаружи:
Такой радиатор можно продуть на сервисе или помыть на мойке.
Пример радиатора забитого внутри:
Как правило, изнутри, радиаторы забивает при езде на воде, или при неисправности системы охлаждения.
Чистка радиатора выполняется после снятия радиатора, посредством промывания его обратным потоком или при помощи специальной химии, про это у нас тоже есть отдельная статья.
Если промыть радиатор изнутри невозможно его меняют.
Способ устранения неисправности — продувка радиатора снаружи и промывка изнутри.
Неисправен электровентилятор охлаждения.
Большую часть времени, тепло отводится от радиатора охлаждения, посредством набегающего потока воздуха. При малой скорости движения, или при стоянках автомобиля с работающим двигателем, потока набегающего воздуха не хватает. В этом случае, в работу включается электровентилятор системы охлаждения. Он имеет мощность порядка 80-150 Вт. и обеспечивает движение большого количества воздуха через радиатор.
Наиболее распространенные причины отказа — перегорание предохранителя, отказ реле, износ подшипников и заклинивание электродвигателя.
Способ устранения неисправности — проверка электрической цепи, при отказе электродвигателя вентилятора замена его на новый или контрактный.
Заклинил термостат.
Термостат является основным компонентом, задающим рабочую температуру двигателя.
Работа термостата, основанна на изменении объема воска при плавлении. В зависимости от объёма воска и характеристик пружин задается его рабочая температура.
Вследствие естественного износа возможно заклинивание термостата в закрытом положении или его неполное открытие.
Как итог — в большом круге системы охлаждения будет недостаточная циркуляция, и двигатель будет перегреваться.
Способ устранения неисправности — замена термостата новым. Перед заменой термостат желательно сварить делается это вот так:
Неисправна помпа (водяной насос).
Помпа — это компонент системы охлаждения, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости. Вследствие износа крыльчатки из-за кавитации помпа теряет эффективность. Вот так выглядит изношенная крыльчатка:
Также помпа может заклинить — в этом случае вы услышите противный писк ремня, износиться в подшипниках — в этом случае вы увидите бегущую охлаждающую жидкость и болтающийся шкив помпы.
В любом случае помпа теряет эффективность и перестает перекачивать по системе охлаждающую жидкость.
Способ устранения неисправности — замена помпы на новую.
Воздушные пробки в системе охлаждения.
В современных автомобилях система охлаждения работает на температурах больше 100 градусов. Благодаря этому достигается лучшая топливная экономичность. К несчастью, у работы двигателя на повышенных температурах есть одна особенность — повышенная кавитационная нагрузка. Кавитация — это образование пузырьков газа в жидкости. Сама по себе кавитация не опасна, но она изнашивает помпу и препятствует циркуляции жидкости.
Для того чтобы снизить образование пузырьков газа в системе охлаждения применяют повышенное давление. Основной элемент, задающий максимальное рабочее давление — пробка расширительного бачка.
Как правило, её клапан закисает в открытом положении, вследствие этого, снижается температура кипения, и антифриз периодически выплескивается из расширительного бачка.
Способ устранения неисправности — замена пробки расширительного бачка на новую.
Также часто воздушные пробки образуются по причине неисправности прокладки ГБЦ, но про это у нас есть отдельная статья, повторяться не будем.
Неправильная регулировка зажигания.
Все видели, как разогреваются выпускные коллектора при позднем зажигании:
Занятно, что при очень раннем зажигании, будет перегреваться весь двигатель. Эта неисправность стоит последний в списке, так как карбюраторных двигателей, где регулировка зажигания осуществлялась вручную, практически не осталось, а на современном инжекторном двигателе такой перегрев просто невозможен, так как зажигание устанавливается блоком управления двигателем.
Способ устранения неисправности — регулировка момента опережения зажигания.
Если водитель перегрел двигатель: последствия для мотора
Как правило, специалисты выделяют несколько вариантов перегрева двигателя:
- слабый или локальный;
- перегрев мотора средней тяжести
- сильный перегрев, повлекший поломку и/или заклинивание ДВС;
В разных случаях последствия будут зависеть от того, какая степень перегрева была допущена. Если температура повышена, но не дошла до критической отметки и водитель своевременно заметил проблему и быстро заглушил агрегат, тогда высока вероятность того, что мотор останется в исправном состоянии.
Как правило, в этом случае перичиной становится сбой в работе вентилятора, ухудшение производительности помпы, подклинивание термостата.
В том случае, когда перед остановкой перегретый двигатель работал и не заклинил, тогда такой перегрев можно отнести к среднему. Однако если из-под капота виден пар, температура ДВС на шкале приборов поднялась до красной зоны, тогда последствия могут быть куда серьезнее.
Речь идет не только о прогаре прокладки ГБЦ, но и о разрушении поршневых колец, оплавлении поршней, деформации привалочной плоскости головки блока цилиндров (головку «повело»), появлении трещин в корпусе головки, на тарелках клапанов и т.д.
Внезапная остановка мотора является признаком критического перегрева. В этой ситуации агрегат может просто заглохнуть в результате повреждения его деталей и узлов. Также силовая установка может заклинить, что проявляется в виде резкого удара и прекращения работы ДВС.
Последствия такого перегрева разрушительные, происходит оплавление и прогар поршней, расплавленный материал стекает на стенки цилиндров. Моторное масло перегревается и коксуется, нагруженные пары трения разрушаются, на коленчатом валу расплавляются шатунные и коренные вкладыши. В ряде случаев коленвал может сломаться, поршни могут пробить стенку блока цилиндров и т.п.
Как видно, в последнем случае восстанавливать такой мотор обычно бывает нецелесообразно с экономической точки зрения. Получается, сильно перегретый и разрушенный двигатель требует полной замены на новый или контрактный силовой агрегат.
Как прогревается двигатель
Каждый исправный агрегат имеет разное время прогрева. На него влияют:
- степень форсирования;
- тип мотора: дизель или бензин;
- состояние системы охлаждения;
- работа печки;
- качество тосола или антифриза;
- рабочая нагрузка;
- температура воздуха снаружи;
- тип и вязкость моторного масла.
Особенности масла редко учитываются, однако специалисты считают, что это необходимо. Различные присадки для уменьшения трения и базовая основа, синтетическая или полусинтетическая, влияют на показатели в диапазоне 5–7 градусов. Таким образом, быстрее будет нагреваться мотор на более жидком синтетическом масле.
Стрелка температуры двигателя не поднимается зачастую из-за неисправностей термостата. Именно с этого агрегата всегда начинается проверка системы, если мотор долго прогревается до рабочей температуры.
Последствия перегрева двигателя
Если двигатель автомобиля перегрелся, это чревато целым рядом проблем. Мастера в сервисах обычно называют называют разные виды перегрева:
- Слабый или местный
- Перегрев средней тяжести
- Сильный перегрев, вследствие которого произошло заклинивание двигателя
Когда закипел двигатель, последствия бывают довольно ощутимыми. Так, если градус антифриза повышается, но автовладелец успел это заметить, не допустив превышения отметок, когда ситуация становится критической, есть шанс спасти двигатель. Для этого достаточно заглушить мотор.
При среднем перегреве, если мотор не успел заклинить, ему также не наносится ощутимый вред.
При серьезном перегреве могут проявиться следующие проблемы:
- Прогар прокладки ГБЦ
- Разрушение колец поршня
- Оплавка поршней
- Деформация привалочной плоскости головки блока цилиндров
- Появление трещин, которые сгруппируются в корпусе головки цилиндра
- Трещины на тарелках клапанов
Поломок на этом фоне может быть довольно много, включая расплавку вкладышей — как шатунных, так и коренных.
Основные причины перегрева
Исходя из изложенного, можно понять, что внешним фактором перегрева двигателя может стать именно отсутствие воздушного потока. То есть длительное простаивание в пробке с заведенным мотором, особенно в летней время, движение на малых скоростях при повышенных оборотах могут привести повышению температуры двигателя.
Видео: Перегрев двигателя, причины перегрева.
Но это только одна из причин. Значительно чаще происходит такая проблема из-за технической неисправности или появления определенных нарушений в системе охлаждения. Так, виной несоблюдения температурного режима может стать:
- водяной насос;
- термостат;
- радиатор;
- трубопроводы;
- вентилятор радиатора;
- датчик температуры.
Насос и термостат
Водяной насос (помпа) является одним из основных элементов системы, поскольку этот узел обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. В целом помпа обладает сравнительно простой конструкцией, поэтому ломается она редко. Единственной причиной перегрева, виновником которой является исключительно насос, является повреждение его крыльчатки, что опять же – редкостное явление.
Часто оказывается, что привод этого насоса становится причиной нарушения теплового режима. Теоретически это так – привод поврежден или сильно прослаблен, а значит, и в движение насос приводить он не сможет. Но на практике все несколько иначе.
Самой распространенной компоновкой двигателя является та, в которой помпа приводится от ремня ГРМ. И если он оборвется, то мотор уж точно не перегреется, поскольку работать он не сможет при такой поломке.
Также в некоторых установках помпа работает от приводного ремня дополнительного оборудования. И если он сильно провиснет или порвется, то водитель выявит это еще до того, как мотор перегреется по отказавшим элементам, которые приводит в действие этот ремень – ГУР, кондиционеру, генератору. Так что привод, по сути, можно исключить из причин повышения температуры.
Единственное на некоторых авто используется насос с электроприводом. Вот здесь уже отказ или поломка помпы запросто может стать причиной нарушения температурного режима.
Но насос может стать косвенным виновником перегрева. В случае повреждения сальника, используемого в конструкции, корпус помпы начнет пропускать жидкость. Если не следить за мотором, то постепенно уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) сильно упадет и ее будет просто не хватать, чтобы выполнять свою функцию.
Термостат обеспечивает разделение всей системы охлаждения на два круга – большой и малый. По сути, он является клапаном, который перенаправляет жидкость по требуемому кругу в зависимости от температуры мотора.
Если же этот клапан заклинит в положении, при котором ОЖ циркулирует по малому кругу, то она просто не будет поступать на радиатор для отвода тепла, поэтому двигатель очень быстро перегреется.
Примечательно, что при заклинивании термостата, при котором жидкость движется только по большому кругу, двигатель наоборот – не сможет выйти на требуемую температуру.
Причины перегрева двигателя и способы решения проблемы
Радиатор и трубопроводы, вентилятор, датчик
Радиатор является теплообменником и от него во многом зависит соблюдение температурного режима. Но если он сильно засорен внутри отложениями или же соты его сильно закупорены пылью, грязью, насекомыми и т. д., то этот элемент не сможет эффективно отдавать тепло окружающей среде.
Трубопроводы становятся причиной перегрева в случае их повреждения или отсутствия герметичности в местах соединения. Из-за этого появляются утечки ОЖ, падение которой ниже нормы приведет к прекращению нормального выполнения своей функции системой.
Неработающий вентилятор радиатора становить виновником достаточно часто. Он используется в конструкции для создания принудительного потока воздуха на радиатор, чтобы «сбить» температуру, если она поднялась выше нормы. Но в случае, когда вентилятор не сработает, температура будет продолжать повышаться.
Что касается датчика, то он может стать причиной проблемы в случае поломки, из-за чего его информация не будет соответствовать действительности. То есть, водитель, ориентируясь на него, уверен, что температура в норме, а на самом деле она завышена, причем сильно.
Принцип работы
Через термостат охлаждающая жидкость (ОЖ) попадает в радиатор. Это большой круг циркуляции жидкости. Открытие термостата происходит обычно при температуре в 100 градусов Цельсия. Если температура не достигла этого предела, то жидкость движется по малому кругу. Неисправность термостата проявляется в неправильном открытии клапанов.
При закрытом термостате двигатель перегревается, а постоянно открытый ведет к низким температурам, так как жидкость будет проходить только по большому кругу.
Из-за нерегулярной смены антифриза или тосола, использования проточной воды или смешивания охлаждающих жидкостей в системе могут скапливаться различные отложения в виде накипи. В таком случае термостат неизбежно будет заклинивать в одном из его положений.
Советы и рекомендации
На практике большинство водителей, заметив повышение температуры, стремятся как можно быстрее заглушить мотор
Обратите внимание, если стрелка в красной зоне, тогда это решение можно считать единственно верным
Однако если перегрев есть, но температура не дошла до критической отметки, тогда двигатель лучше не глушить сразу. Оптимально сразу снизить обороты, после чего остановить машину и дать агрегату еще поработать на ХХ пару минут.
Дело в том, что такой способ помогает избежать деформации и растрескивания сильно нагретых деталей после их остывания. Также запрещается открывать крышку расширительного бачка на горячем двигателе, так как это может привести к ожогам. Еще запрещено доливать ОЖ в бачок до того момента, пока мотор не остыл. Разница температуры нагретых деталей мотора и заливаемой жидкости также способна вызвать деформацию.
Что касается профилактических мер для защиты от перегрева, регулярно контролируйте уровень жидкости в расширительно бачке, а также состояние самого тосола или антифриза. Если заметно снижение уровня, тогда нужно немедленно найти место протечки. Изменение цвета и запаха также является поводом к замене ОЖ.
Параллельно необходимо на каждом ТО проверять работоспособность помпы, а также состояние приводного ремня
В ряде случаев следует уделять внимание температурному датчику, который отвечает за срабатывание вентилятора охлаждения
Дополнительной рекомендацией является мойка радиатора и подкапотного пространства. При этом необходимо выполнять все работы грамотно, чтобы не залить электрооборудование, не повредить радиатор, вентилятор охлаждения и т.п. Для старых авто желательно также проводить внутреннюю очистку системы охлаждения, промывать радиатор от накипи и ржавчины.
Еще добавим, что если зимой двигатель и подкапотное пространство утеплялись при помощи различных утеплителей, тогда все указанные элементы нужно снять, чтобы улучшить охлаждение и снизить нагрузки на систему.
https://youtube.com/watch?v=0swgbqh-RkU
Теперь пришло время поговорить о причинах перегрева в самом моторе!
Одной из первых мыслей, которые приходят в голову, при словосочетании «перегрев мотора» будет, наверное, низкий уровень антифриза. Большинство, скорее всего, начнет проверять уровень, кстати, когда мотор перегрелся или просто горячий, ни в коем случае не вздумайте открывать радиатор, чтобы проверить антифриз. В системе охлаждения имеется определенное давление, поэтому если на разгоряченном двигателе открыть крышку радиатора, можно получить серьезные ожоги. Никогда так не делайте!
Так вот, вернемся к нашим баранам! Если количество антифриза недостаточное для эффективного охлаждения силового агрегата, то в самых горячих его точках возникнут локальные перегревы, после чего охлаждающая жидкость полностью перестанет циркулировать по системе. Как правило, антифриз утекает через резиновые патрубки, или сквозные отверстия в радиаторах, того, что в моторном отсеке и того, который радиатор печки. Если есть проблемы с паровым клапаном пробки радиатора или расширительного бачка, задача которых контролировать давление в системе охлаждения, то порог температуры закипания жидкости снизится. В таком случае при повышении нагрузки на двигатель, он скорее всего начнет серьезно греться или закипать.
Еще к вопросу антифриза хочу отнести такие понятия, как старый антифриз или вода вместо антифриза. Антифриз необходимо менять и об этом я уже делал ролик, ссылку добавлю в описание. Так вот, если антифриз уставший, градус кипения будет снижен и мотор будет закипать даже при вполне оптимальных температурных режимах, или как минимум сразу после допустимого максимума. Что касается воды, то здесь все очень просто, она кипит гораздо раньше, чем антифриз, поэтому если вы решили сэкономить, заменив антифриз водой, то смею вас огорчить такой фокус не пройдет. На старых моторах — возможно, но не на новых горячих, одноразовых движках!
После антифриза подозрение падает на термостат, который может заклинить на «малый круг», то есть в закрытом положении, что исключает возможность циркуляции по «большому кругу», в котором радиатор и вентиляторы. Без должного охлаждения температура двигателя будет стремительно расти, особенно во время медленной езды, например в пробках, при больших нагрузках и так далее.
«Подгулявшая» помпа или, правильнее сказать, неисправный водяной насос системы охлаждения, имеет самое непосредственное отношение к перегреву силового агрегата. Если насос не выполняет свою прямую задачу, по тем или иным причинам циркуляция антифриза, а вместе с ней и эффективный теплоотвод будут нарушены. Причин возникновения проблем с помпой есть немало, например обрыв ремня привода, разрушение лопастей насоса, а также заклинивание подшипника.
Забитый изнутри, или извне радиатор охлаждения — это прямая дорога к закипанию двигателя. Если забит изнутри, циркуляция будет затруднена, а вместе с ней и отвод тепла от раскаленных деталей. Тут все понятно, думаю. Если радиатор залепило с внешней стороны, например пылью, тополиным пухом, или грязью, то воздушный поток уже не сможет циркулировать между ребрами такого радиатора, общая температура антифриза будет возрастать, а порог перегрева станет еще ближе
Мойка радиатора — это тема отдельного видео, не забывайте уделять внимание этому узлу и вникать в суть его работы, в противном случае придется вникать в то, что такое капремонт или полная замена двигателя
Двигаемся дальше, и следующий в списке возможных виновников перегрева движка — электровентилятор, который срабатывает, когда радиатору необходим дополнительный обдув и отвод тепла. Тут свои тонкости и набор причин, по которым это может произойти, например неисправный мотор вентилятора, проблема с питанием, неисправный датчик включения, или поломка реле.
Разрыв, прогар или любая другая негерметичность прокладки головки блока цилиндров неминуемо ведет к тому, что выхлопные газы начнут проникать в охлаждающую жидкость. Последствия такого неприятного явления будут печальными. Мало того, что антифриз будет выдавливать из системы, так ко всему прочему, вместо него в систему попрут газы, образуя воздушные пробки и целые участки, в которых не будет ни капли охлаждения. Зачастую, в первую очередь страдает «бошка», то есть ГБЦ, то есть головка блока цилиндров.
Двигатель перегревается: признаки возникшей неисправности
Итак, если происходит перегрев, далеко не всегда из-под капота должен пойти густой белый пар. Основным поводом для беспокойства можно считать показания стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели.
На большинстве автомобилей используется именно такая схема контроля температуры ДВС. Также может быть установлен индикатор-лампочка, а повышение температуры выше заданных пределов будет сопровождаться характерным звуковым сигналом.
Если мотор перегревается на ходу, тогда основным признаком является резко поднимающаяся температура охлаждающей жидкости, стрелка указателя температуры на панели стремится в красную зону. Параллельно с этим отмечается значительное падение мощности, силовой агрегат попросту не тянет.
Сам двигатель начинает работать более «жестко» и шумно. Могут отчетливо прослушиваться звонкие металлические стуки, начинают «звенеть пальцы». Такие изменения происходят в результате появившейся детонации двигателя, когда сгорание топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер.
Также признаки перегрева можно заметить, подняв крышку капота и заглянув в моторный отсек. На сильный перегрев укажут трещины в БЦ и ГБЦ, заметные деформации головки блока цилиндров. Из-под прокладки головки блока могут быть видны течи антифриза или масла и т.д.
Еще можно определить перегрев по свечам зажигания. Как правило, на значительное повышение температуры в камере сгорания указывает белый налет на электродах, а также общее состояние свечи (растрескивание изолятора и т.д.).
Также можно открыть крышку расширительного бачка системы охлаждения (только после остывания ДВС). Признаки перегрева двигателя, которые можно определить при осмотре, представляют собой потемнения на стенках бачка (серо-черные пятна). Дополнительно следует взглянуть на сам антифриз. Если заметны хлопья темного цвета, которые находятся в ОЖ, тогда это масло, попавшее в систему охлаждения в результате перегревов.
Обычно попадание масла происходит после повреждения (прогара) прокладки ГБЦ. Параллельно необходимо извлечь масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Если в масле видна пена и наблюдается эмульсия под крышкой, тогда в смазочную систему попал антифриз.
Защита от перегрева
Чем устранять последствия перегрева, проще его не допустить. Защита от этого явления состоит из нескольких несложных пунктов. Первое, что необходимо делать регулярно, контролировать уровень антифриза в расширительном бачке, если он уходит – искать утечку.
Также полноценная защита не может быть гарантирована при изношенном приводном ремне помпы, помимо этого нужно обращать внимание на то, нормально ли работает температурный датчик, т.к. из-за его неисправности не будет своевременно включаться вентилятор
Необходимо убедиться и в исправности самого вентилятора.
Еще одна процедура, которую нужно делать регулярно – мыть радиатор
Главное – соблюдать осторожность, т.к. можно запросто погнуть ребра
Если автомобиль старый, то желательно радиатор демонтировать и промыть изнутри специальными средствами.
Если машина оснащена жалюзи радиатора, нужно следить, чтобы они были открыты в теплый период времени. Если этого не делать, перегрев в жару более чем вероятен.
Главное правило, которым следует руководствоваться: гарантированная защита от перегрева – полностью исправный автомобиль. Впрочем, оно действует и применительно к другим аспектам эксплуатации.
Мне нравится3Не нравится
Почему перегревается двигатель
1. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости.
Причиной перегрева двигателя часто бывает обычный человеческий фактор и невнимательность при уходе за автомобилем, например, наличие достаточного количества антифриза или другой охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Такие легкотекучие жидкости, как тосол или антифриз, всегда изыщут путь утечки в системе охлаждения мотора, состоящей из патрубков, хомутов, трубок и прокладок. Кроме этого, охлаждающая жидкость постепенно уходит из системы через радиатор и расширительный бачок в процессе естественного выкипания и испарения. Капли или лужицы охлаждающей жидкости под машиной после продолжительной остановки и мутно-белые следы на двигателе тому свидетельство. Самые тяжелые последствия перегрева двигателя (вплоть до заклинивания коленчатого вала) для мотора наступают, если охлаждающая жидкость уходит в масло, а затем – в цилиндры двигателя. Причиной этому может быть прогорание или разрушение прокладки блока цилиндров, нарушение герметичности блока или головки.
2. Неисправная помпа.
Жидкость внутри блока циркулирует, горячая проходит через радиатор и охлаждаясь опять возвращается в систему. «Гоняет» жидкости специальное устройство — так называемая «помпа» (по сути это насос). Если она выходит из строя, то нечему «качать», горячие антифриз или тосол стоят на одном месте и уже не могут охлаждать мотор.
В разных системах охлаждения могут использоваться такие охлаждающие жидкости как антифриз, тосол или вода. Они имеют разную температуру закипания: наиболее высокая – у антифризов, наиболее низкая – у воды.
Антифризы делятся по своим характеристикам и, для наглядности, по цвету на “красный”, “синий’ и “желтый”. Кроме этого, на каждой упаковке есть маркировка и таблица совместимости данного типа антифриза с другими. Категорически не рекомендуется смешивать разные антифризы, так как это может привести к полной потере их текучести и закупориванию всей системы охлаждения.
Вас также заинтересует:
- Вентилятор радиатора: работа, когда включается, почему не срабатывает
- Замена датчика температуры охлаждающей жидкости: план работ
- Основные причины жора масла в двигателе
3. Не работает датчик вентилятора.
Нагрев жидкости до 95 градусов контролирует специальный датчик (термостат), он «видит» температуру, если она продолжает расти, он включает вентилятор. Если термостат выходит из строя, то вентилятор не включается и температура растет – это очень опасно, потому как нет дополнительного охлаждения, перегрев двигателя обеспечен.
4. Загрязненный радиатор или забилась система охлаждения.
Еще одной причиной перегрева двигателя по недосмотру может быть загрязненный радиатор. В летний период он забивается дорожной пылью, тополиным пухом и грязью, что приводит к плохой теплоотдаче. Особенно часто страдают от этой проблемы автомобили, оснащенные кондиционером: у них, как правило, основной радиатор находится близко от радиатора кондиционера (конденсора), и между ними могут скапливаться пух и грязь.
Радиатор может забиться грязью как снаружи, так и изнутри вследствие использования низкокачественной охлаждающей жидкости или несвоевременной ее замены. В системе охлаждения образуется осадок, который скапливается в радиаторе, забивая соты. В таких случаях необходимо произвести промывку системы охлаждения.
Самостоятельная диагностика
Факт перегрева дизельного двигателя требует немедленной остановки агрегата для выяснения и устранения причин. Начинать проверку эффективности охлаждения дизеля своими руками следует с того, что двигателю необходимо дать самостоятельно остыть.
Дальше потребуется проверка уровня ОЖ в бачке, а также проведение тщательного визуального осмотра самого расширительного бачка, всех патрубков, радиатора охлаждения и радиатора отопителя, а также зоны крепления помпы для выявления возможной течи.
Следующим шагом станет проверка термостата. Для этого необходимо запустить остывший мотор и контролировать рост температуры. С нагревом термостат должен открыть для охлаждающей жидкости, которая движется по малому кругу, доступ в радиатор (большой круг). Если термостат заклинил, тогда нижний шланг окажется холодным. Это легко установить самостоятельно, аккуратно пощупав патрубок рукой и оценив нагрев шланга.
Последним этапом станет проверка работы привода вентилятора. Нужно удостовериться в работоспособности электрических контактов. Дополнительно необходимо заглянуть в блок предохранителей, так как неисправный предохранитель также может привести к отключению вентилятора и перегреву ДВС.
Видео
С такой проблемой, как перегрев двигателя автовладельцы сталкиваются довольно часто. Это явление носит серьезный характер и его нельзя оставлять без внимания. Как определить, что перегретый двигатель у автомобиля? Для того чтобы получить ответ на данный вопрос, требуется внимательно проанализировать работу мотора. Перегрев двигателя имеет явные симптомы. Диагностировать их рекомендуется как можно скорее.
Признаки перегрева двигателя распознать несложно. Самый важный из них — значительное увеличение температуры охлаждающей жидкости. Она достигает отметки 120 градусов или превосходит ее. Звук работы мотора тоже меняется. Он становится звонким.
Также имеется много других проявлений нагрева мотора — появление трещин и деформаций на цилиндре, наличие темных пятен в охлаждающей жидкости
Важно знать, какие действия необходимо предпринять автовладельцу, если он перегрел сильно двигатель, что делать, чтобы минимизировать риск более серьезных поломок
Если водитель перегрел двигатель машины последствия, могут быть серьезными
Важно быстро принять оперативные меры, чтобы мотор не сломался. Если владелец машины попал в подобную ситуацию, то необходимо прекратить движение по трассе, включив отопление салона на большую мощность
После этого требуется открыть капот и дать возможность мотору немного остыть.
Когда силовой агрегат немного остыл, требуется подождать около 20 минут и начать откручивать клапаны радиаторной системы охлаждения. Рекомендуется быть осторожным, радиатор может быть заполнен горячим паром. Если имеется горячий пар, то патрубки становятся жесткими.
Целесообразно надеть рубашку с длинным рукавом и только потом не торопясь осуществить поворот клапана. Для этого требуется выполнить легкие надавливающие движения. Когда горячая вода уйдет, в систему можно залить охлаждающую жидкость. Проделав такую операцию, можно доехать до места назначения.
Если в процессе передвижения стрелка датчика снова показывает красную отметку, то потребуется произвести несложные очистительные мероприятия. Такая ситуация может говорить о том, что радиаторные решетки засорены. Очистив радиатор от грязи, можно продолжить поездку. Радиаторная решетка наиболее часто подвергается загрязнению — на нее прилипает мошкара, пыль и т.д. Вымыть решетку можно, заехав на автомобильную мойку.
Для того чтобы исключить такую проблему, как перегрев мотора, целесообразно время от времени проводить процедуру избавления от накипи. Это эффективная защита автомобильного двигателя от перегрева. Накипь удаляется с использованием специальных средств, которые можно приобрести в магазине.
Нагрев автомобильного двигателя может привести к серьезным проблемам. Они могут повлечь материальные потери
Важно владеть информацией о том, как оперативно определить перегретый двигатель
Конечно, лучше данную проблему стараться не допускать
Но если неполадка возникла, крайне важно разобраться, почему греется двигатель в автомобиле, найти поломки и способы их устранения. Ведь, последствия перегрева двигателя могут повлечь серьезные материальные траты
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что двигатель конструктивно имеет много деталей и узлов, которые весьма чувствительны к изменениям температурного режима. Если говорить даже о незначительных перегревах, первыми выходят из строя сальники клапанов, затем поршневые кольца.
Однако когда перегрев более серьезный, тогда высока вероятность прогара клапанов, прокладки ГБЦ, деформации привалочных плоскостей БЦ и головки и т.д. Что касается серьезных проблем, следует помнить, что нагрев неизбежно ведет к расширению деталей, в результате чего появляются трещины блока и головки, элементы деформируются и оплавляются. В худшем случае перегретый двигатель заклинивает.
При этом далеко не всегда на рост температуры внутри мотора укажет стрелка на приборной панели. Особенно опасны в этом плане локальные перегревы. По этой причине необходимо постоянно следить за общим состоянием ДВС, выполнять комплексную диагностику двигателя, регулярно менять антифриз, поддерживать работоспособность и чистоту системы охлаждения.
Напоследок хотелось бы добавить, что все диагностические и профилактические процедуры должны выполняться правильно, так как система охлаждения состоит из большого количества достаточно хрупких деталей. Например, даже неаккуратная наружная мойка радиатора под давлением может привести к повреждениям его ребер.