Статьи по теме
Полная замена масла в АКПП: подробная инструкция
Масло выше уровня: чем грозит, что делать
Как проверить давление масла: причины низкого давления, способы проверки
Загорелась кнопка давления масла: причины и решение проблемы
Характеристики масел для двигателя: разбираемся с требованиями и маркировкой
Какое мало заливать в гидроусилитель и как часто его менять
Заправочный объем масла: особенности замены и измерения
Масло попадает в антифриз: признаки, причины и последствия
Где можно поменять масло, и как лучше это сделать
Какое масло заливать в мотор: стандарты, рекомендации, мнения
Присадки в трансмиссионное масло: есть ли эффект
Можно ли смешивать трансмиссионные масла и что делать, если это уже произошло
Марки трансмиссионных масел: для механической и автоматических коробок
Замена трансмиссионного масла: механика и автомат
Трансмиссионное масло «Тойота» для ответственных автовладельцев всех марок
Как определить тип масла
Каждый автовладелец точно знает, какой смазывающий состав он использует. Однако в ряде случаев, например, при приобретении новой машины эта информация неизвестна, и нужно устанавливать тип масла. Существует несколько вариантов, которые подходят в той или иной степени.
Лабораторный анализ. Это самый верный способ определить состав, который используется в моторе. Вместе со спецификацией масла можно установить некоторые скрытые дефекты, степень износа узлов, общее состояние двигателя. Значимым недостатком такого варианта является высокая стоимость проведения лабораторных исследований.
Мануал к автомобилю и другие источники. В технической документации к машине автопроизводитель указывает рекомендованные по вязкости и допускам масла. Подобную информацию также можно найти в Интернете. Если в сервисной книжке указаны регулярные ТО, то оптимальным вариантом станет обращение в соответствующую автомастерскую. Специалисты сервиса помогут определиться с составом и при необходимости выполнить замену.
Внешние параметры. Некоторые автовладельцы пытаются установить тип масла по цвету и запаху. Но такой вариант малоэффективен. Его можно использовать лишь для свежей (с небольшим сроком эксплуатации) смазывающей жидкости. Но и в этом случае высока вероятность ошибки. Со временем даже качественные составы меняют свой оттенок без снижения эксплуатационных параметров.
Что такое малозольное масло и зачем оно нужно мотору?
Требования экологического законодательства Euro 4 и Euro 5 заставили автопроизводителей найти такие инженерные решения, которые бы сократили количество вредных выбросов в атмосферу. Для этого были разработаны специальные системы доочистки выхлопных газов. Ими стали сажевые фильтры и каталитические нейтрализаторы. Чтобы продлить ресурс этих фильтрующих элементов, инженеры продумали, как их очищать не снимая. Каждая современная система нейтрализации выхлопных газов успешно самоочищается, просто сжигая сажу, но вот победить золу, в которой содержится много твёрдых несгораемых частиц, она не может. В результате сажевые фильтры и каталитические нейтрализаторы забиваются золой и перестают выполнять свои функции, о чём сигнализирует бортовой компьютер. Покупка новых фильтрующих элементов – достаточно дорогое удовольствие. Чтобы автомобилисты избежали лишних затрат, производители машин настоятельно рекомендуют им использовать малозольные масла, которые не имеют твёрдых частиц в отработке, поэтому не засоряют системы доочистки и не изнашивают двигатель.
Чем малозольники отличаются от классических автомасел?
Продукты LowSAPS или MidSAPS – это моторные масла последнего поколения, созданные по новым технологиям. В маслах Low SAPS содержание sulphated ash не превышает 0,5%. SAPS расшифровывается как SA (sulphated ash), P – фосфор, S – сера. Аббревиатура дословно переводится как: низкий уровень сульфатной золы, фосфора и серы.
Рецептура масел с низким содержанием золы отличается по составу от классических полнозольных продуктов. Базовое масло для производства MidSAPS и LowSAPS проходит более тщательную очистку, чем это необходимо для FullSAPS. А ещё в малозольных маслах используются совершенно другие присадки. В них уменьшено количество компонентов, содержащих SA (sulphated ash) – золу, P – фосфор, S – серу. Испытаниями доказано, что малозольные масла отлично защищают двигатель, а также предотвращают риск его преждевременного износа из-за попадания твёрдых несгораемых частиц. Царапины на деталях мотора часто возникают именно потому, что в него попадают металлические несгораемые остатки полнозольных классических масел.
Low SAPS и классификаторы: как узнать малозольное масло
Некоторые автомобилисты считают, что масла, соответствующие в американской системе API классу СJ-4, – это и есть LowSAPS. Но они заблуждаются. Масла группы СJ-4 более экологичные, чем FullSAPS, но относить их к малозольным неправильно, так как количество золы в них не менее 1%, а не 0,5%, как это должно быть в продукции LowSAPS. Выбирая малозольные масла, лучше ориентироваться на европейский классификатор ACEA. Все масла классов E9, C2, C3 полностью соответствуют характеристикам малозольных масел. Стоит также отметить, что сертификация в таких организациях, как Американский институт нефти или Ассоциация европейских производителей автомобилей вовсе не обязательна для производителей автомасел. Для них намного важнее допуски и рекомендации автоконцернов. Если они получены, и на масле стоит отметка LowSAPS, значит продукт можно считать малозольным.
Масла MidSAPs и LowSAPS: за и против
У масел MidSAPs и LowSAPS есть свои приверженцы и противники. У тех и других, по их мнению, железная аргументация и неопровержимые доказательства их правоты.
Какими аргументами оперируют противники масел LowSAPs?
Любители FullSAPS считают, что в малозольниках присадки “урезанные”. То есть, все компоненты, которые защищают двигатель от износа, выполняют свои функции только некоторое время, и хватит их не более, чем на 7 тысяч км. пробега. Потом масло нужно срочно менять. На что ориентируются эти автомобилисты? На содержание цинка, кальция и молибдена в присадках. Они попросту сравнивают характеристики моторных масел старого типа с новыми и говорят, мол, смотрите, в новых маслах LowSAPS и MidSAPS содержание цинка, кальция и молибдена, снижено, а ведь эти компоненты защищают двигатель от износа. Раз так, значит малозольные масла защищают мотор намного слабее. Логика в таких рассуждениях есть. Но при этом противники LowSAPS не учитывают тот факт, что малозольные масла разработаны по совершенно другой технологии, присадки в них другие, и они обеспечивают отличную защиту двигателю, но уже совершенно по-другому. Стоит учесть, что износ двигателя при использовании масел LowSAPS будет намного ниже, потому что в мотор не будут попадать металлические частицы, которыми так богаты масла FullSAPS.
Чтобы добавить отзыв, Вам необходимо авторизоваться на сайте
Тест на глаз
Опытные водители способны определить качество смазочных жидкостей на глаз. Внешний вид расскажет о многом.
Центр капли на бумаге сосредотачивает тяжелые частицы смазочной жидкости. То есть слаборастворимые или нерастворимые частицы. Ими бывают металлические примеси иные взвеси.
Капельный самостоятельный тест масла способен дать результаты, приближенные к лабораторным исследованиям:
- Исследуется зона края, прилегающая к ядру;
- Имеет черный или темный цвет;
- В зоне присутствуют слаборастворимые присадки органического происхождения;
- Если масло чистое, то наблюдается отсутствие кольца;
- Аналогичная картина, когда капля сильно загрязнена. В таком случае ядро получает однородный светлый цвет.
Подтек на листе бумаги получают благодаря физическому явлению проникать атомами в инородную структуру. Такой метод называется диффузией. Каждому знаком со школьной скамьи. Диффузия формирует кольцо серого цвета за ядром, то есть очерчивает зону, созданную растворимыми примесями органического происхождения.
Показатели для чистого масла
Визуальный анализ капель дает возможность определить зону чистого масла:
- Это светлое кольцо, потерявшее дисперсные взвеси;
- Образованное пятно исчезает спустя несколько дней;
- Профессионалы по прерывистому цвету определяют, что масло разбавлено водой;
- Если диффузионное пятно желтоватого, коричнево-светлого цвета, то факты свидетельствуют о сильном окислительном процессе, сформированном недопустимым перегревом силовой установки.
Процесс экспертной оценки
Исследование проводится в несколько этапов. Сравнительный анализ, пожалуй, самый объективный и полный, но ввиду его высокой стоимости применяется относительно редко. Физико-химический анализ наиболее популярен, он более доступен и прост. Он заключается в изучении рабочих характеристик, а именно:
- вязкость моторных масел при разных температурных показателях;
- уровень антиоксидантной устойчивости;
- характер износа металлического шарика на специальной машине трения;
- коэффициент трения;
- совместимость продукта с каталитическими нейтрализаторами;
- склонность к образованию нагара;
- влияние на расход топливного ресурса;
- плотность и сульфатную зольность.
Если какой-то один из перечисленных показателей не соответствует заявленным стандартам, продукт признается некачественным.
Изменение вязкостных свойств исследуют таким образом: сначала проводят анализ показателя вязкости до процесса термоокисления, затем поле него. Этот показатель влияет на защитные свойства, направленные на уменьшение образования нагара и соединений углерода. Именно эти факторы вызывают коррозию металла. Воздействие кислорода (процесс окисления) происходит под действием высоких температур, соответствующих рабочим. Масло начинает менять свои свойства в таких условиях, и чем ниже показатель этих изменений, тем лучше для силового агрегата.
Физико-химический анализ способен выявить область поражения и причину возникновения поломки.
Классификация моторных масел по SAE
Классификация моторных масел по вязкости, установленная Американским обществом автомобильных инженеров, является общепринятой в большинстве стран мира.
Классификация содержит 11 классов:6 зимних: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;8 летних: 8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные масла имеют двойное значение и пишутся через дефис, первым указывается зимний класс, а следом — летний (напр., 10W-40, 5W-30 и т.д.).
Подробнее о вязкости моторных масел
Класс вязкости SAE | Проворачиваемость (CCS), мПас-с | Прокачиваемость (MRV), мПа-с | Кинеметическая вязкость при 100°C, не ниже | Кинеметическая вязкость при 100°C, не выше | Вязкость HTHS, мПа-с |
---|---|---|---|---|---|
0W | 6200 при -35°C | 60000 при -40°C | 3.8 | – | – |
5W | 6600 при -30°C | 60000 при -35°C | 3.8 | – | – |
10W | 7000 при -25°C | 60000 при -30°C | 4.1 | – | – |
15W | 7000 при -20°C | 60000 при -25°C | 5.6 | — | – |
20W | 9500 при -15°C | 60000 при -20°C | 5.6 | – | – |
25W | 13000 при -10°C | 60000 при -15°C | 9.3 | – | – |
8 | – | – | 4.0 | 6.1 | 1,7 |
12 | – | – | 5.0 | 7.1 | 2,0 |
16 | – | – | 6.1 | 8.2 | 2,3 |
20 | – | – | 6.9 | 9.3 | 2.6 |
30 | – | – | 9.3 | 12.5 | 2.9 |
40 | – | – | 12.5 | 16.3 | 2.9* |
40 | – | – | 12.5 | 16.3 | 3.7** |
50 | – | – | 16.3 | 21.9 | 3.7 |
60 | – | – | 21.9 | 26.1 | 3.7 |
14.1 Загрязнение масел в процессе эксплуатации сэу
В процессе
работы двигателей и механизмов СЭУ
смазочное масло непрерывно загрязняе6тся
нерастворимыми в нем веществами. По
мере накопления загрязнений снижается
эффективность моющего действия присадок,
находящихся в масле, возрастает
нагарообразование на смазываемых
поверхностях деталей двигателя,
увеличивается вязкость масла.
Источниками
загрязнений являются несгоревшее или
не полностью сгоревшее топливо, его
зольные элементы, продукты срабатывания
присадок, продукты окисления самого
масла, продукты изнашивания деталей
двигателя, пресная или соленая вода,
пыль, песок, окалина и др.
Скорость
накопления в масле загрязнений и их
характер зависят от многих факторов, к
важнейшим из которых следует отнести
конструкцию дизеля, качество применяемых
масел и топлива, степень совершенства
средств очистки масла в процессе работы
дизеля, условия эксплуатации.
Изменение
эксплуатационных свойств масла под
влиянием накопления в нем нерастворимых
продуктов определяется не столько
количеством этих продуктов, сколько их
размером. Загрязнение масла абразивными
веществами усиливает изнашивание
деталей двигателя, а иногда приводит к
их повреждению.
Таким образом, необходимость
удаления из масла абразивных примесей
очевидно. Это же можно сказать и в
отношении удаления из масла воды: ее
присутствие ухудшает смазывающие
свойства масла, вызывает коррозию
деталей двигателя, способствует выпадению
из масла присадок.
Наиболее
эффективными методами очистки масла
на борту судна с целью сохранения его
качественных показателей на протяжении
всего срока его службы является фильтрация
и сепарация. В последнее время для
очистки обводненных масел все большее
распространение получает вакуумная
очистка.
Самостоятельная проверка масла с помощью теста
Купленную масляную моторную жидкость следует налить в небольшую ванночку и убедиться в насыщенности консистенции.
- Если масло густое, то это верный признал наличия в объеме загустителей, необходимых присадок, иных добавлений;
- Цвет смазочной консистенции тоже свидетельствуй о ее качестве. Если масло обладает янтарно-светлым оттенком, то продукт оригинальный. Коричнево-темный фон говорит о подделке.
- Качество масляного продукта различают по запаху. Смазочный материал, изготовленный на брендовых предприятиях, обладает мягкими запахами. Фальсификат наоборот — источает резкий, отвратительный «аромат».
- Перед заливкой смазывающего продукта в картер, рекомендуется жидкость поместить в темное место и продержать там 20 минут. Если после отстоя не наблюдается образование осадков, расслойки, то продукт сертифицирован и отвечает стандартным требованиям.
Оригинальный метод обнаружения фальсификата с помощью капельного простого теста является опробованный способ — при помощи бумажной экспертизы.
На лист офисной бумаги рекомендуемой плотности наносят каплю масляной жидкости. Когда процесс диффузии (впитывания) закончится, лист рассматривают на свет. Если, распространившееся по листу масляное пятно, содержит маленькие черные точки (вкрапления), то продукт либо фальсифицированный, либо завод-поставщик на ликвидные торговые площадки поставил некачественный продукт. Точки говорят, что жидкость содержит некачественные присадки.
Последствия использования некачественного моторного масла
Мало кто из автовладельцев задумывается о качестве и оригинальности приобретаемых смазочных материалов, придерживаясь мнения, что даже подделка будет смазывать трущиеся детали в достаточной мере. Однако подобные утверждения не просто ошибочны, но и весьма опасны для рабочих узлов автомобиля.
Использование некачественного масла может привести к выходу двигателя из строя
Первоначально моторное масло выполняло одну функцию — снижение трения между деталями двигателя. Со временем диапазон его «обязанностей» расширился и на сегодняшний день включает в себя:
- снижение трения между деталями;
- предупреждение коррозии;
- уменьшение износа деталей;
- охлаждение рабочих узлов;
- очищение поверхностей от нагара.
Рекомендуем: Какие бывают присадки для дизельного двигателя
В качественное масло производителями добавляются различные присадки, что соответствует современным требованиям. Подобный состав способен поддерживать работоспособность автомобиля.
В отличие от оригинала, подделка изготавливается не самыми технологичными способами.
Как результат — поддельное масло может нанести двигателю непоправимый вред. Определить подделку можно по симптомам, сопровождающим функционирование силового агрегата:
- повышенный шум от работы двигателя. Некачественное масло в процессе эксплуатации теряет густоту и перестаёт в достаточной мере смазывать детали;
- сложный и тяжёлый пуск мотора в холодное время года;
- появление износа, сажи и нагара на деталях ввиду отсутствия в составе подделки антикоррозионных присадок.
Если вовремя не принять никаких мер и не заменить поддельное масло на настоящее, то двигатель выйдет из строя спустя 20–30 тысяч километров пробега. Причём нет никакой гарантии того, что не потребуется его капитальный ремонт.
Особенности покупки
Нередко бывает, что после замены масла автовладелец начинает замечать, что с двигателем «что-то не так» — усиливается шум, повышается расход топлива, уровень масла понижается быстрее. Если оставить это без внимания, неизбежны серьезные проблемы.
Желание выбрать лучшее синтетическое моторное масло 5W40 омрачается слишком высокой, по мнению покупателя, ценой. Погоня за дешевизной повышает вероятность приобретения подделки, способной вывести двигатель из строя в короткий срок. Но и высокая цена не всегда является гарантией отличного качества.
В погоне за прибылью «умельцы» подделывают даже марки с мировым именем. Но фальсификаты Mobil, Shell, Zic, G-Energy поступают в продажу реже, чем подделки продукта менее популярных в России производителей.
При покупке необходимо учитывать класс по API. Для бензиновых двигателей маркировка начинается с буквы «S», для дизельных – с «С». Выбор производится по второй букве маркировки (K, L, M, N), она не должна располагаться в алфавите выше той, которая указана в руководстве по эксплуатации автомобиля — если рекомендован класс SM(CM), масло с маркировкой SN(CN) заливать в двигатель можно, SL(CL) – использовать нельзя.
Классификация по ACEA подразделяется на 3 категории:
- Смазочные материалы для легковых автомобилей, микроавтобусов и фургонов (A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5).
- Смазки с катализатором восстановления отработавших газов (C1, C2, C3, C4).
- Масла для дизельных двигателей, работающих с высокой нагрузкой (E).
Класс по ACEA при выборе масла должен строго соответствовать инструкции по эксплуатации транспортного средства.
При покупке следует обратить внимание на:
- целостность упаковки;
- наличие контрольной заглушки и дополнительной специальной бумажной этикетки на пробке;
- отсутствие следов грязи или масла между контрольной заглушкой и пробкой;
- прочность крепления заглушки к горловине канистры;
- прозрачность и отсутствие механических примесей;
- этикетку — она должна быть равномерно приклеена по всей плоскости и не отделяться от канистры (отсутствие этикетки и нанесение информации непосредственно на канистру – верный признак того, что продукт не контрафактный);
- наличие на этикетке полного адреса производителя;
- голографический стикер с логотипом, наклеенный на этикетку или вплавленный в пластик, из которого изготовлена канистра.
Рядовому потребителю сложно определить качество продукта, поэтому покупать масло предпочтительнее в специализированных магазинах, на АЗС или непосредственно на СТО. Поскольку официальные продавцы получают товар по прямым договорам, поэтому контрафактная продукция на прилавки таких магазинов не попадает.
Главное при выборе продукта (независимо от бренда), чтобы надписи на канистре полностью соответствовали характеристикам содержимого.
Необходимая частота проверки уровня моторного масла по мнению автовладельцев
Для эффективной работы двигателя нужно проверять не только оригинальность и качество моторного масла, но и его уровень в автомобиле. Эта процедура совсем несложная, ее можно провести самостоятельно. Только не все владельцы машин осознают, что проверку надо делать почаще.
Что с экономией?
Бытует мнение, что если проверять уровень масла каждый день, то оно неизменно расходуется. Оседает на щупе, на тряпке. Со временем несколько капель составят целый литр. Поэтому многие автомобилисты проверяют уровень раз в месяц и считают, что больше и не нужно.
Берите с собой канистру.
Некоторые владельцы проверяют уровень моторного масла только перед дальней поездкой. С собой всегда берут дополнительную канистру смазочного материала. Изредка интересоваться наличием моторного масла в двигателе чревато негативными последствиями. Некоторые не особо опытные автолюбители напрочь забывают долить жидкость в двигатель и ездят на сухом моторе. После таких поездок машина откажется работать.
Вид автомобиля тоже имеет значение.
Есть автолюбители, которые проверяют уровень моторного масла каждые 7 тысяч километров. Если вы владеете спортивной и мощной машиной, а по дороге перемещаетесь на высоком скоростном режиме, то смотреть, какой уровень смазочной жидкости в моторе, рекомендуется еще чаще.
Частая проверка не повредит.
Можно проверять уровень моторного масла раз в неделю, а также следить за тем, как долго гаснет масленка при холодном пуске. Постоянное наблюдение за состоянием смазочных материалов – залог отличной и долгой работы автомобиля.
Не допускайте, чтобы потек сальник.
После нескольких конфузов с уровнем моторного масла особо бдительные автомобилисты начинают следить за состоянием мотора каждый день. Конечно, такая частая проверка ни к чему. А вот посмотреть на щуп в норме обязательно раз в две недели
Обращайте внимание на то место, где машина стояла ночью, нет ли там пятен. Если повредится и потечет сальник, масло тоже долго не задержится в моторном узле.
Проведение лабораторных исследований
Для проведения анализа качественных характеристик масел потребуется два образца: свежий и отработанный продукт. В основе проверки лежит изменение физико-химических характеристик вещества. Алгоритм испытаний напрямую зависит от того, какая жидкость тестируется:
- синтетика;
- полусинтетика;
- минеральная.
Анализ можно проводить исключительно в лабораторных условиях с применением специального оборудования. Во время проведения тестирования учитываются факторы, изменяющие свойства масел в процессе работы. При старении смазки снижается показатель ее вязкости, что увеличивает силу трения, а соответственно, и износ деталей двигателей. Выработка влияет и на экономичность потребления топливного ресурса: чем старше масло, тем больше расход топлива.
Стендовые испытания позволяют дать оценку отработанного и нового образца определенной марки. Оптимальным вариантом считается забор образцов специалистом лаборатории. Сравнительный анализ образцов идентичных продуктов производится при условии, что оба поставляются в лабораторию в нераспечатанной упаковке. Желательно при этом иметь документ или чек, свидетельствующий о месте приобретения товара.
По желанию клиента проводится исследование на наличии сторонних примесей в составе испытуемого вещества. Такие анализы — процедура очень ответственная, ведь их результат не должен вызывать сомнений и быть предельно точным. Результат испытаний покажет:
- соответствие материала заявленным производителем показателям;
- термостабильность смазочного материала;
- влияние продукта на износоустойчивость деталей мотора.
Вязкость масла 5W-40
Вязкость моторных масел меняется при нагреве и охлаждении. При повышении вязкость снижается, масло становится более жидким, текучим. При понижении – наоборот повышается, масло становится более густым. Для стабильной работы двигателя без признаков интенсивного износа моторные масла должны удовлетворять следующим требованиям:
- Прокачиваться по каналам системы смазки при низкой температуре;
- Обеспечивать достаточную несущую способность масляной плёнки на двигателе, прогретом до рабочей температуры.
Параметры обозначения вязкости моторных масел
Чтобы производители автомобильных моторов могли задавать вязкостные свойства масла, заливаемого в систему смазки, а владельцы автомобилей покупать смазочные материалы, соответствующие применяемым требованиям, SAE предложена единая система маркировки. Она существует и сегодня. Благодаря ей, по маркировке сразу можно определить сезонность и температурную применяемость любого моторного масла, независимо от его производителя. Маркировка имеет вид AW-B, где:
- A – число, характеризующее нижнюю температуру воздуха, при которой масло можно прокачать по каналам системы смазки;
- W – буква, обозначающая, что первое число относится к зимнему периоду (от английского winter – зима);
- B – число, обозначающее параметр верхней температуры, при которой масляная плёнка сохраняет несущую способность.
У масел, предназначенных для эксплуатации летом присутствует только второе число, у зимних – только первое с буквой W. Оба числа в маркировке говорят, что данное масло может использоваться круглый год при температурах, не выходящих за границы, условно обозначенные числами.
Расшифровка обозначения 5W40
Если быть точным, цифры в обозначении представляют параметры динамической и кинематической вязкостей при нормативных температурах. Но для автомобилистов важны не цифры, понятные только специалистам, а температуры, при которых можно без проблем эксплуатировать автомобиль с залитой в мотор жидкой смазкой конкретной марки. Для моторного масла 5W-40 эти данные имеют следующие значения:
- Температура воздуха, при которой возможно прокачивание масла по системе смазки – минус 35 ºC;
- Температура воздуха, при которой масляная плёнка в прогретом двигателе сохраняет несущую способность, т. е. может надёжно разделять трущиеся поверхности – плюс 35 ºC.
Таким образом, масло с маркировкой 5W-40 предназначено для круглогодичной эксплуатации, т. е. является всесезонным.
Расшифровку надписи на ёмкости следует читать так: мотор, при исправных стартере, системе охлаждения и полностью заряженном аккумуляторе соответствующей ёмкости может уверенно запускаться и работать в температурном интервале от – 35 до 35 ºC. Масло 5W-40 может применяться практически на всей европейской части России.
16.1 Периодичность смены масла
Смена смазочных
масел во всех редукторах кроме главных,
гидросистемах вместимостью до 0,05м3,
воздушных компрессорах и других узлах
трения с малым объемом системы смазки
должна производиться в сроки,
регламентированные разработанными
химмотологическими картами или
инструкциями заводов-изготовителей
машин и механизмов.
Смена масел
в гидросистемах большого объема (свыше
0,05м3) системах смазки главных
редукторов, паровых турбин и холодильных
машин производственных холодильных
установок должна производиться при
достижении одного из показателей
предельного состояния масла.
При эксплуатации
машин и механизмов (вместимостью масляной
системы свыше 0,05М3) необходимо
отбирать пробы масел и проводить их
экспресс-анализ с помощью судовой
лаборатории анализа ГСМ по показателям,
приведенным в таблице 16.1
Отбор проб
масла для экспресс-анализа следует
осуществлять со следующей периодичностью:
-
Из гидросистем рулевой машины и винта
регулируемого шага, из системы смазки
главного редуктора – через каждые 200ч
работы при сроке смены масла менее
2000ч и перед сменой через каждые 500 часов
работы со сроком смены более 2000ч; -
Из системы смазки холодильных машин –
через 1000ч работы и перед сменой; -
Масло из других механизмов один раз
между очередными сменами масла и перед
сменой, но не реже, чем через 1000ч или 6
месяцев.
В береговую
лабораторию должны доставляться для
анализа пробы масла из систем при приходе
судна в порт по окончании рейса, перед
сменой масла, при обнаружении повышенных
износов или поломках, а так же в других
случаях (потемнение масла, подозрение
на наличие воды и т. д.).
Теплотехнической
лабораторией должен производиться
анализ проб масла по всем показателям,
указанным в таблице 16.1
Результаты
анализа следует вносить в действующую
судовую документацию, и на этом основании,
составляется заключение о пригодности
масел к дальнейшей эксплуатации, либо
о необходимости их замены.
Пробы масла
для анализа следует отбирать непосредственно
из трубопроводов после средств очистки
в стеклянную или унифицированную
полиэтиленовую тару для отбора проб.
Перед отбором
проб необходимо обтереть ветошью
пробоотборочный кран слить из него
вдвое большее количество масла, чем
застоялось в кране и подводящей к нему
трубке.
Тара для
отбора проб заполняется на 0,75 объема,
закупоривается полиэтиленовой пробкой.
— наименования
судна;
— марки масла;
— времени
отработки масла в механизме;
— дата отбора
пробы;
— должность
и фамилия лица, отобравшего пробу.
Риски использования некачественного моторного масла
Не все автолюбители задумываются о качестве и оригинальности смазочных компонентов, полагая, что любой продукт сможет справиться со своими задачами. Между тем придерживаться такого мнения очень опасно для вашего автомобиля.
Первостепенная задача моторного масла – снижение трения между деталями двигателя. Современные производители позаботились о расширении функций смазочных материалов. Сейчас масло может намного больше:
- защитить от коррозии;
- уменьшить износ двигателя;
- охладить рабочие узлы;
- очистить поверхности от нагара.
Качественные масла содержат много присадок, которые отвечают всем современным требованиям. Подобные составы могут поддерживать рабочее состояние автомобиля.
Подделки оригинальных смазочных материалов не могут похвастаться исключительным качеством, потому что при их изготовлении не применяют высокотехнологичные способы. Обычно сырьем для выработки подделок служит индустриальное масло, иногда – смазочные составы для сельскохозяйственной техники, что отражается на функционале моторного масла.
Как проверить моторное масло, должен знать каждый автолюбитель. Выявить, подделку ли вы купили, можно по симптомам, заметным во время работы моторного узла:
- сильный шум при работе двигателя. Подделки быстро утрачивают густоту и не смазывают в нужной мере детали узла, они начинают тереться друг об друга;
- сложности при запуске мотора в холодное время года;
- износ, сажа и нагар на деталях из-за отсутствия антикоррозионных присадок.
В результате использования поддельных смазочных материалов вы можете столкнуться с преждевременным износом всего моторного узла. Если вовремя не заметить вредного воздействия некачественного масла и не заменить его, автомобиль выйдет из строя спустя 20–30 тысяч километров пробега. Придется хорошенько потратиться на капитальный ремонт двигателя из-за неправильного выбора.
Тест на глаз
Опытные водители способны определить качество смазочных жидкостей на глаз. Внешний вид расскажет о многом.
Центр капли на бумаге сосредотачивает тяжелые частицы смазочной жидкости. То есть слаборастворимые или нерастворимые частицы. Ими бывают металлические примеси иные взвеси.
Капельный самостоятельный тест масла способен дать результаты, приближенные к лабораторным исследованиям:
- Исследуется зона края, прилегающая к ядру;
- Имеет черный или темный цвет;
- В зоне присутствуют слаборастворимые присадки органического происхождения;
- Если масло чистое, то наблюдается отсутствие кольца;
- Аналогичная картина, когда капля сильно загрязнена. В таком случае ядро получает однородный светлый цвет.
Подтек на листе бумаги получают благодаря физическому явлению проникать атомами в инородную структуру. Такой метод называется диффузией. Каждому знаком со школьной скамьи. Диффузия формирует кольцо серого цвета за ядром, то есть очерчивает зону, созданную растворимыми примесями органического происхождения.
Показатели для чистого масла
Визуальный анализ капель дает возможность определить зону чистого масла:
- Это светлое кольцо, потерявшее дисперсные взвеси;
- Образованное пятно исчезает спустя несколько дней;
- Профессионалы по прерывистому цвету определяют, что масло разбавлено водой;
- Если диффузионное пятно желтоватого, коричнево-светлого цвета, то факты свидетельствуют о сильном окислительном процессе, сформированном недопустимым перегревом силовой установки.